Цели:
1. Познакомить с терминологией “неполное частное” и “остаток”.
2. Развивать математическую речь, мышление, умение высказывать своё мнение, вычислительные навыки.
3. Воспитывать интерес к изучению предмета, самостоятельность, культуру учебного труда.
Оборудование: компьютер, слайды, печатная тетрадь для самостоятельных работ (авторы: Е.П.Юдина, О.А.Захарова); учебник “Математика. 4 класс” (автор А.Л.Чекин).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний, устный счет.
1. Устно. Решаем по цепочке (каждый ученик по одному примеру). Презентация
Слайд(1) с заданиями:
2. Разделите выражения на две группы:
Слайд(2) с заданием:
- На какие две группы можно разделить данные выражения? (Выражения, которые делятся нацело и выражения, которые делятся с остатком).
- Молодцы!
IV. Работа по теме урока.
- Открыли тетради, запишите число, классная работа. Выпишите выражения, которые делятся с остатком и решите.
V. Работа по учебнику.
- Вспомните, как называются числа при делении. (Делимое, делитель, частное).
- К нашим выражениям можно применить данную терминологию? (Их не хватает).
- Открыли учебники на стр.54 №156, прочитаем объяснение Маши.
- Какую терминологию предлагает Маша? (Делимое, делитель, неполное частное, остаток).
- Используя следующую запись деления с остатком и объяснение Маши, дай названия всем участвующим в этом делении числам.
Слайд(3): 58:8=7(ост.2)
- Молодцы!
- Попробуйте объяснить смысл термина “неполное частное”.
- №158 – выполни деление с остатком.
- Верно ли, что во всех приведённых случаях выполняется правило:
Если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое? (Да).
- Может ли это правило нарушиться при правильном выполнении деления с остатком? (Нет).
- Запишите данное правило в виде равенства буквенных выражений, обозначив буквой а – делимое, буквой в – делитель, буквой с – неполное частное, буквой d – остаток.
- Сверьте свои записи по слайду(4): а:в=с(ост.d) .
- №159 – проверить выполнимость этого правила для данных записей.
- №160, 161 – самостоятельно с последующей проверкой.
VI. Работа в печатных тетрадях для самостоятельных работ.
№78 – заполнить таблицу пользуясь формулой а:в=с(ост.d).
№81 – решить задачу. (с последующей проверкой).
1. Самостоятельная работа.
Печатная тетрадь с.47
№79 – из предложенных частных выбери те, при нахождении значении которых:
а) неполное частное равно 5, а остаток 3;
б) неполное частное равно 7, а остаток 2;
23:4 54:4 30:4 71:4
37:5 28:5 36:5 39:5
№80 – используя данные равенства, впиши пропущенные числа.
35*23=80891
__:3517=23(ост.19)
495:17=29(ост.2)
__:17=29(ост.4)
9068*34=308312
__:34=9068(ост.28)
2362:243=9(ост.175)
__:243=9(ост.190)
Творческое задание:
Разгадай ребусы: слайд(5).
VII. Итог: Чему научились на уроке? (Познакомились с терминологией “неполное частное”, “остаток”; поупражнялись в делении с остатком).
VIII. Домашнее задание: по учебнику с. 55 №162; п/т с.46 №81(в).