Неполное частное и остаток

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить с терминологией “неполное частное” и “остаток”.

2. Развивать математическую речь, мышление, умение высказывать своё мнение, вычислительные навыки.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета, самостоятельность, культуру учебного труда.

Оборудование: компьютер, слайды, печатная тетрадь для самостоятельных работ (авторы: Е.П.Юдина, О.А.Захарова); учебник “Математика. 4 класс” (автор А.Л.Чекин).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, устный счет.

1. Устно. Решаем по цепочке (каждый ученик по одному примеру). Презентация

Слайд(1) с заданиями:

2. Разделите выражения на две группы:

Слайд(2) с заданием:

- На какие две группы можно разделить данные выражения? (Выражения, которые делятся нацело и выражения, которые делятся с остатком).

- Молодцы!

IV. Работа по теме урока.

- Открыли тетради, запишите число, классная работа. Выпишите выражения, которые делятся с остатком и решите.

V. Работа по учебнику.

- Вспомните, как называются числа при делении. (Делимое, делитель, частное).

- К нашим выражениям можно применить данную терминологию? (Их не хватает).

- Открыли учебники на стр.54 №156, прочитаем объяснение Маши.

- Какую терминологию предлагает Маша? (Делимое, делитель, неполное частное, остаток).

- Используя следующую запись деления с остатком и объяснение Маши, дай названия всем участвующим в этом делении числам.

Слайд(3): 58:8=7(ост.2)

- Молодцы!

- Попробуйте объяснить смысл термина “неполное частное”.

- №158 – выполни деление с остатком.

- Верно ли, что во всех приведённых случаях выполняется правило:

Если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое? (Да).

- Может ли это правило нарушиться при правильном выполнении деления с остатком? (Нет).

- Запишите данное правило в виде равенства буквенных выражений, обозначив буквой а – делимое, буквой в – делитель, буквой с – неполное частное, буквой d – остаток.

- Сверьте свои записи по слайду(4): а:в=с(ост.d) .

- №159 – проверить выполнимость этого правила для данных записей.

- №160, 161 – самостоятельно с последующей проверкой.

VI. Работа в печатных тетрадях для самостоятельных работ.

№78 – заполнить таблицу пользуясь формулой а:в=с(ост.d).

№81 – решить задачу. (с последующей проверкой).

1. Самостоятельная работа.

Печатная тетрадь с.47

№79 – из предложенных частных выбери те, при нахождении значении которых:

а) неполное частное равно 5, а остаток 3;

б) неполное частное равно 7, а остаток 2;

23:4 54:4 30:4 71:4

37:5 28:5 36:5 39:5

№80 – используя данные равенства, впиши пропущенные числа.

35*23=80891

__:3517=23(ост.19)

495:17=29(ост.2)

__:17=29(ост.4)

9068*34=308312

__:34=9068(ост.28)

2362:243=9(ост.175)

__:243=9(ост.190)

Творческое задание:

Разгадай ребусы: слайд(5).

VII. Итог: Чему научились на уроке? (Познакомились с терминологией “неполное частное”, “остаток”; поупражнялись в делении с остатком).

VIII. Домашнее задание: по учебнику с. 55 №162; п/т с.46 №81(в).