Цель урока: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.
Задачи урока:
Образовательные:
- упражнять в написании слов с парными согласными в корне;
- совершенствовать умение разбирать слова по составу.
Развивающие:
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь учащихся;
- развивать познавательную активность;
- развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
- прививать любовь к русскому языку;
- воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.
Ход урока
1. Организация класса.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Проверка правильной посадки учащихся(таблица).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте тетради. Запишите число.
Двадцать пятое ноября.
Классная работа.
- Подберите однокоренные слова к слову "классная".
- Выделите корень.
- Назовите парные согласные звуки в этом корне.
- Охарактеризуйте эти звуки по звонкости - глухости.
- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Парные согласные в корне слова.)
- Итак, сегодня на уроке закрепим умение проверять парные согласные в корне.
- Как проверять слова с парными согласными в корне?
3. Чистописание.
- Мы вспомнили не все парные согласные русского языка.
- Расшифруйте слова:
- (конкпа- кнопка)
- (жолка- ложка)
- (тарква- травка)
- Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.
- Вспомним, как правильно пишутся буквы, которые обозначают названные нами парные согласные звуки в этих словах.
- Запись в тетрадях:
Пп Бб Жж Шш Вв Фф
4. Словарная работа.
Помни:
Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!
Если слышишь парный звук -
Будь внимателен, мой друг,
Гласный тут же подставляй,
слово смело изменяй
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты!
- Показываю картинку, назовите слово, запишите. Подберите однокоренное слово, чтобы в нём появилась парная согласная, которую нужно проверять.
Запись в тетрадях:
- берёза- берёзка
- дорога-дорожка
- лопата-лопатка
- тетради- тетрадка
- При выполнении уточняется словообразовательный аспект данных слов( учащиеся пользуются энциклопедией начальной школы).
- Название получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер- "светлый, ясный". Именно от Бер образовалась сначала берза, а потом берёза.
- Некогда слово дорога значило "овраг", "углубление в почве"; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках.
- Образовано от древнего слова "лоп", что означает "широкий лист".
- Слово "тетрадь" произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо".
- Здесь можно ещё уточнить способ образования слов и значение суффикса -к- в русском языке
5. Повторение пройденного. Работа по теме урока.
1. Узнать слова по описанию:
Ученик: избушка, где живёт сторож.
На доске: ст ро ка
- А знаете ли вы, что есть река Сторожка?(картинка)
Учитель: отправляясь в путь, помещать в транспортное средство свой груз, багаж. Это существительное.
На доске: погру ка
Задание: соотнеси слово с верной схемой:
- сторожка
- погрузка
- Внимание! Ловушка! Схем 3, а слов- 2.
-Учащиеся у доски комментируют свой выбор.
Физминутка.
2. Творческая работа(по группам).
У доски 2группы по 3человека. Каждому дана карточка со словом.
Задание:
- Из слов составьте новое слово, используя для этого только первые слоги.
- 1 гр. кролик ватрушка каша (кроватка)
- 2 гр. русалка башмак канат (рубашка)
Здесь могут быть нюансы по поводу деления слова на слоги. Ведь сейчас считается правильным оба варианта (и ва-трушка и ват-рушка, баш-мак , ба-шмак)
- Пока дети работают у доски, остальные работают в парах( самостоятельно).
Задание:
- Вставь верную букву.
- Исправь ошибку.
- Найди лишнее слово.
* Шарада:
Когда я с Д меня сорвут,
Когда я с Т на мне плывут.(плод-плот)
- Слова на карточках:
1 ряд 2 ряд 3 ряд ло ка оре ки сне ки булафка ллея п года вет р грипки нахотка
Физминутка.
3. Работа с текстом. Восстановление деформированных предложений( с.82 упр. 214)
- Узнайте, кто это?
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Ученик:
Верблюда называют "кораблём пустыни". Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. Горб- склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь верблюд ест про запас, поэтому на спине у него растёт горб до 45кг. Перед дорогой выпивают до57л воды. Сначала верблюду дают полизать соли, которая вызывает у животного сильную жажду. У верблюда 3 желудка, 2 из них заполнены водой и открываются, когда верблюд захочет пить.
Учитель:
Знаете ли вы:. что существует гора Верблюд? Поразительная по своей форме гора расположена в Самарской области Жигулёвских горах. Скалистые уступы этой горы очень чёткие и напоминают очертания этого гордого животного(картинка).
- Прочитайте задание.
- Запишите заглавие.
- Составьте первое предложение. Запишите.
В пустыне человеку помогает верблюд.
- 2 и 3 предложения составьте и запишите самостоятельно. Слабым учащимся предлагаю карточку-помощницу.
- В 1 предложении подчеркните главные члены.
- Установите связь слов в предложении.
- Что не является словосочетанием? Почему?
- Назовите словосочетания с вопросами.
- В 3 предложении зажечь орфографические фонарики.
6. Домашнее задание: c.80 упр.209
7. Итог урока:
- А что интересного (не касающегося русского языка) вы узнали?
- Как проверить слова с парными согласными в корне?
- Знание правила поможет выполнить домашнее задание.
8. Рефлексия урока:
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
- Спасибо за урок!