Правописание парных согласных в корне слова (закрепление). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.

Задачи урока:

Образовательные:

  • упражнять в написании слов с парными согласными в корне;
  • совершенствовать умение разбирать слова по составу.

Развивающие:

  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

  • прививать любовь к русскому языку;
  • воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.

Ход урока

1. Организация класса.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!

Проверка правильной посадки учащихся(таблица).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Откройте тетради. Запишите число.

Двадцать пятое ноября.

Классная работа.

- Подберите однокоренные слова к слову "классная".

- Выделите корень.

- Назовите парные согласные звуки в этом корне.

- Охарактеризуйте эти звуки по звонкости - глухости.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Парные согласные в корне слова.)

- Итак, сегодня на уроке закрепим умение проверять парные согласные в корне.

- Как проверять слова с парными согласными в корне?

3. Чистописание.

- Мы вспомнили не все парные согласные русского языка.

- Расшифруйте слова:

  • (конкпа- кнопка)
  • (жолка- ложка)
  • (тарква- травка)

- Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.

- Вспомним, как правильно пишутся буквы, которые обозначают названные нами парные согласные звуки в этих словах.

- Запись в тетрадях:

Пп Бб Жж Шш Вв Фф

4. Словарная работа.

Помни:

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!
Если слышишь парный звук -
Будь внимателен, мой друг,
Гласный тут же подставляй,
слово смело изменяй
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты!

- Показываю картинку, назовите слово, запишите. Подберите однокоренное слово, чтобы в нём появилась парная согласная, которую нужно проверять.

Запись в тетрадях:

  • берёза- берёзка
  • дорога-дорожка
  • лопата-лопатка
  • тетради- тетрадка

- При выполнении уточняется словообразовательный аспект данных слов( учащиеся пользуются энциклопедией начальной школы).

  • Название получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер- "светлый, ясный". Именно от Бер образовалась сначала берза, а потом берёза.
  • Некогда слово дорога значило "овраг", "углубление в почве"; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках.
  • Образовано от древнего слова "лоп", что означает "широкий лист".
  • Слово "тетрадь" произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо".
  • Здесь можно ещё уточнить способ образования слов и значение суффикса -к- в русском языке

5. Повторение пройденного. Работа по теме урока.

1. Узнать слова по описанию:

Ученик: избушка, где живёт сторож.

На доске: ст ро ка

- А знаете ли вы, что есть река Сторожка?(картинка)

Учитель: отправляясь в путь, помещать в транспортное средство свой груз, багаж. Это существительное.

На доске: погру ка

Задание: соотнеси слово с верной схемой:

  • сторожка
  • погрузка

 - Внимание! Ловушка! Схем 3, а слов- 2.

-Учащиеся у доски комментируют свой выбор.

Физминутка.

2. Творческая работа(по группам).

У доски 2группы по 3человека. Каждому дана карточка со словом.

Задание:

- Из слов составьте новое слово, используя для этого только первые слоги.

  • 1 гр. кролик ватрушка каша (кроватка)
  • 2 гр. русалка башмак канат (рубашка)

Здесь могут быть нюансы по поводу деления слова на слоги. Ведь сейчас считается правильным оба варианта (и ва-трушка и ват-рушка, баш-мак , ба-шмак)

- Пока дети работают у доски, остальные работают в парах( самостоятельно).

Задание:

- Вставь верную букву.

- Исправь ошибку.

- Найди лишнее слово.

* Шарада:

Когда я с Д меня сорвут,

Когда я с Т на мне плывут.(плод-плот)

- Слова на карточках:

1 ряд 2 ряд 3 ряд
ло ка оре ки сне ки
булафка ллея п года
вет р грипки нахотка

Физминутка.

3. Работа с текстом. Восстановление деформированных предложений( с.82 упр. 214)

- Узнайте, кто это?

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)

Ученик:

Верблюда называют "кораблём пустыни". Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. Горб- склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь верблюд ест про запас, поэтому на спине у него растёт горб до 45кг. Перед дорогой выпивают до57л воды. Сначала верблюду дают полизать соли, которая вызывает у животного сильную жажду. У верблюда 3 желудка, 2 из них заполнены водой и открываются, когда верблюд захочет пить.

Учитель:

Знаете ли вы:. что существует гора Верблюд? Поразительная по своей форме гора расположена в Самарской области Жигулёвских горах. Скалистые уступы этой горы очень чёткие и напоминают очертания этого гордого животного(картинка).

- Прочитайте задание.

- Запишите заглавие.

- Составьте первое предложение. Запишите.

В пустыне человеку помогает верблюд.

- 2 и 3 предложения составьте и запишите самостоятельно. Слабым учащимся предлагаю карточку-помощницу.

- В 1 предложении подчеркните главные члены.

- Установите связь слов в предложении.

- Что не является словосочетанием? Почему?

- Назовите словосочетания с вопросами.

- В 3 предложении зажечь орфографические фонарики.

6. Домашнее задание: c.80 упр.209

7. Итог урока:

- А что интересного (не касающегося русского языка) вы узнали?

- Как проверить слова с парными согласными в корне?

- Знание правила поможет выполнить домашнее задание.

8. Рефлексия урока:

- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

- Спасибо за урок!