Цели:
- закрепление знаний о единицах времени, окружности (круге), умений находить площадь;
- повторение таблицы умножения;
- развитие умений решать задачи, уравнения;
- воспитание интереса к сказкам, активности на уроке.
Оборудование урока: доска, рисунки сказочных героев, книга А.Н. Толстого "Золотой ключик", тесты, монеты, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
- Все любят сказки: взрослые и дети. И вот сегодня мы вспомним одну из великолепных сказок. Угадайте, какую?
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся сам мальчишка?
- Главный герой сказки Буратино, верно. А как называется сказка?
- Кто автор?
- Да, это сказка "Приключения Буратино" или "Золотой ключик". На уроке мы вместе со сказочными героями повторим и закрепим изученный материал: будем решать задачи, уравнения, работать с величинами, находить площадь фигуры, считаь устно (Рисунок 1.).
II. Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего урока: Умножение и деление в пределах 100. Повторение и закрепление пройденного.
- Скажите, как появился Буратино?
- Хотел ли он учиться?
- Он очень любознательный мальчик, но учиться не хотел и поэтому просит вас помочь решить ему устно задачу.
Буратино подтянулся на перекладине 12 раз, а Пьеро - 6 раз. Во сколько раз меньше подтянулся Пьеро, чем Буратино?
(12:6 = 2 раза)
Найди лишнее выражение.
72:9; 32:4; 63:7; 64:8.
- А ещё Буратино принёс вам задания - тесты. Прочитайте внимательно вопрос и правильный ответ обведите карандашом (а, б, в). Подпишите фамилию. Приложение 1.
- Давайте проверим ответы. Поменяйтесь листочками
- Кто справился? А кто нет?
III. Повторение знаний об окружности, круге. Закрепление умений сравнивать единицы времени.
- Карабас Барабас дал Буратино 5 золотых, правильно. Один такой золотой Буратино принёс нам (у всех на партах бумажные монетки).
- Посмотрите, какая это фигура?
- Как называется граница круга?
- Давайте сложим золотой попалам. На сколько равных частей поделили круг? (2)
- Как называется одна часть? (1/2)
У нас получилась линия сгиба. Если проведём отрезок через центр круга. Как будет называться этот отрезок? (диаметр)
- А половина диаметра? (радиус)
- Ребята, чтобы Буратино не потерял монеты нам нужно выполнить задание, которое предлагает нам Карабас. Подумайте и решите сами.
Сравни: 1 неделя и 8 суток; 14 суток и 2 недели;
У доски: 25 часов и 1 сутки; 1 месяц и 35 суток.
Рисунок 2. Проверка: Какие знаки поставили? Почему?
IV. Решение уравнений. Повторение названий компонентов деления.
- Кого встречает Буратино по дороге домой (Рисунок 3.)?
- Как вы думаете, они хорошо умеют считать? Кот Базилио и Лиса Алиса появились не просто так. С каким заданием они пришли?
Самостоятельно решить уравнения:
х : 3 = 5; 28 : у = 7
- А теперь проверим (х = 15; у = 4)
- Что неизвестно?
- Как найти? Объясните.
Индивидуальная работа с учащимися. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
V. Закрепление знаний о единицах измерения площади. Решение задачи на нахождение площади.
- Вспомните, как звали девочку, которая помогла Буратино и пыталась учить его (Рисунок 4.)?
- Мальвина предложила Буратино позаниматься, но он поставил кляксу и девочка очень огорчилась. А вы сможете решить задачу?
Длина сада у Мальвины 8 метров, а ширина - 3 метра. Найдите площадь сада.
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Запишите условие и решение (самостоятельно)
Длина - 8 м.
Ширина - 3 м.
S - ?
S = 8 ? 3 = 24 м2
- В каких единицах измеряется площадь?
VI. Физпауза.
- Ребята, наши сказочные друзья очень устали, убегая от Карабаса. Давайте вместе с ними отдохнём.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
VII. Решение задачи на уменьшение числа в несколько раз.
- Кого Буратино встречает в пруду (Рисунок 5.)?
- Черепаха Тортила прожила более 300 лет, она очень мудрая и хочет проверить, как вы решаете задачи.
С одной стороны моста было 18 лягушек, а с другой в 2 раза меньше. Сколько всего лягушек было на мосту?
I ст. - 18 л.
II ст. - в 2 раза <
Всего - ?
Решение:
1) 18 : 2 = 9 (л.)
2) 18 + 9 = 27 (л.)
- Проверим. Сколько всего лягушек на мосту?
VIII. Работа с учебником.
- Давайте вспомним. Что подарила Тортила Буратино? (золотой ключик)
- Чтобы открыть им заветную дверь в каморке папы Карло, нам нужно открыть учебник на странице 90, верно и быстро решить примеры.
(Учебник: Математика. 3 класс. Часть 1. М.И.Моро - с. 90, №6)
Самостоятельная работа по вариантам.
Проверка тестов. Оценивание.
IX. Итог урока. Оценивание.
- Какому сказочному герою помочь было легче?
- А труднее оказалось, какое задание?
- Вот мы и открыли заветную дверцу и помогли Буратино и его друзьям спастись от преследований Карабаса Барабаса. Сказка А.Н. Толстого "Золотой ключик" дала нам возможность повторить и закрепить полученные знания. Мы решали и задачи и примеры, и уравнения, сравнивали единицы времени, и считали устно. Вы, ребята, молодцы!
- А теперь откройте дневники и запишите д/з: с. 93 №25, № 29.