Сегодня в практику работы образовательных учреждений Кировской области вводится метод проектов как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. При этом метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся решают проблемы, ставят и достигают субъективно значимой цели, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. В школах этот предмет называется «Основы проектной деятельности» для учащихся 5-9 классов и «Проектная деятельность» для учащихся 10-11 класса.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово “творчество” происходит от слова “творить”, т.е. в общественном смысле это означает “искать”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим для каждого ученика.
Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются ум, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
И перед педагогами, преподающими эту дисциплину, встаёт проблема, как заинтересовать детей и творчески подойти к данному предмету.
Основная часть учебного времени затрачивается на практическую деятельность - овладения обще трудовыми знаниями и навыками. В течение всего периода обучения каждый учащийся должен выполнить по одному проекту в год, что будет являться видом контроля за уровнем усвоения знаний. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка.
Результат проектирования – проект, который представляет собой продукт
- определённого вида деятельности;
- произведение автора или коллектива авторов;
- средства направленного развития;
- новое знание. Приложение 1.
На занятиях необходимо рассматривать теоретические вопросы, так и выполнение практических работ: эскизов, чертежей, рисунков и т.п. Во время занятий проводить экскурсии, показывать видеофильмы, учебные презентации.
В ходе обучения школьники выполняют групповые и коллективные проекты прикладной направленности.
При выполнении проектов учащиеся учитывают потребности школы, семьи, экономическую целесообразность и возможность реализации.
Данный предмет делает упор на художественное творчество. Художественное проектирование вооружает учащихся знаниями о главных составляющих красоты и гармонии, позволяет увидеть возможности усовершенствования, создания любой вещи, предмета или объекта. Оформление проектной документации – очень важная часть творческого проекта. Учащиеся фиксируют рабочие моменты на бумажных и электронных носителях. Приложение 2.
Готовясь к защите проекта, учащиеся выполняют презентации. Приложение 3.
Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.
Рисунки – Приложение 4.