Непроизносимые согласные в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цель: Формировать умение проверять слова с непроизносимыми согласными

Задачи:

  1. Продолжить работу над формированием навыка правописания слов с непроизносимыми согласными; повторить ранее изученные орфограммы.
  2. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, речь.
  3. Воспитывать положительные мотивации к учению, интереса к предмету.

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» А.В. Поляковой, мультимедийное оборудование, экран, карточки с заданиями для работы в группах, открытки для словарно-орфографической работы, карточки для дифференцированной работы, схемы, карточки со словами.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

СЛАЙД 1

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас. Думаю, что сегодня день принесет нам всем радость общения.

– Сегодня на уроке вы будете исследователями знаний. И как полагается у исследователей – фиксировать свою работу письменно.

– Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Открыли тетради. Записали дату и вид работы.

II. Минутка чистописания.

Отработка навыка каллиграфии.

– Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? В данных словах эти буквы обозначают твердые согласные звуки:

СЛАЙДЫ 2-4

сон, весы, Надя, Лена 

Молодцы! Это буквы С и Н. Посмотрите на задание:

На доске:

Сс сн Нн сн Сс

Какие правила каллиграфии необходимо соблюдать при написании этих букв? Запишите, продолжив закономерность.

– Отметьте в тетрадях карандашом лучшее сочетание.

– Что можете сказать о данных сочетаниях букв?

– Приведите примеры с сочетанием «сн» из домашнего упражнения.

СЛАЙД 5

– Почему в данных словах не может быть непроизносимой согласной?

– Молодцы!

III. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы урока. Проговаривание темы урока, развитие у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути ее решения.

– Прочитайте пословицу.

На доске:

Человек трудолюбивый – самый счастливый!

Как понимаете смысл пословицы?

– Вы правы, и сегодня, я надеюсь, каждый из вас получит счастье и радость от работы на уроке.

– Какие опасные на ваш взгляд места есть в словах?

– Как называется эта орфограмма?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

– Какие согласные могут быть непроизносимыми?

СЛАЙД 6

– Как проверить написание данной орфограммы в слове?

– В каких случаях позиция фонемы в родственных словах сильная?

На доске:

Отработайте правило по алгоритму со словами:

На доске:

солнце, счастливый, грустный.

IV. Включение знаний в систему, повторение.

Создать условия для умений анализировать, развивать умение слушать друг друга, осуществлять взаимопроверку.

Словарно-орфографическая работа.

– Выполним следующее задание: вам необходимо запомнить слова, при повторном показе записать их:

(Учитель показывает открытки, называет слова.)

Сердце, солнце, местность, пастбище, тулуп, праздник, лестница.

Запомнили? Запишите.

(Учитель повторно показывает открытки).

СЛАЙД 7

– Что вы можете сказать об этих словах? Какая орфограмма их объединяет?

– Как проверить непроизносимую согласную?

Взаимопроверка:

СЛАЙД 8

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте по подсказке.

– Все ли слова относятся к данной орфограмме? Какое слово лишнее? Почему?

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

– Рассмотрите рисунок. Кто знает значение этого слова?

– Послушайте, к каким результатам пришли ребята, которые работали со словарями.

– Итак, мы пришли к выводу, что тулуп – это долгополая меховая шуба, не крытая сукном.

СЛАЙД 11

– В русских народных сказках художники часто «одевают» в тулупы героев и персонажей произведения.

– Подберите к этому слову синоним.

– А я, ребята, тоже провела работу и выяснила очень интересный факт. Нашла объяснение слова тулуп в свободной энциклопедии Викепедия, где это слово употребляется в фигурном катании – зимнем виде спорта, в котором спортсмены под музыку вращаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов. Одним из таких элементов является «тулуп» - так называемый зубцовый прыжок.

СЛАЙД 12

– Кто знает, как называются в русском языке слова, которые одинаково звучат и пишутся, а означают разное?

– Слова, которые одинаково звучат и пишутся, означают разное – это омонимы.

СЛАЙД 13

– Запишите слово тулуп с новой строки.

– Какая орфограмма встретилась в данном слове? Как ее проверить?

– Подберите проверочное слово (измените форму слова).

– Подберите однокоренное слово.

– Выделите корень в этом слове.

– Продолжим работу над правописанием согласных в корне слов после паузы.

V. Физкультминутка.

Провести упражнения для снятия утомления, реализовывается здоровьесберегающий компонент.

СЛАЙД 14

Звучит спокойная музыка.

Все встали, закрыли глазки, представили, что мы в лесу зимой. Вдохнули полной грудью свежий зимний воздух. Потянулись. Вдруг на нас сверху падает ком снега, присядьте, – это белка прыгнула на ветку, стряхнула снег. Идем дальше. Справа пушистая елочка, вы ей рады, улыбнитесь, покачайте головой. Выходим из леса. Открыли глазки, сели за парты.

VI. Закрепление.

Закрепление материала, развивать умение выделять главное в объекте, умение планировать свою деятельность.

Работа в группах. Деловая игра «Я – учитель». Приложение 1.

– Вам предлагаются карточки. Ваша задача: подготовить задание на орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова». Требования к готовому заданию: оно должно помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по изучаемой теме.

Проходит устная проверка. Дети рассказывают о своей проделанной работе.

– Как называется орфограмма, над которой вы работали? Как проверить написание непроизносимой согласной в корне?

– Спасибо за работу, молодцы.

VII. Самостоятельная работа с проверкой.

Решение учебной задачи, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.

Индивидуальная работа.

– Вы показали хорошую работу в группах. А сейчас проверим ваше умение работать самостоятельно.

– На доске карточки со словами. Соберите предложение.

прочитал, о чудесных, в каникулы, книгу, странах, интересную, Иван

Дифференцированная работа.

– Пока ребята размышляют над заданием, некоторых ждет задание другого вида. На столах лежат карточки: выполните задание. Приложение 2.

Придумать предложения по заданным схемам.

Индивидуальная работа /продолжение.

– Мы продолжим работу. Кто составил предложение?

В каникулы Иван прочитал интересную книгу о чудесных странах.

– Запишем с комментированием предложение.

– Подчеркните грамматическую основу предложения.

– Подпишите части речи.

– Молодец!

– Какие слова встретились на орфограмму непроизносимые согласные в корне слова? Как проверить данную орфограмму?

– Ребята, которые работали по карточкам, сдайте, пожалуйста, работы.

(Работы учащихся собираются, оцениваются.)

VIII. Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели, содержания выполнения домашнего задания.

СЛАЙД 15

– Мы сегодня хорошо потрудились, рассмотрим домашнее задание:

Учебник с.121 № 238

– Познакомьтесь с заданием.

– Будьте внимательны - задание творческое.

– Вопросы есть?

IX. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Сегодня вы замечательно поработали.

– Над какой орфограммой мы работали на уроке?

– Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

СЛАЙД 16

– Оцените свою работу на уроке.

– Как вы думаете, пословица «Человек трудолюбивый – самый счастливый!» Подтверждает итог нашей совместной работы?

– Я рада!

Выставление оценок:

Работа по карточкам.

За активную работу на уроке.

Работа у доски.

– Посмотрите вокруг себя. На стенах помещены слова. Найдите слова с орфограммой, над которой мы сегодня работали на уроке и которые вы бы хотели слышать в повседневной жизни как можно чаще. (Чудесный, честный, здравствуй, прелестный, радостный, прекрасный, завистливый, счастливый, грустный, ненастный).

– Прочитайте их.

СЛАЙД 17

– Спасибо за работу. Урок окончен.