Цели:
Коррекционно-образовательные.
– Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов “на” и “под”.
– Учить детей самостоятельно составлять предложения с предлогами “на” “под”.
– Закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи.
Коррекционно-развивающие.
– Развивать умение дифференцировать предлоги “на” и “под”.
– Развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление.
– Развивать тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные.
– Воспитывать мотивацию к обучению.
– Воспитывать навыки общения, доброжелательности и взаимовыручку.
Оборудование:
– игрушки: мяч, ёлка, детская мебель, кукла, ёлочные игрушки, машинка, кубик, кегля;
– предметные картинки, магнитофон, кассеты, трафареты снежинок, схема предлогов “на”, “под”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Какая погода бывает зимой?
Дети: Погода бывает зимой холодная, морозная.
Логопед: А какой праздник скоро будет?
Дети отвечают: Новый год.
Логопед: На новый год совершаются чудеса. Я думаю, что и с нами произойдёт тоже какое-нибудь чудо.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята сегодня на занятии мы с Вами будем употреблять, выделять и составлять предложения с маленьким словом “на” и с маленьким словом “под”.
На ковре лежат игрушки: мяч, кубик, барабан, машина, карандаш, кегля и т. д.
Логопед: Ребята! Давайте наведём порядок в группе. Я вам буду давать игрушку и говорить, куда её нужно убрать, а вы мне должны ответить, что вы сделали, но положить игрушку надо на стол или под стол.
(Дети составляют предложения с предлогами “на”, “под”).
Логопед: Что это? (показывает на барабан)
Ребёнок: Это барабан.
Логопед: Положи барабан на стол. Что ты сделал?
Ребёнок: Я положил барабан на стол.
Логопед: Что это? (показывает на машину)
Ребёнок: Это машина?
Логопед: Положи машину под стол. Что ты сделал?
Ребёнок: Я положила машину под стол.
и т. д. (после выполненного задания дети садятся на ковёр).
3. Релаксация (под музыку).
Логопед: Ребята, закройте глаза и представьте, что идёт снег. Снежинки падают вам на голову, на плечи. Вам холодно. Давайте поёжимся. Протянем ручки и представим, что снежинки упали вам на ладошки. Ладошки замёрзли, мы их погрели. (Дети дуют на ладошки). Ребята, откройте глаза.
4. Динамическая пауза.
Логопед: Встаньте. Давайте с Вами покружимся как снежинки.
(Музыка звучит. Дети кружатся и приближаются к уголку, где имеются декорации: комната с игрушечной мебелью, ёлкой и разбросанными вокруг неё ёлочными игрушками ).
5. Работа по теме.
Логопед: Ребята, посмотрите – мы с вами попали в сказку. Эта сказка о кукле Маше – Маше-растеряше. Я вам сейчас эту сказку расскажу.
Жила была девочка Маша. Все называли её Маша – растеряша, потому что она всё теряла и забывала. Ребята, давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Маша.
Кукла Маша: Здравствуйте ребята.
Логопед: Маша, что ты делаешь?
Кукла Маша: Елку хочу украсить, да игрушки уронила и все растеряла!
Логопед: Ребята, помогите Маше найти игрушки и украсить елку.
(Логопед вызывает детей по очереди, шепчет им на ухо, где находится игрушка, и предлагает повесить игрушку на ёлку или поставить под ёлку. Дети достают её и проговаривают, где они её взяли. Например: “Я взял красный шар под диваном . Я повесил красный шар на елку” и так далее. Дети украшают елку).
Кукла Маша: Спасибо Вам, ребята.
Логопед: Маша. Ребята выучили стихотворение. Послушай его, не про тебя ли оно написано?
6. Физминутка.
Рано, рано по утру ищет вещи Машенька.
(Дети приседают и смотрят в правую сторону, а затем в левую.)
Где штанишки, где носки.
(Дети пожимают плечами).
Не могу я их найти.
(Дети топают ножками).
Вот какая Маша, Маша – растеряша.
(Дети разводят руками).
Кукла Маша: Да, ребята, это стихотворение про меня. Но что же мне делать?
Логопед: Кукла Маша. А ты посмотри, как ребята умеют работать на занятии и они ничего не теряют.
Кукла Маша: Хорошо.
7. Игра: “Скажи правильно”.
Логопед: Ребята, у вас на столе предметные картинки и схемы маленьких слов. Вам нужно составить предложения, в котором будет маленькое слово “на” или маленькое слово “под”.
Предметные картинки:
– стул, кукла;
– полка, машинка;
– стол, собака;
– тумбочка, ваза;
– диван, кошка;
– кровать, тапочки,
(Дети составляют предложения, выделяя предлоги “на” или “под” и добавляя глагол).
Дети:
– Кукла сидит на стуле.
– Собака лежит под столом. И т.д.
8. Игра “Помоги кукле Маше исправить ошибку”.
Кукла Маша: А я двойку в школе получила вчера (показывает тетрадь). Я всё правильно написала, но учительница “двойку” поставила.
Логопед, смотрит в тетрадь: Маша, у тебя здесь много ошибок. Ребята, поможем Маше исправить ошибки.
Бабушка села под дубовую скамейку.
(Дети исправляют ошибку: – Бабушка села на дубовую скамейку. И так далее).
Мяч укатился на деревянный стул.
Воробей взлетел под сосновую ветку.
Ёж спрятался на берёзовый пень.
Подарки лежат на пушистой ёлкой.
Карандаш упал под письменный стол.
Кукла Маша: Спасибо вам, ребята. Я больше не буду Машей – растеряшей. Я буду убирать на место свои вещи и буду учиться хорошо. До свидания, ребята.
Дети: До свидания, кукла Маша! Приходи к нам ещё в гости. (Кукла уходит).
9. Развитие мелкой моторики.
По розданным логопедом шаблонам дети обводят снежинку.
10. Итог.
Логопед: Молодцы, ребята! Ребята, с какими предлогами мы познакомились на занятии? – Чему научились?
11. Сюрпризный момент.
Логопед: Пока мы с Вами занимались, произошло чудо. Приходил Дед Мороз и принес Вам подарки (достает под елкой подарки и раздаёт детям).