Воспитательный анализ урока

Разделы: Администрирование школы


1. Введение.

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности. Анализ, по С.Л. Рубинштейну, “это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Формы анализа многообразны, Наиболее полной его формой является анализ через синтез, где “... синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов”.

Учитель на уроке включается в многообразные связи с каждым отдельным учащимся, с классом в целом, с преподаваемым материалом. В силу этого сам учитель, вступая в определенную связь с тем учебным предметом, содержание которого осваивается учащимися, выступает для обучающихся во все новых свойствах и качествах: как учитель (когда объясняет новый материал), как интересный собеседник (когда организует коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), как исследователь (когда вместе с учащимися решает задачи), как исполнитель (когда декламирует или поет при обучении дошкольников или младших школьников). В силу новых связей, в которые он включается, из него как бы “вычерпывается” все новое содержание: предметное, личностное, интеллектуальное, деятельностное, поведенческое. Анализ урока чаще всего проводится с общепсихологических позиций основополагающего принципа отечественной психологической школы — принципа развивающего и воспитывающего обучения. Соответственно и урок трактуется с этих позиций. Приведем в качестве иллюстрации следующее развернутое толкование урока, по Л.Т. Охитиной.

1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы “пройти” какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями самих ребят.

3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель. 

4. Центральный компонент любого урока — организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение.

На основе аналитикосинтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов — содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий — индивидуально: психологических особенностей учащихся”.

Приведенная трактовка урока исчерпывающе полно отражает не только принцип развивающего обучения, но и фиксирует его проблемность, мотивированность, необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Воспитательный анализа урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время воспитательный анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае воспитательного анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.). Существенно отметить, что “педагогическая рефлексия” соотносится с профессиональным самосознанием учителя как субъекта педагогической деятельности, личности, социально ответственной за воспитание и обучение других людей.

В качестве объектов воспитательного анализа урока выступают следующие умения учителя:

  • увидеть, подготовлен ли класс к уроку;
  • наблюдать в течение урока за дисциплиной;
  • замечать психофизическое состояние детей;
  • воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
  • внимательно слушать ответы учащихся;
  • постоянно держать весь класс в поле зрения;
  • организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
  • воспринимать реакцию на свое объяснение;
  • воспринимать реакцию на свои вопросы; 
  • заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
  • заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
  • отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
  • заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы продвижение в развитии;
  • наблюдать за своим поведением и речью;
  • заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
  • наблюдать за ходом урока;
  • распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.

2. Комплексный анализ урока

Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления, одним из которых является воспитательное.

1. Анализ выполняемых учителем задач:

  • как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
  • насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
  • в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
  • что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
  • насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
  • как осуществлялась связь теории с практикой;
  • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
  • применялись ли на уроке технические средства;
  • что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

  • как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
  • что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
  • каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

  • педагогическая этика;
  • внешний вид;
  • умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
  • определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
  • оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
  • умение быстро корректировать ход урока.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

  • учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
  • работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
  • развитие речи учащихся;
  • умение школьников применить теорию на практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Комплексный анализ урока физкультуры)

3. Воспитательный анализ урока

3.1. Примерная схема анализа урока

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Схема анализа воспитательного аспекта урока (по Шмаковой Л.П.).

3.3. Воспитательный анализ этапов урока.

 

Содержание анализа

Воспитание каких качеств возможно на данном этапе

I. Организационный этап

1. Приветствие учителя и ответная реакция учеников. 1. Доброжелательность.

2. Внимательность.

3. Аккуратность.

4. Тактичность.

5. Сосредоточенность.

6. Ответственность.

7. Умение быстро мобилизоваться.

2. Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях.
3. Проверка готовности кабинета и целесообразность действий педагога в этот момент.
4. Применение приемов педагогического воздействия ля стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности.
5. Конечный результат этапа и его влияние на следующий этап, и весь урок в целом.

II. Этап всесторонней проверки знаний

1. Связь между ответами ученика и объективной оценкой учителя. 1. Уверенность.
2. Удовлетворенность собственной деятельностью.
3. Старательность.
4. Внимательность.
5. Сосредоточенность.
6. Активность.
7. Терпеливость.
8. Добросовестность.

III. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

1. Формирование положительной мотивации к восприятию нового. 1. Целенаправленность.
2. Активность.
3. Любознательность.
4. Точность.
2. Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

IV. Этап усвоения новых знаний или способов действий.

1. Использование воспитательной ценности материала. Формирование нравственных качеств, через содержание материала, волевых качеств – через способы действий.
2. Использование ненасильственных приемов обучения.

V. Проверка понимания учащимися нового материала.

1. Индивидуальный подход к “непонятливым”. 1. Уважительность.
2. Терпеливость.
3. Тактичность.
4. Умение вести диалог (диалогичность).
5. Доброжелательность.
2. Отсутствие вспышек раздражительности, гнева.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Поощрение инициативы и самостоятельности и осуществление взаимопомощи. 1. Самостоятельность.
2.Адекватность в самооценке.
3. Умение почувствовать содержание урока.
4. Интуитивность.
5. Инициативность.
6. Уверенность в своих силах.
7. Чувство собственного достоинства.
2. Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка.
3. Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции.
4. Убеждение необходимости знаний для каждого не только в будущем, но и настоящем.

VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

1. Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу. 1. Уверенность.
2. Добросовестность.
3. Систематичность.
4. Трудолюбие.

4. Аспектный анализ урока

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Заместителю директора школы по воспитательной работе приходится посещать уроки в пятых классах с целью наблюдения за адаптацией пятиклассников к средней ступени обучения, предлагаю взять с собой на урок следующую схему анализа урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

5. Заключение.

В заключение несколько слов для посещающих уроки:

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

6. Список использованной литературы:

  1. http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2004-1/menshikov.doc
  2. Иванов С.В. Анализ урока. Воронеж, 1975.
  3. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976.
  4. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
  5. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. Анализ урока. Типология, методики, диагностика. Волгоград, 2007.