Обобщающий урок по "Гидросфере" с использованием ИКТ

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс: Шестой

Учебно-методическое обеспечение. Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, рабочая тетрадь, ручка, атлас «Физическая география начальный курс» 6 класс, физическая карта полушарий и России.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация 25 слайдов.

Примечание: работать мышкой.

Целесообразность использования ИКТ на уроке географии:

  1. Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций в учебнике
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
  3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Основная цель урока: Повторить и систематизировать знания по теме «Гидросфера».

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся по теме «Гидросфера»
  • Продолжить формировать умения работать с различными видами карт.
  • Уметь показывать предложенные географические объекты
  • Объяснять причину образования: течений, ветровых волн, цунами, приливов.
  • Способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке.

Развивающие:

  • Развивать интерес у школьников к региональному компоненту
  • Развивать навыки работы с атласом, эрудицию, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, формировать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Оборудование:

  • атлас по географии 6 класс;
  • тетрадь для практических работ;
  • физическая карта полушарий;
  • презентация к уроку «Гидросфера»;
  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • ручка;
  • экран для просмотра презентации.

Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации.

Методы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    • словесные;
    • наглядные;
    • практические;
    • индуктивные;
    • дедуктивные;
    • проблемно-поисковые;
    • использование ИКТ.
  2. Методы формирования сознания:
    • метод воспитательных ситуаций;
    • беседа;
    • дискуссия;
    • пример;
    • рассказ.
  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности:
    • анализ жизненных ситуаций;
    • создание ситуации успеха;
    • создание ситуации новизны;
    • познавательная игра.

План урока:

Этапы занятия Временная реализация
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку 2 минуты
Проверка знаний географических терминов с помощью слайдов. Работа с физической картой полушарий, атласом 6 класс:Фронтальный опрос  15 минут
Выполнения заданий в парах: Шесть разновидностей заданий, которые постепенно усложняются  19 минут
Физминутка 1 минута
Выполнения тестовых заданий: Индивидуальная работа 6 минут
Подведение итогов 2 минуты

Итого: 45 минут.

Ход урока

I этап. Организационный момент

(приветствие, проверка готовности к уроку 1 мин)

Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Прежде чем начать урок, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнёмся. Замечательно. Сегодня у нас обобщение по теме «Гидросфера». Учащимся объясняются цели и задачи урока, этапы проведения урока, оборудование.

II этап. Проверка географических терминов, работа с картой

(коллективная форма работы)

Учитель с помощью стихов и загадок предлагает учащимся показать географические объекты на физической карте полушарий, дать понятия, географические термины из раздела «Гидросфера». После проверки учитель оценивает каждого учащегося (работа с классом – 15 мин.)

Физминутка (В стихах) (1 мин.)

Так проворны наши руки,
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим,
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше,
И легко-легко подышим.

III этап. Применение знаний

(работа в парах)

После этого учащимся предлагается выполнить 6 заданий в качестве систематизации пройденного материала по данной теме. Задания разнообразные, постепенно усложняются. На выполнения каждого задания учащимся отводиться по 2-3 минуты. После выполнения каждого задания, учащиеся вместе с учителем проверяют задания и сами себя оценивают по пятибалльной системе.

Виды заданий:

  1. Определить озёра по географическим координатам (3 мин.) Слайд 15
  2. Установите соответствие (1 мин.) Слайд 16
  3. Распределите названия по группам (2 мин.) Слайды 17-18
  4. Самое, самое…. (3 мин.) Слайд 19
  5. «Что лишнее?». (3 мин.) Слайд 20
  6. По логическому ряду определить географический термин (3 мин.) Слайд

Время на выполнения и проверку заданий – 19 минут.

IV этап. Рефлексия развивает мотивацию к обучению

(индивидуальная работа)

Учащимся предлагается выполнить 10 тестовых заданий. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ. Время на выполнения – 6 минут.

Тестовые задания (раздаточный материал)

  1. Что входит в понятие «Гидросфера»?
    а) океаны и моря;
    б) реки, озера, водохранилища;
    в) ледники;
    г) подземные воды;
    д) все перечисленное.

  2. Почему пресная вода на Земле не иссякает?
    а) существуют океаны и моря;
    б) существуют реки и озера;
    в) существуют ледники;
    г) существуют подземные воды;
    д) существует круговорот воды.

  3. В каких состояниях существует вода в природе?
    а) жидком;
    б) твердом;      
    в) газообразном;
    г) во всех названных состояниях.

  4. Какова основная причина приливов и отливов?
    а) океанические течения;
    б) притяжение воды луной;
    в) перепад температуры морской воды;
    г) ветра.

  5. От чего образуются цунами?
    а) землетрясения;
    б) температуры морской воды;
    в) ветра;
    г) океанических течений.

  6. В каком море наибольшая соленость воды?
    а) Черном;
    б) Средиземном;
    в) Красном;
    г) Белом.

  7. Чем ценен Мировой океан?
    а) водой;
    б) полезными ископаемыми;
    в) водорослями;
    г) рыбой и морскими животными;
    д) всем перечисленным.

  8. Назовите материк, который омывается четырьмя океанами.
    а) Евразия;
    б) Африка;
    в) Австралия;
    г) Северная Америка;
    д) Южная Америка.

  9. Какова основная причина океанических течений?
    а) географическое положение океана;
    б) нагревание воды солнцем;
    в) подземные водные источники;
    г) постоянные ветра.

  10. Что включает в себя понятие «поверхностные воды»?
    а) реки;
    б) озёра;
    в) ледники и подземные воды;
    г) болото;
    д) все перечисленные воды.

V этап. Подведение итогов и запись домашнего задания.

(2 мин.)

Домашнее задание: Учащиеся из трёх предложенных заданий, выбирают одно:

  1. Составить кроссворд;
  2. Составить ребус;
  3. Создать презентацию.

Используемая литература:

  1. К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии». - М.: Издательство «Первое сентября», 2009.
  2. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работай в школе /под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2006.
  3. Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.

Приложение.