Класс: Шестой
Учебно-методическое обеспечение. Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, рабочая тетрадь, ручка, атлас «Физическая география начальный курс» 6 класс, физическая карта полушарий и России.
Время реализации занятия: 45 минут.
Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация 25 слайдов.
Примечание: работать мышкой.
Целесообразность использования ИКТ на уроке географии:
- Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций в учебнике
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
Основная цель урока: Повторить и систематизировать знания по теме «Гидросфера».
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать знания учащихся по теме «Гидросфера»
- Продолжить формировать умения работать с различными видами карт.
- Уметь показывать предложенные географические объекты
- Объяснять причину образования: течений, ветровых волн, цунами, приливов.
- Способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке.
Развивающие:
- Развивать интерес у школьников к региональному компоненту
- Развивать навыки работы с атласом, эрудицию, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, формировать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.
Оборудование:
- атлас по географии 6 класс;
- тетрадь для практических работ;
- физическая карта полушарий;
- презентация к уроку «Гидросфера»;
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- ручка;
- экран для просмотра презентации.
Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- индуктивные;
- дедуктивные;
- проблемно-поисковые;
- использование ИКТ.
- Методы формирования сознания:
- метод воспитательных ситуаций;
- беседа;
- дискуссия;
- пример;
- рассказ.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- анализ жизненных ситуаций;
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации новизны;
- познавательная игра.
План урока:
Этапы занятия | Временная реализация |
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку | 2 минуты |
Проверка знаний географических терминов с помощью слайдов. Работа с физической картой полушарий, атласом 6 класс:Фронтальный опрос | 15 минут |
Выполнения заданий в парах: Шесть разновидностей заданий, которые постепенно усложняются | 19 минут |
Физминутка | 1 минута |
Выполнения тестовых заданий: Индивидуальная работа | 6 минут |
Подведение итогов | 2 минуты |
Итого: 45 минут.
Ход урока
I этап. Организационный момент
(приветствие, проверка готовности к уроку 1 мин)
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Прежде чем начать урок, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнёмся. Замечательно. Сегодня у нас обобщение по теме «Гидросфера». Учащимся объясняются цели и задачи урока, этапы проведения урока, оборудование.
II этап. Проверка географических терминов, работа с картой
(коллективная форма работы)
Учитель с помощью стихов и загадок предлагает учащимся показать географические объекты на физической карте полушарий, дать понятия, географические термины из раздела «Гидросфера». После проверки учитель оценивает каждого учащегося (работа с классом – 15 мин.)
Физминутка (В стихах) (1 мин.)
Так проворны наши руки,
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим,
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше,
И легко-легко подышим.
III этап. Применение знаний
(работа в парах)
После этого учащимся предлагается выполнить 6 заданий в качестве систематизации пройденного материала по данной теме. Задания разнообразные, постепенно усложняются. На выполнения каждого задания учащимся отводиться по 2-3 минуты. После выполнения каждого задания, учащиеся вместе с учителем проверяют задания и сами себя оценивают по пятибалльной системе.
Виды заданий:
- Определить озёра по географическим координатам (3 мин.) Слайд 15
- Установите соответствие (1 мин.) Слайд 16
- Распределите названия по группам (2 мин.) Слайды 17-18
- Самое, самое…. (3 мин.) Слайд 19
- «Что лишнее?». (3 мин.) Слайд 20
- По логическому ряду определить географический термин (3 мин.) Слайд
Время на выполнения и проверку заданий – 19 минут.
IV этап. Рефлексия развивает мотивацию к обучению
(индивидуальная работа)
Учащимся предлагается выполнить 10 тестовых заданий. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ. Время на выполнения – 6 минут.
Тестовые задания (раздаточный материал)
-
Что входит в понятие «Гидросфера»?
а) океаны и моря;
б) реки, озера, водохранилища;
в) ледники;
г) подземные воды;
д) все перечисленное. -
Почему пресная вода на Земле не иссякает?
а) существуют океаны и моря;
б) существуют реки и озера;
в) существуют ледники;
г) существуют подземные воды;
д) существует круговорот воды. -
В каких состояниях существует вода в природе?
а) жидком;
б) твердом;
в) газообразном;
г) во всех названных состояниях. -
Какова основная причина приливов и отливов?
а) океанические течения;
б) притяжение воды луной;
в) перепад температуры морской воды;
г) ветра. -
От чего образуются цунами?
а) землетрясения;
б) температуры морской воды;
в) ветра;
г) океанических течений. -
В каком море наибольшая соленость воды?
а) Черном;
б) Средиземном;
в) Красном;
г) Белом. -
Чем ценен Мировой океан?
а) водой;
б) полезными ископаемыми;
в) водорослями;
г) рыбой и морскими животными;
д) всем перечисленным. -
Назовите материк, который омывается четырьмя океанами.
а) Евразия;
б) Африка;
в) Австралия;
г) Северная Америка;
д) Южная Америка. -
Какова основная причина океанических течений?
а) географическое положение океана;
б) нагревание воды солнцем;
в) подземные водные источники;
г) постоянные ветра. -
Что включает в себя понятие «поверхностные воды»?
а) реки;
б) озёра;
в) ледники и подземные воды;
г) болото;
д) все перечисленные воды.
V этап. Подведение итогов и запись домашнего задания.
(2 мин.)
Домашнее задание: Учащиеся из трёх предложенных заданий, выбирают одно:
- Составить кроссворд;
- Составить ребус;
- Создать презентацию.
Используемая литература:
- К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии». - М.: Издательство «Первое сентября», 2009.
- Технологии современной дидактики в процессе управления методической работай в школе /под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2006.
- Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.