Вид урока: Урок усвоения новых знаний.
Класс: 5.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с образованием, чтением, записью чисел римскими цифрами; научить применять полученные знания в практической деятельности.
- Коррекционно-развивающая: развивать мыслительные процессы, речь учащихся, воображение; развивать навыки самостоятельной работы, определённый темп работы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: презентация «Римская нумерация», мультимедийная установка, экран; «Тренажёр по математике для начальной школы» изд. «ЭКЗАМЕН»; краски, альбомные листы, вода, салфетки для рук; индивидуальные карточки с образцами римских чисел; карточки по рефлексии; книги; абаки.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие. Эмоциональный настрой.)
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вижу, что вы готовы к уроку. Значит, сегодня мы поработаем на «5»!
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
– На доске не записана тема урока, какие мысли возникли? (Выслушиваются ответы учащихся.)
– Чему будет посвящён урок, узнаете из стихотворения.
Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!
А. Усачёв
– Какой теме будет посвящён урок? (Цифре и числу.)
– Сегодня закрепим понятие числа и цифры, а также узнаем много интересного и полезного.
II. Устный счёт.
– Урок начнём с устного счёта, на котором закрепим умения решать уравнения.
– Работать будем с использованием компьютера, с помощью которого можно не только играть, но и учиться.
(Используется ««Тренажёр по математике для начальной школы» изд. «ЭКЗАМЕН», используется 2 раздел «Генератор примеров», задание 3 – решение уравнений, т.к. перед этим изучалась данная тема.)
– Назовите компоненты сложения; вычитания. (Компоненты сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Какие правила следует помнить при нахождении неизвестного компонента сложения; вычитания? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
III. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.
– На устном счёте мы работали с однозначными и двузначными числами.
– Какие ещё знаете числа? (Трёхзначные.)
– Почему их так называют? (Они состоят из трёх знаков – цифр.)
– С помощью чего записываем любое число? (С помощью цифр.)
– Перечислите цифры, которые используем для записи чисел. (слайд 2)
– Данные цифры – цифры арабской нумерации. (слайд 2)
Цифры арабской нумерации |
– Возьмите абаки и покажите однозначное число; двузначное число; трёхзначное число.
– Итак, подведём итог. (слайд 3)
Цифры – это знаки, с помощью которых записываем числа. Число – это мера количества. Разными числами можно записать количество разных предметов. |
IV. Сообщение новых знаний.
– Число и арифметика возникли из практической деятельности человека.
– Как вы это понимаете? (Выслушиваются высказывания учащихся.)
– Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. Сначала люди просто различали – один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, говорили много. (слайды 4-5)
– Пальцевой счёт, унаследованный от далёких предков, сохранился до настоящего времени и активно используется, например, судьёй на боксёрском ринге, при отсчитывании секунд во время нокаута. Ди и в быту он не забыт. Сегодня мы сгибаем (а американцы разгибают) пальцы в споре, показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в свою пользу.
– А где вы используете пальцевой счёт?
– У первобытных людей не было даже чисел, они количество предметов отображали равным количеством каких – либо значков. Такими значками были: зарубки, чёрточки, узелки на верёвках, ракушки и т.д. (слайд 6)
– Некоторые народы планеты Земли до сих пор пользуются такими значками, например, перуанцы. Иногда такой системой счисления пользуются и современные люди, например, отмечая чёрточками количество прошедших дней в календаре. И уже совсем не обойтись без такой системы при обучении маленьких детей.
– Но стада становились многочисленнее, урожаи богаче, и людям стало неудобно пользоваться такими значками, стали появляться числа. Так как многие народы в древности не общались друг с другом, то у разных народов возникли разные системы счисления (или нумерация).
– Сегодня мы познакомимся с самой известной системой счёта, после арабской, она возникла более 2,5 тысяч лет назад в Древнем Риме.
– Как вы думаете, как она называется? (Ответы учащихся.)
(На доску вывешивается тема урока «Римская нумерация».)
– Итак, тема нашего урока «Римская нумерация». Мы познакомимся с числами римской нумерации, их образованием, записью, чтением.
– Числа в этой системе, так же как и у нас, записываются слева направо, от меньшего к большему. Числа состоят из цифр. Если в арабской нумерации 10 цифр, то в римской – 7. Сегодня мы познакомимся с тремя из них. (слайд 7)
Римские цифры | |||
Цифры | I | V | X |
– Рассмотрите римские цифры.
– Кто сможет их назвать?
– Цифры легко запомнить. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка. Десять – это две пятёрки, одна из них перевёрнута.
– Данные цифры обозначают следующие числа. (слайд 7)
Числа, которые они обозначают | 1 | 5 | 10 |
– Это узловые числа, т.е. главные. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.
– Как вы думаете, как получим числа: 2, 3, 4, 6? (По ходу рассуждений учащихся на экране появляются числа.) (слайд 7)
(Учитель делает дополнения к рассуждениям учащихся. Долгое время число четыре записывали четырьмя палочками, но потом поняли, что это неудобно. Удобнее писать так: IV. Т.е. Четыре – это пять без одного. Шесть – это пять и один, поэтому запись числа выглядит следующим образом: VI.)
– Рассмотрите остальные числа римской нумерации.
– Какое правило чтения и записи римских чисел можно вывести? (слайд 9)
Числа записываются при помощи повторения цифр: 1. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются: VI = V + I 2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей: IV = V – I |
– Итак, с первой задачей нашего урока – знакомство с образованием и чтением римских чисел от 1 до 12 – мы справились.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
– Прочитайте число (учитель указывает на число). Как оно получилось? (Берутся два-три числа.)
«Минутка чистописания».
– Вторая задача нашего урока звучит следующим образом – научиться писать данные числа.
– Римские числа могут быть записаны по-разному: с зарубками, без них. (слайд 10)
– Наиболее общепринятый вариант записи чисел у вас на образцах. (Приложение 1)
– Рассмотрите их. Прочитайте.
– Как записаны числа? (Числа занимают одну клетку по высоте, записаны через две клетки следующая. Числа ограничены сверху и снизу параллельными палочками.)
– Из каких цифр состоит число 4? Почему?
– Назовите наименьшее число; наибольшее число.
– Как образовалось число 12?
– Спишите данные числа в тетрадь.
– Как звучала задача данного этапа урока? (Научиться записывать римские числа.)
– Справились мы с ней?
VI. Закрепление знаний (фронтальное).
«Применяем в жизни».
– Где в жизни встречаемся с римскими числами? (По ходу высказываний учащихся на экране возникают примеры из жизни.) (слайды 11-12)
– Сегодня на урок я принесла книги своего любимого писателя Л.Н. Толстого – роман «Война и мир» и сборник произведений, который составляют повести «Детство», «Отрочество», «Юность».
(Учитель демонстрирует данные книги. Так как количество детей в классе небольшое, есть возможность провести беседу, собравшись в круг у стола учителя.)
– Сколько томов в романе «Война и мир»?
– Покажите книгу, которая содержит третий и четвёртый тома?
– Давайте откроем содержание сборника произведений Л.Н.Толстого. Что мы узнаем по содержанию?
– Как называется третья глава? Седьмая глава? Девятая глава? (Учащиеся зачитывают.)
– Какими цифрами записаны главы? (Римскими.)
– Какими цифрами записаны страницы? (Арабскими.)
– Чаще всего римские числа используем при записи даты: число пишем цифрами арабской нумерации, а месяц – римскими. Сегодня 19.10, по-другому можно записать так: 19.X.
– Очень часто предметы, окружающие нас в жизни, напоминают форму цифр римской нумерации. Подумайте, где мы с ними встречаемся? (Если учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос, нужно подсказать: галочка, ветка дерева, горы, лучи солнца, др.)
«Рисуем пальцами».
– Сегодня мы говорили о пальцевом счёте, а ещё, ребята, существует пальцевая живопись. Это современная техника рисования с использованием частей тела человека – пальцев рук, ладони, ребра ладони, с помощью ступней ног. Главное правило пальцевой живописи – каждому пальцу своя краска. Попробуйте, используя краски и пальцы рук, изобразить числа римской нумерации в природе. (Приложение 2.)
(Учащимся второго уровня рисунки подготовить заранее. Задание выполняется под музыку.)
«Повторяем».
– Немного отдохнули и, прежде чем перейдём к выполнению самостоятельной работы, давайте повторим основные вопросы темы.
– Как называются числа, с которыми мы познакомились?
– Почему?
– Где встречаемся с ними?
– Назовите главное правило чтения и записи римских чисел.
– Как получили числа: 4, 6, 9, 11? (слайд 13)
Самостоятельная работа.
- Запишите римскими цифрами следующие числа: 8, 10, 3, 6. (слайд 14)
- Запишите арабскими цифрами числа: VII, XII, IV, IX. (слайд 15)
- Запишите числа от 5 до 11 римскими цифрами. (слайд 16)
– Как вы думаете, нужно ли современному человеку знать римские числа? Зачем?
Задание на дом.
Стр. 46 № 71
Напишите римские цифры по порядку: VII, X, IX, I, IV, V, XII, II, VIII, III, VI, XI.
VII. Итог урока.
(Рефлексия урока организуется посредством «Методики неоконченных предложений». Учащиеся должны продолжить неоконченные предложения, используя таблички.)
– Наш урок подошёл к концу и
- «Я хочу сказать, мне больше всего удалось…»
- «Я хочу сказать, от этого урока я получил …»
- «Я хочу сказать, что я приобрела …»
- «Я хочу сказать, что меня удивило …»
Оценка работы учащихся, выставление отметок.
Фотоальбом – Приложение 3.