Решение духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление дошкольников с культурой родного края

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное развитие личности. Одной из составляющих духовно-нравственного развития является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре.

Чувство патриотизма необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому патриотическое воспитание должно осуществляться очень чутко и тактично с малых лет. Н.К. Крупская, ориентируя педагогов на расширение детского кругозора, подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольника является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Мы считаем, что именно культурологический материал должен стать основой понимания детьми духовно- нравственного наследия родного края. Приобщение к истокам региональной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях. Наличие таких занятий, на наш взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей и чувство любви к Родине будут слаборазвитыми, что негативно скажется на их духовно- нравственном развитии.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в ДОУ был создан проект «Культурная жизнь Вятки», который разрабатывает направление – «Решение духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление дошкольников с культурой родного края».

Целью нашего проекта стало формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа.

Опираясь на цель проекта, мы выделили несколько основных задач:

  1. Создать условия для эмоционально-образного восприятия региональной культуры.
  2. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры родного края.
  3. Развивать способности в восприятии и анализе различных видов искусства региона, выражать свои чувства в продуктивном творчестве.
  4. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Вятки.

В основе реализации проекта лежат следующие принципы:

  • Принцип системного и организованного подхода, который предполагает скоординированную и целенаправленную работу педагога;
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных и возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
  • Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей региональной культуры;
  • Принцип активности и действенности, ориентированный на развивающий характер обучения;
  • Принцип интегрированного подхода к обучению, включающий объединение предметного содержания занятий, представленных в разных разделах программы и взаимосвязь разных видов деятельности.

Эффективность работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию зависит от того, как педагог владеет краеведческим материалом, характерным только для нашей местности и способами его подачи дошкольникам. Поэтому перед нами возникла необходимость ресурсного обеспечения проекта.

Основополагающими документами проекта являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Государственная программа
  • «Патриотическое воспитание граждан РФ»
  • Закон «Об образовании» Кировской области

С целью научно-методического обеспечения по реализации проекта нами были разработаны:

  • Календарно-тематический план;
  • мониторинги по разделам вятской культуры с целью выявления уровня знаний детей;
  • методические разработки для педагогов.

Для создания материально-технических условий реализации проекта силами творческой группы были созданы:

  • картотека вятского фольклора;
  • уголки родного края в группах ДОУ: «Вятская азбука», «Моя родина – Вятская земля», «Предания старины глубокой», «Колесо истории»;
  • наглядно-дидактические пособия: «Вятские игры для вятских ребят», «Вятский сувенир», «Чудо - узоры», «Узнай и назови достопримечательности города» и др.;
  • выставки: «Вятская промысловая игрушка», «Галерея вятских художников», «Исторические места Вятки».

Основой информационно – содержательного обеспечения проекта стало:

  • оформление информационных папок: «Герои и мастера Вятки», «Памятники архитектуры», «Чем Вятская земля богата»;
  • циклы занятий по музейной педагогике: «Сказание о Вятке», «Музейные кладези», «Сокровища вятской культуры»;
  • организация праздников и развлечений: «Вятская свистунья», «Масленичные гулянья», «Вятская карусель»;
  • циклы консультаций для педагогов и родителей: «Прекрасное рядом», «Прошлое и настоящее»;
  • сотрудничество с музеями: музеем братьев Васнецовых, Кировским областным краеведческим музеем, музеем «Вятские народные художественные промыслы», музейно-выставочным комплексом «Природа», домом-музеем Салтыкова-Щедрина.

Все это позволило педагогам в рамках ресурсного обеспечения проекта эффективно решать задачи духовно-нравственного развития личности дошкольника.

В нашем дошкольном учреждении приобщение детей к региональной культуре идет в основном через духовно-нравственное воспитание, усвоение традиционных нравственных и культурных ценностей родного края. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающей действительности, в процессе которого дети активно знакомятся с родным городом и его достопримечательностями. Второй путь познания действительности – через знакомство с творениями писателей, художников, народных умельцев и других знаменитых людей Вятского края. И, наконец – в специально-организованной работе по ознакомлению детей с региональной народной культурой через проведение целевых экскурсий в музеи и библиотеки; наблюдения, познавательные занятия, викторины и праздники.

Использование регионального компонента в воспитании и образовании детей дошкольного возраста предполагает активную поисково-познавательную деятельность. Поэтому творческой группой на базе нашего ДОУ был организован «Уголок родного края» с краеведческим материалом об истории Вятского края; художественной литературой, отражающей культурные традиции родной земли.

Создание «Уголка родного края» стало целесообразным при соблюдении следующих условий:

  • Приоритетность регионального культурного наследия Вятки. Широко представлен материал о родном городе и его достопримечательностях, народных игрушках и промыслах.
  • Удовлетворение потребностей детей в познании родного края.
  • Интегративность знаний – взаимосвязь восприятия региональной народной культуры и детского продуктивного творчества с опорой на эмоционально-нравственную сферу детей.
  • Диалогичность – реализует диалоги детей с культурой прошлого и настоящего.
  • Развитие ребенка в деятельности – в макросреде ДОУ создана мастерская декоративно-прикладного творчества и студия «Вятского фольклора».
  • Тесное содружество детского сада и семьи в решении проблемы духовно-нравственного развития детей; активное участие родителей в мероприятиях по знакомству с культурой родного края.

История и культура нашего края огромны, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому в своей работе с детьми мы остановились на следующих основных направлениях:

  • «Вятка – литературная»
  • «Вятка – художественная»
  • «Вятка – рукотворная»
  • «Вятка – архитектурная»

Важным условием успешной реализации проекта является взаимодействие детского сада и родителей в решении духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление дошкольников с культурой родного края. Работа с родителями всегда была существенной деятельностью дошкольного учреждения. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребенком.

Родители должны иметь определенный объем знаний по вятской культуре, ее литературному и изобразительному наследию.

Одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями недостаточно. Родители должны быть единомышленниками педагогов. Поэтому мы поставили перед собой задачу – повысить педагогическую грамотность и компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурно-историческому опыту Вятского края.

Для привлечения внимания родителей к процессу формирования представлений у детей по данной теме были использованы разные формы:

  • анкетирование и тестирование;
  • тематические родительские собрания;
  • консультации, встречи с интересными людьми Вятки;
  • дни открытых дверей;
  • информационные стенды, папки-передвижки, буклеты;
  • целевые экскурсии в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города;
  • фольклорные праздники, конкурсы и викторины;
  • совместное творчество детей и родителей;
  • фотовыставки;
  • оказание помощи в оформлении уголков родного края, в приобретении новинок литературы и материалов для детского творчества, изготовление атрибутов для народных игр.

Результаты тестирования родителей по вопросу знакомства и приобщения детей к культуре Вятского края показали, что 99% родителей поддерживают важность и значимость проделанной работы.

Коллективом ДОУ осознается актуальность и необходимость работы по духовно-нравственному воспитанию. Так же осознается необходимость взаимодействия в этом направлении со школой с целью создания единого образовательного пространства, реализующего принципы гуманистического характера образования, что в целом обогатит ценностные установки подрастающего поколения.

Проведённая работа позволила сделать два основных вывода:

  • во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры;
  • во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.

В целом работа по духовно-нравственному воспитанию способствует развитию гармоничной личности, закладывает первоначальные жизненные ориентиры у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Знакомство с родным городом. – М., 1999.
  2. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке. – Киров, 1995.
  3. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник, 1975.
  4. Виноградов О.Н. Вятский род Васнецовых. – Киров, 1998.
  5. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Т.А.Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] /авт. – сост. Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева; под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  7. Волшебное колечко [Текст]: сборник вятских сказок / сост. Л.В. Дьяконов. – Киров: Волго – вят.кн.изд-во, 1992. – 240с.
  8. Вятская азбука. Энциклопедия для детей/сост. Г.И. Емельянова, Л.В. Шевченко, И.А. Бердникова. – Киров, 2005. – 112с.
  9. Доронина Г.А. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. – 1984. - №8. – С.11 – 13.
  10. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003. – 200с.
  11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.
  12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.; 16 с. илл.
  13. Русинова Н.В. Сказки старой Вятки [Текст] / Н.В.Русинова. – Киров: Ассоциация литераторов «Вятка», 1991. – 74с.
  14. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5,6 – с. 6.
  15. Энциклопедия земли Вятской. Т.5: Архитектура. – Киров, 1995.

Приложения.