Современное общество требует, чтобы выпускники школы были грамотными людьми, стремящимися к самообразованию, умеющими пользоваться приобретенными знаниями для познания мира, для решения новых познавательных задач. Выпускник школы должен обладать коммуникативными умениями и навыками, исполнять разные социальные роли, уметь самоопределиться в сложном мире.
Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его социальной компетентности.
Результаты наблюдений показывают, что мотив к учебно-познавательной деятельности падает. Считаю, причины снижения мотивации к учебной деятельности таковы:
1) На современном этапе развития общества очень много источников информации.
2) Традиционные методы обучения и программы не дают масштабного результата в развитии школьников в учебно-познавательной деятельности.
Отсюда возникают проблемы:
– каким образом изменить образовательный процесс в целях развития учебной мотивации школьников;
– как построить воспитательную работу, чтобы она была тесно связана с учебной деятельностью и заинтересовала моих учеников.
Компетентностный подход отличается применением присвоенного знания на практике.
Социальная компетентность – это, прежде всего, общественная активность, желание жить в социуме, мотивированность. Поэтому в процессе обучения используются следующие методические средства: мотивация учебной деятельности, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции в общении “учитель – ученик – учитель”, создание ситуации успеха, организация самоанализа собственной деятельности.
В течение пяти лет применяем на занятиях современные технологии проектной деятельности, педагогику сотрудничества, дифференцированного обучения, в которых решаются задачи развития социальной компетентности в образовательном процессе:
- организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
- регулярное предложение тем исследовательской работы, заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
- предоставление возможности “проживания” разнообразных ролей в процессе постановки народных праздников для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
- обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Зарекомендовала себя групповая работа, которая способствует формированию социальной компетентности, а именно развитию таких показателей, как ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения, владение средствами общения, навыками конструктивного взаимодействия.
Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе.
Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Эти навыки необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни.
Создаю для своих воспитанников разнообразные условия расширения социума и предметного общения:
- организация исследовательской работы;
- организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
- проведение экскурсий в музеи;
- реализация проектной деятельности;
- применение компьютера в обучении – для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
- переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;
- участие в ученических конференциях – классных, школьных, муниципальных, областных и региональных;
- проведение уроков-экскурсий по всем учебным дисциплинам (например, в войсковую часть, на ближайший родник);
- сотрудничество с библиотекой;
- размещение в Интернете своих творческих работ;
- участие в районных, городских, областных олимпиадах.
Остановлюсь на исследовательской работе. Она осуществляется через внеклассную работу во время поездок и экскурсий.
Так, отправляясь в Коптеловский музей Истории земледелия и быта крестьян, в котором можно получить знания не только о русской строительной культуре, но и об обычаях и обрядах, с учителями – предметниками и учащимися были разработаны темы исследований, нашедшие отражение в школьном курсе:
- Расписные окна.
- Живи, родник!
- Архитектура села Коптелово.
- Народная культура села Коптелово.
- Головные уборы.
- Расшитое полотенце.
Учителя разрабатывают задания, организовывают групповые обсуждения каждой проблемы.
Тьюторскую позицию беру на себя как классный руководитель при сопровождении любой экскурсии. Это очень интересно и важно, так как дети отправляются в путешествие с определенной целью: узнать что-то новое по интересующей их проблеме. Так возникает ситуация наказов – едут одни, но смотрят “глазами” других.
У каждого ученика индивидуальная тема исследования. Свои наблюдения они заносят в “Дневник исследователя”, используя специально разработанное “Методическое пособие по организации исследовательской работы”, где отражены ответы на наиболее часто возникающие вопросы.
Как классный руководитель занимаю позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются им на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Он самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность. Обсуждаем и анализируем эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы её результаты, что они означают, в чем причины неудач.
Обязательно сохраняю право ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем, моя позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности, которые позволят ученику быть эффективным (проектирование, исследование, творчество).
Задачи состоят в следующем: мотивировать в обучении на протяжении всего курса; “ отслеживать ” ход исследования; обеспечивать “обратную связь” от учителей по выполненным заданиям; консультировать и поддерживать индивидуальное образовательное движение обучающегося.
Деятельность моя направлена не на передачу учебной информации, а на работу с субъектным опытом обучаемого.
Защита своих исследовательских работ осуществляется через проведение классных часов в форме телеконференций. Ученик выбирает способ представления информации.
Здесь много репортажей с мест событий. Например, выступление фольклорного коллектива ветеранов, ансамбля ложкарей, гулянки вдоль по улице.
Исследовательская работа плавно переходит в проектную деятельность. На этом этапе учащиеся начинают работать в группах, и цель каждой группы сделать проект межпредметным, привлечь как можно больше учителей – предметников консультантами своего проекта. Организованное взаимодействие между учителем-консультантом и учащимися направленно на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность. Отсутствует традиционное изложение материала учителем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как при непосредственном контакте, так и при опосредованном, средствами новых информационных технологий. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что педагог либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения –научить ученика учиться.
Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ учащихся. Деятельность направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся и его способностей. Функция классного руководителя – помочь организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Работа нацелена на раскрытие внутреннего потенциала учащегося, выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы педагога являются те, которые побуждают учащихся к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организовывают процесс участия в дискуссии, устанавливают климат товарищеского сотрудничества.
Педагог выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися. Ученик сам решает, чем занимается в проекте. Каждый имеет право вносить свои предложения, включать свои материалы.
В целом проектная деятельность формирует теоретическое обобщение в мыслительной деятельности детей, поскольку соединяет в себе применение новых знаний и опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности школьника, мотивацию к учебно-познавательной деятельности при соблюдении 3-х педагогических условий:
а) наличие значимой, интересной темы;
б) совместная распределенная деятельность;
в) представление результатов своей работы.
Оценочная таблица проекта
Критерии оценивания |
1 (плохо) |
2 (слабо) |
3 (хорошо) |
4 (отлично) |
Связь с программой и учебным планом |
||||
Содержание проекта |
||||
Соблюдение авторских прав |
||||
Оригинальность |
||||
Мультимедийные средства |
||||
Соответствие предложений историческому периоду |
||||
Работа в группе |
||||
Графический дизайн |
||||
Наличие исторического обоснования |
||||
Организация применения проекта в школе |
||||
Итоговое количество баллов |
||||
*Использование педагогических технологий |
*Дети называют формы деятельности, которые применяли при работе над проектом.
Богатый материал для формирования социальной компетентности представляет собой неотъемлемый элемент культуры – фольклор.
Обряды, посиделки, копотихи очень разнообразны по своему содержанию и охватывают все стороны жизни. Значение народных праздников велико, они передают особенности культуры народа.
Свою работу начали с того, что организовали в классе фольклорный праздник. Продолжали собирать материал в фольклорных экспедициях по городам и селам Урала, из которых ребята привозили не только песни, но и музыкальные инструменты, забытые или почти неизвестные современному школьнику.
Школьный музей стал по сути дела центром большой исследовательской, творческой и просветительской работы.
Народная песня воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность.
Подбирая доступный детям и обязательно высоко – художественный материал, работаем по следующим темам:
В 5-м классе – малые жанры фольклора: прибаутки, попевки, игровые напевы, загадки, пословицы, скороговорки, считалки, игры, сказки. Обычаи и быт Урала.
В 6-м классе – жанры народной былины: исторические, хоровые, плясовые. Лирические песни. Русские народные инструменты. Обряды и народные праздники. Устное народное творчество родного края.
В 7-м и 8-м классах – народное творчество на Урале. Народный театр.
Изучение темы ведется по плану: 1) историческая справка о регионе; 2) народный костюм; 3) народные промыслы; 4) исполнительская традиция.
Дети организовывают выставки работ по пройденным темам, посещают краеведческие и художественные музеи (экспедиции, посвященные народному творчеству), фольклорные концерты, участвуют в фольклорных экспедициях, сами готовят концертные программы.
Занятия стали уроками радости, а не источником утомления и перенапряжения. Ведь в народном творчестве живое предание старины соединилось с неувядаемой поэзией жизни.
Занятия проходят один раз в неделю. Мы никогда не заставляем быть всех, приглашаем тех, кто хочет. В классе есть ребята, которые по-настоящему интересуются музыкой и другими видами искусства. Обязательно проводим открытые занятия. Перед открытым заседанием проводится рабочая встреча, где беседуем по теме.
В день открытого заседания приглашают всех ребят и родителей. Опыт показал, что именно такие встречи и увлекают ребят больше всего. Обычно во время открытого мероприятия показываем обряд.
В процессе работы необходимо учитывать следующие моменты:
- Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной.
- Поют все, кто хочет. Нельзя отказывать ребенку в пении.
- Репертуар. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. Наиболее удобны хороводные, игровые, календарные песни.
Сделана попытка насытить внеклассную работу народной музыкой, что соответствует национально-региональному компоненту в содержании учебных предметов, иными словами, мы увеличиваем культуроемкость, вводя в них многие ценности и образцы народного искусства.
Социальная компетентность школьника предполагает знания, умения, навыки ребенка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Так как реализация программы рассчитана на 5 лет, проследить динамику можно в конце каждого года. За период 2005-2009 гг. по данной теме были проведены методы исследования и диагностики: наблюдение (прямое, косвенное, самонаблюдение), анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование (срезы знаний), анкетирование родителей.
Разработана система оценки сформированности социальной компетентности как образовательного результата.
Аспект |
I ступень |
II ступень |
III ступень |
Умение сотрудничать | Способен слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимает события и динамику процесса в группе. | Готов воспринимать стимулы, способен выслушивать критику и спорить с другими. | Способен осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственности, умеет понимать и свободно присоединяться к действиям других. |
Умение работать в группе. | Ученик самостоятельно следует заданной процедуре групповой работы. | Ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и сообщают (фиксируют) промежуточные результаты. | Способен адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации. Последователен в обучении, умеет вести разговор, умеет вести себя соответственно процессу динамики развития группы. |
Способность принимать ответственность на себя. | Анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей, умеет включать эти знания в собственное поведение. | Принимает решение относительно себя самого и стремится к пониманию собственных чувств и требований. | Ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов. |
Умение предупреждать или разрешать конфликты ненасильствен-но. | Начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами. Отвечает на вопросы и задает их в соответствии с целью и формами диалога. Правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывать их права. | Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога. Способен забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность. | Представлять, как с учётом
конкретных обстоятельств и времени вести себя,
принимая во внимание других людей, ограничения
социальных структур и собственные требования. Ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы. |
Социальная самоидентифи-кация. | Самостоятельное осознания “внутрилично-стных Я- и Мы- концепций” путем соотнесения персональных номинаций “Я сам” с групповыми номинациями “Я в группе”. | Потребность в самореализации,
креативность, коммуникативность и открытость к
инновациям. Идет первоначальный поиск выбора своей профессиональной направленности: гуманитарного или технического профиля |
Стремление к реализации своей
индивидуальности, желающим получить знания,
необходимого для успешного карьерного роста. Способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс “близость и дистанция”, осознавать собственные возможности и границы. |
Динамика показателей образовательного процесса в течение трех лет показывает эффективность комплексной программы “Культура народов Урала”.
В результате освоения программы стремимся вырастить выпускника, имеющего следующие качества: осознание собственной индивидуальности, личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.Модель выпускника
Рисунок 1
Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося. Помочь каждому учащемуся осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.