Цели урока:
Образовательные:
- Знать виды справочной литературы, имеющиеся в школьной библиотеке;
- Углубить знания учащихся о видах словарей;
- Развивать познавательную активность учащихся через работу со словарем;
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.
Развивающие:
- Формировать основные умения и навыки рационального использования словарей;
- Формировать умение выделять главное, подводить итоги, логически выстраивать своё высказывание по теме;
- Развивать коммуникационные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать потребность в использовании справочной литературы;
- Воспитывать интерес к слову, к его языковой природе;
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование:
у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока;
у учащихся на партах – рабочие тетради, лингвистические словари для исследовательской работы, раздаточный материал для групповой работы, памятка “Как делать презентацию о словаре”.
в библиотеке – выставка книг справочной литературы (энциклопедии, справочники, словари). (Ребята находятся в библиотеке.)
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы, постановка целей урока.
2. Выступление заведующей библиотекой.
(Рассказ о фондах школьной библиотеки с сопровождением мультимедийной презентации о справочной литературе).
3. Беседа о словарях.
Учитель: Но есть среди справочной литературы самые важные книги. Это словари.
– Как вы думаете, почему их можно назвать самыми главными?
(Версии ребят)
Заведующая библиотекой: В нашей библиотеке есть такие словари:
– Словарь русских личных имён.
– Словарь рифм и поэтических терминов.
– Словарь русских фамилий.
– Словарь фразеологизмов.
– Словарь-справочник "Правописание, произношение, ударение".
Учитель: Смотрите, сколько в библиотеке словарей. На уроках русского языка мы с некоторыми лингвистическими словарями уже познакомились. Нам известно, как построена словарная статья, какие могут быть в ней пометы к слову. Все эти теоретические знания помогут вам справиться с практической частью нашего урока.
– Какая группа быстро и точно справится с исследовательским заданием?
– Чья группа правильно проведёт презентацию словаря, по которому работала?
– Чья группа дружнее выполнит работу?
На эти вопросы мы ответим в конце урока. В классе уже произошло деление на группы, и вы знаете, с кем вам предстоит работать. Сядьте группами.
(Ребята пересаживаются в группы по 4-5 человек и получают карточки-задания).
(Варианты 1– 6)
4. Работа со словарями проходит до конца 1 урока.
(Ребята в группе выполняют задание по карточке и готовят словесную презентацию словаря, по которому работали).
5. Ученическая презентация словаря и знакомство с результатами работы на 2 уроке.
6. Физкультминутка после трёх презентаций.
7. Подведение итогов.
Учитель: Интересно ли вам было сегодня на уроке? Что нового вы узнали?
Работа со словарями – увлекательное дело. Хочется верить, ребята, что это знакомство со справочной литературой перерастёт в крепкую дружбу.
Заведующая библиотекой: В нашем путешествии в "Справочную страну" не хочется ставить точки, хочется поставить многоточие. Пользуйтесь словарями, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой. Я как заведующая библиотекой гимназии говорю вам: "До свидания! До новых встреч!"