Путешествие в "Справочную страну". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

  1. Знать виды справочной литературы, имеющиеся в школьной библиотеке;
  2. Углубить знания учащихся о видах словарей;
  3. Развивать познавательную активность учащихся через работу со словарем;
  4. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.

Развивающие:

  1. Формировать основные умения и навыки рационального использования словарей;
  2. Формировать умение выделять главное, подводить итоги, логически выстраивать своё высказывание по теме;
  3. Развивать коммуникационные навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать потребность в использовании справочной литературы;
  2. Воспитывать интерес к слову, к его языковой природе;
  3. Воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование:

у учителя – компьютер, мультимедийный проектор,  презентация для урока;

у  учащихся на партах – рабочие тетради, лингвистические словари для исследовательской работы, раздаточный материал для групповой работы, памятка “Как делать презентацию о словаре”.

в библиотеке – выставка книг справочной литературы (энциклопедии, справочники, словари). (Ребята находятся в библиотеке.)

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы, постановка целей урока.

2. Выступление заведующей библиотекой.

(Рассказ о фондах школьной библиотеки с сопровождением мультимедийной презентации о справочной литературе).

3. Беседа о словарях.

Учитель: Но есть среди справочной литературы самые важные книги. Это словари.

– Как вы думаете, почему их можно назвать самыми главными?

(Версии ребят)

Заведующая библиотекой: В нашей библиотеке есть такие словари:

– Словарь русских личных имён.

– Словарь рифм и поэтических терминов.

– Словарь русских фамилий.

– Словарь фразеологизмов.

– Словарь-справочник "Правописание, произношение, ударение".

Учитель: Смотрите, сколько в библиотеке словарей. На уроках русского языка мы с некоторыми лингвистическими словарями уже познакомились. Нам известно, как построена словарная статья, какие могут быть в ней пометы к слову. Все эти теоретические знания помогут вам справиться с практической частью нашего урока.

– Какая группа быстро и точно справится с исследовательским заданием?

– Чья группа правильно проведёт презентацию словаря, по которому работала?

– Чья группа дружнее выполнит работу?

На эти вопросы мы ответим в конце урока. В классе уже произошло деление на группы, и вы знаете, с кем вам предстоит работать. Сядьте группами.

(Ребята пересаживаются в группы по 4-5 человек и получают карточки-задания).

(Варианты 1– 6)

4. Работа со словарями проходит до конца 1 урока.

(Ребята в группе выполняют задание по карточке и готовят словесную презентацию словаря, по которому работали).

5. Ученическая презентация словаря и знакомство с результатами работы на 2 уроке.

6. Физкультминутка после трёх презентаций.

7. Подведение итогов.

Учитель: Интересно ли вам было сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Работа со словарями – увлекательное дело. Хочется верить, ребята, что это знакомство со справочной литературой перерастёт в крепкую дружбу.

Заведующая библиотекой: В нашем путешествии в "Справочную страну" не хочется ставить точки, хочется поставить многоточие. Пользуйтесь словарями, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой. Я как заведующая библиотекой гимназии говорю вам: "До свидания! До новых встреч!" 

Приложение 1

Приложение 2