- Образовательные:
- повторить все изученное ранее о механическом
движении
- сформировать понятие инерции
- выяснить его проявление в быту, технике, спорте.
- Воспитательные:
- отрабатывать коммуникативные навыки
- отстаивать собственную точку зрения, опираясь
на собственные знания и исторические источники
- воспитание норм поведения на дороге.
- Развивающие:
- развивать способность наблюдать, проводить
эксперименты
- способность анализировать, делать выводы
- формировать навыки работы с дополнительной
литературой.
Оборудование:
Ноутбук, мяч, киянка, рубанок , молоток , кастрюля , деревянная ложка , резинка , теннисный шарик , банка , бутылка , монеты , сырое и вареное яйца, груз на нити , кирпич , грецкий орех , 2 ножа , бумажные кольца , деревянная рейка , палка.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступление.
Сегодня на уроке мы снова отправимся в путешествие. На этот раз мы посетим город Инерция, познакомимся с этим явлением, покажем на опытах и жизненных примерах ее проявление и применение. Итак, в путь! (Слайд №3)
II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.– Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам -
За мигом – миг, за часом – час,
Ничто не повторится!
Впадайте в изумление.
Все будет так и все не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, что мы знаем про механическое движение. ( Вопросы слайда №4)
III. Изучение нового материала.Ну вот, теперь можно отправляться в путешествие. (Слайд №5). Сейчас мы войдем в город Инерция. Самое важное, что мы там увидим, мы будем записывать в путевых листах (тетрадях). Откройте их, запишите дату и тему путешествия “Город Инерция”.
Обратите внимание на план нашего движения по городу. (Слайд №6)
А начнем мы наше путешествие с посещения научного центра города. (Слайд №7)
Здесь нам предстоит выяснить, при каком условии тела движутся. Посмотрите на мяч, лежащий на столе. Может ли тело без причины изменить скорость?
При каком условии оно движется? (Покатать мяч)
Ученики: Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель: Рада за вас, вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. (Слайд №8).
Утверждения Аристотеля согласуются с повседневным опытом. Посмотрите на репродукцию картины Перова “Тройка”. (Слайд №9) Как бы вы прокомментировали происходящее с точки зрения Аристотеля?
Идеи Аристотеля господствовали в науке около 2 тысяч лет.
В XVII веке гениальный итальянский ученый Г.Галилей пришел к иному суждению. (Слайд №10). Немного про Галилея вам сейчас расскажет младший научный сотрудник центра Виктория Михайловна (рассказ ученицы о Галилее).
Учитель: 2009 год был объявлен ООН Международным годом астрономии в честь астрономических заслуг Галилея. 400 лет назад он изобрел телескоп и сделал свои открытия.
Вернемся к инерции. (Слайд №11). Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Он пытался выяснить, как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела. Подобный опыт можно проделать с тележкой. (Слайд №12).
1. Тележка, скатившаяся с наклонной доски,
попадает в песок и быстро останавливается. Ее
движение неравномерное. Скорость уменьшается
очень быстро.
2. Выровняли песок и вновь опустили тележку.
Теперь тележка пройдет большее расстояние,
прежде чем остановится. Ее скорость изменяется
медленнее, движение ближе к равномерному.
3. Если совсем убрать песок, тележка проедет еще
дальше, ее движение еще ближе к равномерному.
Препятствует ее движению только трение о стол.
Вывод: Итак, чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость и тем ближе движение к равномерному.
А если совсем не действовать на тело? Как оно будет двигаться? Вы как думаете? (Ребята отвечают)
Ответ дал Галилей: “Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью (РПД)”. (Слайд №13).
Выдающийся английский физик Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея и сформулировал закон инерции: “ Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется равномерно и прямолинейно”. (Слайд №14).
Давайте отметим это в своих путевых заметках. (Слайд №15).
А явление сохранения скорости тела называется инерцией (лат.)- бездеятельность, неподвижность. Найдите в учебнике на стр. 41 определение инерции, прочитайте. Давайте запишем это в своих путевых заметках. (Слайд №16).
Наш реальный мир накладывает ограничения на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления скорость тел при движении по инерции уменьшается.
Примеры: велосипедист, перестав работать педалями; пуля из ружья.
Итак, давайте подведем итоги нашей работы в научном центре.
IV. Развитие знаний при решении творческих задач.Закончите мои предложения:
- Инерция – это…
- Первым ввел понятие инерция в 17 веке…
- Если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы…
Продолжим наше путешествие. (Слайд №17). Сейчас мы с вами посетим автопарк, прокатимся на автомобиле. Предлагаю вам изобразить поведение пассажира во время поездки.
Представьте, что я – водитель, вы – пассажиры.
Я – резко трогаюсь с места. Вы -…
Я – поворачиваю налево. Вы -…
Я – поворачиваю направо. Вы – …
Я – резко торможу. Вы – …
Проанализируйте, что происходит в этих случаях?
Ученики: Меняется скорость – появляется инерция.
Запишем в путевых заметках: Инерция проявляется, если изменяется скорость по величине или направлению.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Ответ детей) (Слайд №18).
Учитель: У всех транспортных средств есть тормозной путь – это путь, который проходит автомобиль после остановки двигателя.
Он зависит от типа транспортного средства и от погодных условий. (Слайды №19 и 20).
Вопросы по дорожному движению:
- Зачем нужно пристегиваться ремнем безопасности?
- Иногда на кузове машины написано: “В кузове не стоять”, “На бортах не сидеть”. О чем говорят эти надписи?
- Зачем на повороте шофер замеляет ход машины?
- Для чего при торможении автомобиля обязательно включают задний красный свет?
- Почему водитель, ведя на буксире другой автомобиль, не должен резко менять скорость?
А сейчас заглянем в мастерскую. (Слайд №21). Здесь вашим гидом будет мастер Дмитрий Андреевич (ученик).
Мастер: Ребята! Предлагаю вам изготовить киянку – это деревянный молоток, который используют для работы по дереву. Насадите молоток на рукоятку и объясните. (Слайд №22).
Во время работы у моего рубанка затупился резец. Как извлечь его из колодки? Кто может это сделать и объяснить?
Как видите, явление инерции помогло нам подготовить инструменты для работы. Я думаю, в жизни полученные знания вам пригодятся.
Я вам расскажу еще про одно изобретение, которое работает на явлении инерция – катапульта (рассказ про катапульту – “Гроза старинных крепостей”). (Слайд №23 и 24).
Я собрал модель катапульты из кастрюли и деревянной ложки. (Показывает).
Еще с помощью катапульты можно запускать самолетики. (Показывает).
А сейчас мы отправимся на стадион и посмотрим, как инерция помогает спортсменам.
Беседа с классом, показ слайдов. (Слайды №25-28).
Итак, инерция помогает в спорте.
Продолжим наше путешествие. Любите ли вы цирк? (Слайд №29).Сейчас мы туда и отправимся.
Знакомьтесь – знаменитый иллюзионист-фокусник Артем Юрьевич Южаков (ученик), покажет вам фокусы по инерции. (Слайд №30).
Показывает фокусы:
1. Монетка, лежащая на открытке, при резком
щелчке падает в стакан.
2. На бутылке лежит бумажное кольцо, на нем
монетка. При выбивании кольца линейкой, монета
падает в бутылку.
3. Банка с водой на листе бумаги. При резком
выдергивании бумаги, банка остается на месте.
4. Опыты с сырым и вареным яйцом.
5. На ножах висят бумажные кольца, а на них рейка.
При резком ударе по рейке, она ломается, а колечки
целы.
6. На тонкой нити висит тяжелый груз, внизу
привязана толстая нить. Если резко дернуть за
нижнюю нить, то порвется толстая (нижняя) нить, а
тонкая остается целой.
7. На руке лежит кирпич, на нем орех. Резко ударить
молотком, орех расколется, а руке не больно.
Недавно в городе Инерция побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка? Найдите их. (Слайд №31).
VI. Проверка знаний.Ну вот, мы покидаем город Инерция, но на выходе вас ждет испытание.
Сейчас вы должны будете решить этот тест. Решайте парами. (Слайды №32-37)..
И я вам желаю успехов в изучении физики!
Итак, наше путешествие завершилось. Мы покидаем город Инерция, но с явлением инерции мы не прощаемся, т.к. она сопровождает нас повсюду.
Вот еще несколько примеров ее проявления. Показ слайдов. (Слайды №38-43).
VII. Заключение. Рефлексия.- Как вы поняли, что такое инерция?
- Где она помогает?
- Где приносит вред?
- Что понравилось сегодня на уроке больше всего?
- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания?
Свое впечатление от урока вы мне оставьте в виде смайликов. (Дорисовать рот на смайлике)