Цели:
- Расширить кругозор детей и представление об окружающем мире. Познакомить с творчеством художника А.С.Ларионова.
- Способствовать развитию умения рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывать любовь к школе, родному краю.
Оборудование: картины художника А.С.Ларионова, иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-экскурсия. Вот уже два месяца вы ходите в школу, знаете, где ваш класс, столовая, школьная библиотека. А сегодня мы пришли в школьную картинную галерею.
Посмотрите вокруг себя, и потом мы с вами побеседуем (звучит музыка). Автор этих картин, которые украшают третий этаж нашей школы, Алексей Степанович Ларионов. Его картины не случайно помещены здесь. Он работал в нашей школе учителем рисования и черчения.
Посмотрите на портрет художника, какие у него выразительные глаза. Какой доброй улыбкой он смотрит на вас.
3. Биография художника.
Родился Алексей Степанович Ларионов 8 августа 1923 года. Отец его был бухгалтером, мать учителем в начальной школе. Детство он провел в д. Новиково Клинского района, затем переехал в город Клин, учился в школе №1.
Рос Алексей очень живым и любознательным ребенком. Из всех школьных предметов больше всего любил рисование. Перед войной поступил в художественную школу в городе Москве, но закончить ее не успел, потому что началась война, и он ушел на фронт.
После победы Алексей Степанович всерьез и надолго посвятил себя созданию картин. Большая часть его работ хранится в Клинском краеведческом музее. Мы с вами обязательно сходим туда на экскурсию.
После смерти художника его жена Наталья Акимовна, которая тоже работала в нашей школе учителем начальных классов, передала школе некоторые его работы, которые вы видите здесь.
4. Рассматривание картин художника.
Посмотрите, какой теме посвящены его картины? (Теме природы). Больше всего А.С.Ларионову нравилось писать картины о море. Давайте обратим внимание на эти картины. (Звучит музыка) Все картины о море подчеркивают огромные просторы нашей Родины. Постепенные и сложные переходы цвета от бледно-голубых оттенков к сиреневым придают картинам фантастичность.
Посмотрите, какое море? На первом плане кроме воды и неба ничего нет. Только игра красок. Когда рассматриваешь картины о море, то поднимается настроение, рождается вера во что-то светлое и радостное.
Ребята, посмотрите, какими красками написано море? Какое настроение вызывают картины о море? Какая картина вам понравилась больше всего? Почему?
5. Работа с тестом сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Море на картинах Ларионова всегда спокойное, тихое. Но море бывает и другим. Вспомните, какую сказку вы недавно читали? («Сказку о рыбаке и рыбке»). Как море в сказке «отзывается» на растущую жадность старухи? (Ответы детей). С каждой новой просьбой старика оно становится все неспокойней. Давайте последовательно проследим это изменение:
- Море слегка разыгралось.
- Море помутилось.
- Неспокойно стало синее море.
- Почернело море.
В конце сказки по описанию моря можно понять, что злая старуха будет наказана за свою жадность. Что стало с морем в конце сказки?
На море черная буря.
Так и вздулись сердитые волны.
Так и ходят, так воем и воют.
6. Рассматривание иллюстрации «На море черная буря».
Посмотрите на иллюстрацию другого художника, который тоже нарисовал море к сказке А.С.Пушкина. Каким вы видите море? (Неспокойным). Какие краски использовал художник? Посмотрите еще раз на иллюстрацию «На море черная буря». В последний раз старик у моря. На море огромные пенистые волны, буря. Художник использует очень темные краски. Только белая пена ярко выделяется на почти черном фоне моря и неба. Чтобы создать ощущение ветра, художник рисует взметнувшиеся вверх волны с неровными, разбрызгивающимися краями пены.
Соответствует ли этот рисунок событиям сказки? А теперь еще раз посмотрите на картины А.С.Ларионова с изображение моря. Есть ли на них такое неспокойное море? (Нет, на его картинах море всегда спокойное, тихое).
7. Рассматривание картин с изображением реки.
Мы с вами поговорили о море, а теперь послушайте и отгадайте загадку:
Течет-течет, не вытечет,
Бежит-бежит, не выбежит.
Правильно, река. Скажите, как называется река, которая протекает в нашем городе? (Река Сестра). Послушайте, как клинский поэт Николай Андреевич Пановский написал о нашей реке:
Река Сестра, плавен бег.
Твоим безмолвьем насладился
Когда я, прошлый человек
С тобою рядом поселился…
А.С.Ларионов писал много картин, на которых изображал Сестру. Давайте их рассмотрим. Какие цвета он использовал для изображения реки? Какая картина вам понравилась больше всего?
8. Слушание стихотворения.
А теперь давайте послушаем стихотворение в исполнении учеников нашего класса:
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят, и там сидят,
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто всем назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Отдохнули и ушли.
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Как вы думаете, зачем ребята рассказали нам это стихотворение? Что вам не понравилось в поведении взрослых и детей?
Молодцы! Давайте делать так, чтобы наши слова не расходились с делом: на речке, на море, на природе нужно вести себя хорошо. Весь мусор за собой надо убирать, тогда берега будут чистыми.
А сейчас мы с вами вернемся в класс и при помощи красок попробуем нарисовать море или речку. Думаю, что и у вас получится разное море: у кого-то оно будет спокойное, а у кого-то на море будет черная буря. Пойдемте творить.