Тип занятия: Деловая игра.
Цели занятия:
- содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
- развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, тесты, учебники, фишки, тетради, «мишень настроения», карточки.
Ход занятия
I. Организация занятия.
Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (слайд «Детективное агентство»).
– Кто такой детектив? (слайд: Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.)
– Какими качествами должен обладать хороший детектив?
(слайд:
- иметь зоркий глаз;
- уметь слушать и слышать;
- быть внимательным.)
II. Сообщение темы и целей занятия.
– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке. (В каждой группе карточка «Потерялась часть речи».)
– Детектив Музылёв, прочитайте нам это сообщение.
– Что будем делать? (собирать информацию).
– Какие у вас возникли вопросы? (ответы детей).
(слайд:
– Как называется?
– На какие вопросы отвечает?
– Что обозначает?)
– Это и есть цель нашей деятельности. В ходе этой игры выявим эту часть речи. Но, чтобы определить часть речи нам нужно составить фоторобот. (слайд: Фоторобот)
III. Актуализация познавательной деятельности учащихся.
1. Чистописание.
– Итак, уважаемые детективы, открыли свои ежедневники и отметили начало рабочего дня. (запись числа и классной работы).
– Какой вчера был день недели? (среда)
– Какой звук слышим первым в этом слове? [с].
– Какой буквой обозначаем его на письме? (эс).
– Пофантазируем и пропишем эту букву в своих ежедневниках.
2. Словарная работа.
– Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы повторяли дома.
- сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
- животное, верный друг человека (собака);
- самая болтливая птица (сорока);
- шестой день недели (суббота);
- обувь для дождливой погоды (сапоги);
- первый месяц осени (сентябрь);
- сосуд для питья воды (стакан).
– Сверим точность записей друг у друга. (взаимопроверка).
– Оцените свою работу. (работа с жетонами).
– Давайте заглянем в рубрику «Это интересно». (слайд: «Это интересно», картинка с изображением сирени).
– Детектив Старокожев подготовил нам сообщение. (Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.)
– Запишите в ежедневники это новое слово. (сирень)
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (кто? что?)
– Что обозначают? (предмет).
– Итак, собранная нами информация позволяет сделать вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет).
(на доске прикрепляется:
Имя существительное
Предмет кто? что?)
3. Синтаксический разбор предложения.
– Составим и запишем предложение с существительным «сирень».
– Детектив Савельев выполнит это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.
(учащийся с обратной стороны доски записывает и разбирает предложение.
Ранней весной расцветает пахучая сирень.
простое, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работой детектива Савельева. (самооценка).
– Так какими членами предложения может быть имя существительное?
(Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)
IV. Работа по теме занятия.
1. Работа в четвёрках.
– Итак, продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.
– 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;
– 2 группа детективов существительные 2 склонения;
– 3 группа детективов существительные 3 склонения.
(слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Итак, все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова.0
– Перечислите типы склонений существительных. (добавляю карточки к фотороботу: 1-склонение, 2- склонение, 3- склонение.)
– Оцените свою работу. (самооценка).
V. Физкультминутка.
– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный детектив».
(дети изображают животных).
– Зайчики! (скачут)
– Раки! (пятятся назад)
– Лошадки! (топают ногами)
– Птицы! (машут руками)
– Цапли! (стоят на одной ноге)
– Человек! (садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (кто?)
– Какого они числа? (множественного).
2. Работа по выбору.
– Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями. Внимательно просмотрите все и выберите ту, с которой вы справитесь.
(У каждого по три карточки разного цвета:
Красная карточка: Выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.
Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. .
(подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., И. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)
Карточка жёлтая: списать существительные, определить тип склонения и падеж.
Листок, от ветки, бурей, от холода, до моря, с поля.
Карточка зелёная: записать четыре существительных 3 склонения.)
– Поднимите руку, кто выполнял красную карточку. Проверим это задание. Все детективы независимо от выполнения ими разныхзаданий участвуют в проверке красной карточки. (Один учащийся зачитывает выполненное задание. Проводится проверка по остальным карточкам.)
– Оцените свою работу. (самооценка)
– Итак, какой сделаем вывод из проделанной работы? (имена существительные изменяются по числам, падежам, родам. Выставляю таблички к фотороботу: род, число, падеж.)
3. Коллективная работа.
– Как детективы вы хорошо сработали в группах и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.
– На нашем занятии часто сегодня звучало слово. Какое? (детектив) (слайд: Детектив)
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор. (проверка по компьютеру. Слайд:
Детектив – сущ.
- н. ф. – детектив;
- нариц.;
- одушев.;
- м. р., 2 скл.;
- ед. ч., И. п.)
– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)
– Оцените свою работу. (самооценка)
VI. Физкультминутка для глаз.
– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз.
Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (слайд: картинки, вожу стрелкой в разные направления.)
4. Работа с учебником.
– Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? (это стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме?
(Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. (самооценка)
5. Тестирование.
– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.
Тест.
-
Имя существительное – это …
а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание. -
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета;
– Имя существительное отвечает на вопросы какой? какое? какая? и обозначает предмет;
– Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. -
Склонение – это:
а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам. -
Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложныйкем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?
V. Самооценка.
–Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за день. (Учащиеся называют свои оценки.)
VI. Д/з.
Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.
- 1 группа детективов получает задание просклонять слово «смекалка», так как они сегодня показали очень хорошие знания в детективном расследовании.
- 2 группа детективов склоняют существительное «память», чтобы помнить, что хороший детектив должен постоянно тренировать свою память.
- 3 группа детективов склоняет слово «мышление», для развития своего логического мышления.
VII. Рефлексия.
– А сегодняшнее наше расследование подошло к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение. (слайд: правило об имени существительном.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам. Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.)
– С каким настроением вы заканчиваете нашу игру? Прикрепите солнышко или тучку на «мишень настроения», в зависимости от того как вы работали. (учащиеся крепят у доски жетончики).
– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу. (прикрепляю солнышко на «мишень»).