Обобщение знаний об имени существительном. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Тип занятия: Деловая игра.

Цели занятия:

  • содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
  • развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, тесты, учебники, фишки, тетради, «мишень настроения», карточки.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (слайд «Детективное агентство»).

– Кто такой детектив? (слайд: Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.)

– Какими качествами должен обладать хороший детектив?

(слайд:

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.)

II. Сообщение темы и целей занятия.

– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке. (В каждой группе карточка «Потерялась часть речи».)

– Детектив Музылёв, прочитайте нам это сообщение.

– Что будем делать? (собирать информацию).

– Какие у вас возникли вопросы? (ответы детей).

(слайд:

– Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?)

– Это и есть цель нашей деятельности. В ходе этой игры выявим эту часть речи. Но, чтобы определить часть речи нам нужно составить фоторобот. (слайд: Фоторобот)

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

1. Чистописание.

– Итак, уважаемые детективы, открыли свои ежедневники и отметили начало рабочего дня. (запись числа и классной работы).

– Какой вчера был день недели? (среда)

– Какой звук слышим первым в этом слове? [с].

– Какой буквой обозначаем его на письме? (эс).

– Пофантазируем и пропишем эту букву в своих ежедневниках.

2. Словарная работа.

– Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы повторяли дома.

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
  • животное, верный друг человека (собака);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • шестой день недели (суббота);
  • обувь для дождливой погоды (сапоги);
  • первый месяц осени (сентябрь);
  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга. (взаимопроверка).

– Оцените свою работу. (работа с жетонами).

– Давайте заглянем в рубрику «Это интересно». (слайд: «Это интересно», картинка с изображением сирени).

– Детектив Старокожев подготовил нам сообщение. (Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.)

– Запишите в ежедневники это новое слово. (сирень)

– На какие вопросы отвечают все эти слова? (кто? что?)

– Что обозначают? (предмет).

– Итак, собранная нами информация позволяет сделать вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет).

(на доске прикрепляется:

Имя существительное

Предмет кто? что?)

3. Синтаксический разбор предложения.

– Составим и запишем предложение с существительным «сирень».

– Детектив Савельев выполнит это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(учащийся с обратной стороны доски записывает и разбирает предложение.

Ранней весной расцветает пахучая сирень.

простое, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).

– Сверим свои работы с работой детектива Савельева. (самооценка).

– Так какими членами предложения может быть имя существительное?

(Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия.

1. Работа в четвёрках.

– Итак, продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.

– 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;

– 2 группа детективов существительные 2 склонения;

– 3 группа детективов существительные 3 склонения.

(слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)

– Итак, все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова.0

– Перечислите типы склонений существительных. (добавляю карточки к фотороботу: 1-склонение, 2- склонение, 3- склонение.)

– Оцените свою работу. (самооценка).

V. Физкультминутка.

– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный детектив».

(дети изображают животных).

– Зайчики! (скачут)

– Раки! (пятятся назад)

– Лошадки! (топают ногами)

– Птицы! (машут руками)

– Цапли! (стоят на одной ноге)

– Человек! (садятся на места)

– Как можно назвать слова этой группы? (имена существительные)

– На какие вопросы они отвечают? (кто?)

– Какого они числа? (множественного).

2. Работа по выбору.

– Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.

– На партах у вас лежат карточки с заданиями. Внимательно просмотрите все и выберите ту, с которой вы справитесь.

(У каждого по три карточки разного цвета:

Красная карточка: Выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.

Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. .

(подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., И. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)

Карточка жёлтая: списать существительные, определить тип склонения и падеж.

Листок, от ветки, бурей, от холода, до моря, с поля.

Карточка зелёная: записать четыре существительных 3 склонения.)

– Поднимите руку, кто выполнял красную карточку. Проверим это задание. Все детективы независимо от выполнения ими разныхзаданий участвуют в проверке красной карточки. (Один учащийся зачитывает выполненное задание. Проводится проверка по остальным карточкам.)

– Оцените свою работу. (самооценка)

– Итак, какой сделаем вывод из проделанной работы? (имена существительные изменяются по числам, падежам, родам. Выставляю таблички к фотороботу: род, число, падеж.)

3. Коллективная работа.

– Как детективы вы хорошо сработали в группах и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.

– На нашем занятии часто сегодня звучало слово. Какое? (детектив) (слайд: Детектив)

– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор. (проверка по компьютеру. Слайд:

Детектив – сущ.

  1. н. ф. – детектив;
  2. нариц.;
  3. одушев.;
  4. м. р., 2 скл.;
  5. ед. ч., И. п.)

– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)

– Оцените свою работу. (самооценка)

VI. Физкультминутка для глаз.

– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз.

Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (слайд: картинки, вожу стрелкой в разные направления.)

4. Работа с учебником.

– Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.

– Прочитайте текст. Что это за текст? (это стихотворение).

– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме?

(Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)

– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.

– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.

– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (обращаюсь к фотороботу)

– Оцените свою работу. (самооценка)

5. Тестирование.

– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.

– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

Тест.

  1. Имя существительное – это …
    а) часть слова;
    б) часть речи;
    в) словосочетание.

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета;
    – Имя существительное отвечает на вопросы какой? какое? какая? и обозначает предмет;
    – Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

  3. Склонение – это:
    а) изменение имён существительных по числам;
    б) изменение имён существительных по падежам;
    в) изменение имён существительных по родам.

  4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный
             кем? чем?
    кто? что?
    кого? чего?
    о ком? о чём?
    кого? что?
    кому? чему?

V. Самооценка.

–Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за день. (Учащиеся называют свои оценки.)

VI. Д/з.

Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.

  • 1 группа детективов получает задание просклонять слово «смекалка», так как они сегодня показали очень хорошие знания в детективном расследовании.
  • 2 группа детективов склоняют существительное «память», чтобы помнить, что хороший детектив должен постоянно тренировать свою память.
  • 3 группа детективов склоняет слово «мышление», для развития своего логического мышления.

VII. Рефлексия.

– А сегодняшнее наше расследование подошло к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение. (слайд: правило об имени существительном.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам. Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.)

– С каким настроением вы заканчиваете нашу игру? Прикрепите солнышко или тучку на «мишень настроения», в зависимости от того как вы работали. (учащиеся крепят у доски жетончики).

– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу. (прикрепляю солнышко на «мишень»).