Современный человек не только должен обладать суммой знаний, но и уметь приобретать самостоятельно знания, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.
В требованиях к подготовке в области информатики и информационных технологий в 5 классе по теме обработки текстовой информации говорится о необходимости научить учащихся применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов. На изучение темы отводится 5 уроков. Учитывая объем учебной информации, это не так много, но некоторые навыки работы с текстовым редактором школьники получили в курсе изучения информатики в начальных классах. Они знают назначение клавиш на клавиатуре, различие между режимами вставки и замены; умеют вставлять и удалять символы текста, вводить прописные буквы и знаки препинания, «склеивать» и разбивать на части слова и строки текста. Это дает возможность использовать время на уроке для организации форм групповой исследовательской деятельности, для проектной организации образовательного процесса.
Целью изучения темы «Обработка текстовой информации» в 5 классе является расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации: обобщение представления об этапах создания текстовых документов, знакомство с приемами создания комбинированных документов, одновременной работе в двух приложениях. Тема достаточно гибкая, чтобы ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. Решение проблемы предполагает различные виды деятельности. Это важно для применения метода проектов в обучении.
Метод проектов предполагает сбор и обработку информации по проекту: информацию об объекте познания; информацию о продвижении по проекту; вспомогательную информацию, рабочие материалы. Работа с большим объемом информации в течении проекта позволяет перевести метод в плоскость технологии портфолио.
Работа над проектом начинается всегда с определения перечня конкретных действий, указания сроков и ответственных, а главное, с уточнения желаемого результата. Перед изучением данной темы учащиеся заполняют карту самодиагностики, которую получают от учителя и заполняют самостоятельно. Эта карта может выглядеть так:
Ты уже умеешь писать на бумаге записки, письма, стихи, диктанты… Теперь будем учиться делать это на компьютере. Прежде заполни 2 колонку таблицы. Если не знаешь ответа, то в колонке ставь прочерк «-»и не огорчайся – ты всему научишься после изучения темы. Удачи!
Ученик_________________________________
Тема: Обработка текстовой информации | |||
Вопросы | Ответы до изучения темы | Ответы после изучения темы | Узнал ли ты что-нибудь новое по теме? (+, -) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Что такое «текстовый редактор»? | |||
Знаешь ли ты правила редактирования текста? | |||
Что такое «форматирование» текста? | |||
Умеешь ли ты вставлять рисунки в текст? | |||
Можешь ли ты создавать рисованные объекты в текстовом редакторе? |
К данной таблице ученик вернется после изучения темы, чтобы заполнить 3 и 4 колонки. Задача учителя при заполнении таблицы сделать все возможное, чтобы в 4 колонке стояли «+», в этом случае ученик видит результаты своего роста.
Для пробуждения познавательной активности ученики вовлекаются в деятельность по формулировке гипотез и предположений. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Коллективно или по группам ученики заполняют лист планирования проекта.
Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся
Тема проекта: _____________________________________________________
Цели проекта: _____________________________________________________
Чтобы я хотел узнать по данной теме:_________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Этапы моей исследовательской деятельности:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Источники информации:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
На этапе изучения нового материала портфолио пополняют следующие документы: список правил редактирования текста, составленный коллективно или индивидуально; творческие работы по оформлению коллажей на темы «Форматирование символов» и «Форматирование абзацев», выполненные задания по анализу текста (приложение 1). Школьники составляют табличную модель объекта:
Элемент объекта | Словесное описание объекта | Способ выделения объекта |
Символ | ||
Слово | ||
Строка | ||
Предложение | ||
Абзац | ||
Фрагмент | ||
Весь текст |
Изучая действия над фрагментами текста, можно заполнить таблицу следующего вида:
способы | действия | ||
Копирование | Перемещение | Удаление | |
При помощи горизонтального меню | |||
При помощи контекстного меню | |||
При помощи мыши | |||
При помощи панели инструментов | |||
При помощи клавиатуры |
Таблицу можно заполнять после изучения материала, а можно попросить учеников придумать вид таблицы самостоятельно. Также можно предложить ученикам оригинальное оформление глоссария основных понятий, связанных с изучением темы.
Исследовательская деятельность предполагает изучение большего объема материала, чем предусмотрено в базовом курсе. Дополнительно можно предложить ученикам сбор информации о буквице, глаголице, основоположникам письменности, истории возникновения пишущих приспособлений и др.
Ребята на этом этапе учатся систематизировать новый материал, сопоставлять его с уже известными данными. Желательно, чтобы материалы сопровождались кратким рефлексивным комментарием ученика о том, что удалось, каким образом может быть использовано в дальнейшем. Материал может быть представлен на уроке в виде сообщений, презентаций, рисунков или плакатов, выставки подборки соответствующей литературы, WEB-сайта, газеты, журнала, мультимедийного продукта.
В процессе изучения темы ведется контроль над усвоением знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования, поэтому в портфолио может находиться контрольный лист прохождения по теме. Он может выглядеть так:
Ученик__________________________________
Тема: Обработка текстовой информации | ||||
Проверочная работа «Элементы текстового редактора» | Проверочная работа «Правила редактирования текста» | Проверочная работа «Форматирование символов» | Проверочная работа «Редактирование символов» | Средний балл по проверочным работам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ученики постепенно заполняют таблицу по мере получения оценок, а колонку 5 заполняют после вычисления среднего балла.
В процессе работы над оформлением документации ученикам может быть представлена следующая дополнительная информация:
Пример инструкции плана работы с бумажными носителями информации
- отобрать книги по данному предмету;
- просмотреть содержание книг, выделить наиболее подходящие к указанной теме пункты;
- внимательно прочитать книгу/раздел;
- разбить его на части;
- выделить основные вопросы;
- составить план прочитанного в виде вопросов и тезисов;
- аргументировать наиболее важные положения, сделать выписки;
- использовать при чтении словарь;
- проанализировать помещенные в книге иллюстрации;
- скомпоновать полученные ответы на каждый вопрос, получить содержательный логически законченный ответ.
Ребятам раздаются листы с критериями оценивания конечного результата, которые могут быть легко использованы учениками для самопроверки и сравнения своей работы с ожидаемыми результатами, а также учителем для оценивания итоговых результатов проекта.
Пример критериев оценивания портфолио
- Содержание должно отражать цель самостоятельной работы ученика над проблемой.
- Актуальность задачи, выбранной для исследования.
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в документах.
- Оформление портфолио логично, дизайн не противоречит содержанию.
- Использование диаграмм и рисунков.
- Списки и таблицы размещены корректно.
- Список источников информации оформлен правильно.
- Результаты всех проверочных работ выставлены в контрольный лист.
На последнем этапе проходит презентация портфолио. При этом в оценивании исследовательской деятельности принимает участие сам ученик. Конечно, в оценке конечного продукта приоритетное внимание уделяется содержанию, а уже затем организации информации, структуре и графическим элементам.
Технология портфолио не сводится к формальному накоплению материала по теме, она способствует приобретению новых знаний и умений по творческой переработке материала, повышает учебную мотивацию, формирует механизмы самооценки учащегося.
Школьный возраст учащихся 5 классов характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, особенностями учебной мотивации. Чтобы сделать обобщающий урок по теме эмоционально насыщенным, наиболее наглядным, можно провести его в форме игры с применением интерактивной доски. Для этого можно подготовить по теме вопросы с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных, на установление соответствия, вводом правильного ответа с клавиатуры. Вопросы охватывают основные пункты изученной темы. (приложение 2 у автора)
Для оформления удобно использовать средства PowerPoint с применением элементов программирования на VBA. Оформление слайдов можно построить на последовательном подборе картинок для создания иллюзии путешествия по сказочному королевству. Героями путешествия являются смайлы – так полюбившиеся графические изображения эмоций в Интернете и SMS. Играть может учитель против всего класса. А можно и разделить класс на команды. В конце урока – позитивный заключительный аккорд – ребята возвращаются к карте самодиагностики и заполняют 4 графу документа портфолио, которая показывает уровень собственного понимания и обученности по теме.
Таким образом, применение технологии портфолио в проектной деятельности формирует умения и качества, необходимые современному человеку: ответственность и адаптивность, критическое и системное мышление, умение ставить и решать проблемы, коммуникативные умения, направленность на саморазвитие, социальная ответственность.