Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки".
I. На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.
Вопрос: "Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?"
II. Лекция с элементами беседы.
По ходу сообщения учащиеся составляют план (краткий последовательный перечень основных мыслей, положений).
На земном шаре существует множество языков. Их количество определяется по-разному и колеблется от 2880 до 3000. Немногие из них имеют такое же значение, как русский язык. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
"Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых оно изначально родные" ("Энциклопедический словарь юного филолога"). В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в учебниках и словарях.
Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве "иностранных языков" (то есть как обязательный предмет в ВУЗах и школах большинства стран мира). Эти языки являются "рабочими языками" ООН.
Официальными мировыми языками ООН признает английский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI - XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и другие. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и другие.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана - перечня вопросов, поднятых в сообщении.
- Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
- Каково место русского языка среди других языков мира?
- Чем обусловлена популярность русского языка в мире?
- Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
- Коллективно составляется сложный план сообщения.
Возможный вариант плана.
I. Мировые языки:
- что учитывается при отнесении языка к числу мировых;
- их функция.
II. Место русского языка среди других языков мира:
- язык русского народа;
- государственный язык Российской Федерации;
- русский язык - мировой язык.
III. Причина популярности русского языка в мире:
- богатство языка и созданной на нем художественной литературы;
- язык науки, источник общечеловеческих знаний;
- один из родственных славянских языков.
IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.
V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.
VI. Краткий пересказ текста. (Учащиеся пользуются планом.)
V. Дома учащиеся писали сочинение-миниатюру на одну из тем: "Слово о слове", "Слово о языке". Зачитываются наиболее удачные.
Слово о русском языке.
Русский язык - один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты... Но самое мудрое, что создало человечество, - это язык.
Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, "Человеческое слово стрелы острее".
Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.
Слово о слове.
Слово человеческое! Никакая другая сила в мире не может сравниться с его безмерною силой.
Каждый из нас знает, что слово - это необходимое средство общения между людьми и средство связи, взаимопонимания. Значение слова отмечают русские пословицы: "Человеческое слово стрелы острее", "Ветер горы разрушает, слово народы поднимает", "Живое слово дороже мертвой буквы".
Русский язык имеет огромный запас слов. Слова называют те или иные предметы, их признаки, различные действия и т.д. А русские пословицы и поговорки?! Это сокровища народной мудрости. Они оживляют речь, делают ее образной, яркой. Из слов, относящихся к разным частям речи, строятся предложения, простые и сложные.
Кто из нас не слышал, что есть еще особое слово - слово художественное. Русские писатели, мастера слова, оценивают не только смысл слова, но и его звучание, выразительные особенности, своеобразие.
О слове можно писать очень много. Я обращаюсь ко всем: "Берегите и любите слово. С него начинается наш родной русский язык".
В заключение учитель может познакомить учащихся с высказываниями о русском языке русских писателей и зарубежных слушателей. На дом: упр.1.