Цели:
- проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
- познакомить c женским народным костюмом;
- развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
- воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного на предыдущем занятии
– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о
красоте человека. Давайте вспомним, что мы
говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы
детей.)
3. Знакомство с женским народным костюмом
– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.
– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили : “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).
Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)
– Как же назывались головные уборы?
Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.
(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)
– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.
|
4. Практическая работа
– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.
Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)
На доске:
Знаки-обереги Схематический рисунок Солнечные знаки Круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы; Символ Земли Прямая линия; Символ Земли и Плодородия Женская фигура, квадратик с точкой посередине; Знак Воды Волнообразная ритмическая линия; Символ вечно живой природы Дерево, цветы, веточки; Символ счастливого брака Две птицы голова к голове.
Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.
Выполнение работы.
5. Подведение итогов
Оценка работ. Выставка.
– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.
Использованная литература
- Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
- Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
- Дидактический материал + игра “Лото”.
“Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
“Русский традиционный костюм”.
“Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”. - Видеофильм “Из истории русского костюма”.