Образ художественной культуры Древней Греции. Искусство греческой вазописи (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Формирование представлений об основных видах древнегреческих ваз, их форме и декоре.
  • Развитие творческих способностей обучающихся, навыков работы с различными художественными материалами.
  • Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.

Тип урока: сообщение нового материала

Форма проведения: урок-экскурсия, коллективное творчество.

Методы обучения: метод стимулирования и мотивации учения, перцептивные, методы самоуправления учебными действиями.

Оборудование: музыкальная заставка, словарь терминов, презентация, краски, кисти, пластилин, образцы ваз, названия мастерских.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Музыка.

Учитель. Звучит музыка греческого народа, и мы начинаем наш урок.

Древние греки, античные греки.
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!

Дети:

Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали.

Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили.

И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни.

Учитель. Сегодня мы отправляемся на экскурсию  в удивительную страну – Грецию и познакомимся с мастерством изготовления сосудов.

Строили Греки театры и храмы,
Ставили Греки комедии, драмы,
Вот посмотрите теперь каково
Было скульптурное их мастерство.

Демонстрация репродукций.

– Конечно же, ребята, мы не сможем пройти стороной и не поговорить об этой древней стране, которая, можно сказать, стала родиной всей европейской культуры.

– Вы бывали в музее? Думаю, вы заметили, что люди там говорят вполголоса.
Как вы думаете, почему?

– В тишине, ничем не отвлекаясь, можно лучше  разглядеть  каждую вещь, почувствовать её красоту.

– Посмотрите, что мы видим за стеклом витрин? Это глиняные сосуды. Какую форму они имеют? Какие краски использовали мастера для росписи?

Чёрные фигуры – это чёрнофигурная роспись, красно-коричневые фигуры – краснофигурная роспись. (Словарь)

– Все эти сосуды из древнего греческого города Афины, который славился своими вазами. В городе был целый квартал, где делали глиняную посуду – керамику.
Это слово произошло от греческого «керамос»глина. Греческие сосуды были самых разных форм и размеров.

Демонстрация слайдов.

– Вино и масло хранили в стройных сосудах с двумя ручками. Называли их амфоры. Вот гидрия.  Для чего нужен этот сосуд? Верно, для воды. По бокам две маленькие ручки, а третья длинная, идёт от верха горлышки вниз. Пустую гидрию держали за длинную ручку, а, наполнив сосуд водой, девушки поднимали его за круглые ручки и ловко несли на голове. Пили древние греки из килика.

– Чем эта ваза отличается от остальных? Да, это низкая плоская чаша на ножке. Самые искусные мастера расписывали вазы. Что изображали они? (Ответы детей). Они изображали то, что видели каждый день. И, рассматривая теперь эти рисунки, мы узнаём многое о жизни и обычаях древнего народа.

– Сегодня мы перенесёмся в древний город Афины, каждый из вас станет  художником в квартале мастеров по изготовлению сосудов.

В первой мастерской оформляют амфоры. Для работы вам понадобятся ножницы, клей и цветная бумага.

Во второй мастерской оформляют гидрии. В своей работе вы используете пластилин.

Третья мастерская занимается оформлением килика. Вы работаете гуашевыми красками.

К сожалению, не все сосуды сохранились. Их восстановлением занимаются реставраторы. Итак, ваша задача – восстановить разрушенный сосуд.

– Уважаемые мастера. Вам предоставляется возможность выбрать форму сосуда и вид росписи. Если кто-то из мастеров закончит свою работу раньше, может помочь своему товарищу. Я желаю вам успехов и уверенна, что в каждой мастерской работать будут дружно и старательно.

– Когда в вашей мастерской работа будет завершена, в нашем музее греческой керамики появятся работы современных мастеров, т.е. ваши. Каждая группа защищает свои изделия.

Музыка. Самостоятельная работа детей, индивидуальная учителя.

Учитель. Какие красивые вазы у вас!

Есть вазы-гиганты и карлики вазы.
И каждая ваза с рисунком-рассказом!

– Уважаемы посетители. Добро пожаловать в музей греческой керамики. Вашему вниманию представлены сосуды различной формы и размеров.

Защита

1 группа. В нашей мастерской изготавливали амфоры. Они высокие, стройные, с двумя ручками. В этом сосуде хранили вино и масло.

2 группа. Наши мастера выполняли роспись сосудов для воды. У них по бокам маленькие ручки. Третья – длинная, идёт от верха горлышка вниз. Девушки носили гидрию с водой на голове.

3 группа. Эти низкие плоские чаши на ножке назывались килики. Они использовались греками для питья.

– Посмотрим, как поработали наши реставраторы

– Никто не сможет пройти мимо этой вазы. Какая красивая у ней форма! Как плавно сужается она кверху. И рисунок на  ней необычный. Отец и два сына. Над ними летит ласточка. Старший первый увидел её.
– Смотри, летит ласточка, – говорит он. Уже весна!
Художник так хорошо нарисовал всех троих, что мы чувствуем, как  они радуются приходу весны.

– Возьмите в руки ваши ласточки. Поднимите их над головой и почувствуйте, как тепло у вас на душе. Ведь скоро весна!
Если сегодняшний урок был для вас интересен и полезен, прикрепите их на доску. Пусть наше настроение передастся всем присутствующим в зале.

Дети прикрепляют ласточек.

– К сожалению, выставочный зал закрывается. Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами страны. Жаль, но время не пощадило их, многие разбились. Хранят их в музеях, даже если они разбились и от них остались одни черепки. Ведь каждый черепок, найденный на раскопках, расскажет людям массу интересного о прошлом.

– Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за работу. На память о нашем уроке я дарю вам фильм, посмотрев который, вы пополните свои знания об удивительной стране – Греции.

– Спасибо за урок.

Приложение 1