Обобщение о способах проверки слов с безударными гласными и парными согласными в корне (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать умение находить проверочные слова, работать над развитием речи и грамотностью письма.
  • Приучать к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке.
  • Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Оборудование: карта путешествия, наглядность овощей, морских обитателей и растений, ПК, тесты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Активизация внимания

– Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время путешествия встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! (Показываю карту путешествия).

2. Лексико-орфографическая работа

– Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (объясняем значение слова), в том числе и овощами.
– Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать?! (Картинки овощей прикрепляю на доску). По мере отгадывания слов идёт запись в тетради, выделяются орфограммы.

– Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. омидор).
– Развание этого овоща произошло от латинского слова «капут», что значит «голова». апуста).
– Огородное растение с крупными семенами-горошинами.орох).
– Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. (Огурец).
– Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. артофель).
– Про этот овощ сложена загадка «Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали». орковь).

– Ребята, просмотрите слова ещё раз и скажите, как их можно проверить?

Проверка (слова открываю):

1. Назови слова, в которых надо запомнить две б/гл. (Помидор, картофель)
2. Назовите слова, в которых надо запомнить б/гл. О (Огурец, горох, морковь)
3. А какую гласную надо запомнить при написании слова (Капуста)

– Так, почему же написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Вывод – это словарные слова, б/гл. запоминается)

3. Знакомство с новым словом. Подбор однокоренных слов

– Мы отправляемся в путь, хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом ПОГОДА. Когда шёл дождь, мела метель, тоговорили, что на улице непогода. Сейчас, словом погода называют любое состояние атмосферы. (карточка на доске погода). В каком слоге стоит б/гл.? Почему? Как проверим?
– Запишите, какие слова спрятались в схемах? (Погода, …к а, …ушк а , ….ж ий , ….н ый.)
– Какие это слова? Почему так решили? Что мы знаем о правописании корней однокоренных слов?

4. Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

– Мы приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Как их освободить? (ПРАВИЛО)

Задания:

а) – Ученик у доски – вствляет и доказывает орфограмму.
– Освобождают жителей –

с.лёные брызги – п.тнистый осьминог –
м.рской к.нёк – к.менистое дно –
ск.листый берег – м.л.дая чайка –

б) – Работают с учебником (весь класс) – стр. 107. Упр. № 196
в) – Работают на компьютерах (первая группа) – тест по б/гл.

(заходим – рус.яз., коррекция – правописание гласных в корне.)

а) Какую гласную нужно проверить в слове … сильным (19 вопросов)
б) Является ли слово проверочное к слову … слабым (8 вопросов)

ПРАВИЛО по правописанию проверяемых безударных гласных.

Физминутка:

Рыбки плавали, плескались
В чистой свеженькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

5. Упражнения в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова. Работа на ПК

– Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных . Здесь ещё утро, некоторые из звуков ещё не проснулись. Давайте произнесём звуки парами, и «спящие» тут же проснуться. ( г-к, ж-ш, в-ф, б-п, з-с, д-т). Правит этим островом господин Гласный и его помощники – звонкие согласные (р, л, м, н). А почему? Кто догадался? (ПРАВИЛО)

– Хорошо, вот и проверим, как вы справитесь с заданием:

а) Для всего класса:

– Я читаю предложения, вы выписываете слова с парными согласными, требующим проверки. Записываете в тетрадь и доказываете написание.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.

(Проверка комментированно)

б) Работа на ПК (вторая группа) – тест по парным согласных (коррекция – правописание согласных в корне.)

– В каком слове проверяется оглушенный согл. (13 вопросов)

ПРАВИЛО по правописанию парных согласных.

6. Самостоятельная работа

– Наш корабль приближается ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Наша задача, нужно списать текст, не допустив ни одной ошибки. Кто допустит, того пираты не отпустят. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии! Вперёд за дело, сели прямо, пишем грамотно и красиво.

– Списать текст с доски.

Марские жители – известные хетрецы. Они всегда лофко прячются от своих врогов.

(У доски ученик – проверяем)

7. Домашнее задание

Творческое задание: по данному началу продолжить текст про морских жителей.

8. Итог урока

– Впереди у нас ещё один остров, но к нему мы доберёмся на последующих уроках. А сейчас ответьте на мои вопросы:
– Что закрепляли и повторяли на уроке?
– Понравилось ли путешествие и чем?
– А чем оно тебе запомнилось?

Оценивание.