Компьютерные сети

Разделы: Информатика


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  1. дать представление о компьютерных сетях, их видах;
  2.  познакомить со структурой, с устройствами компьютерной сети, технологией передачи и обработки данных;
  3. сформировать у студентов целостное представление о работе компьютерных сетей;
  4. развивать познавательный интерес к предмету

Оборудование: ПК, проектор, программное обеспечение: презентация в Power Point "Компьютерные сети", MS Word, кроссворд, карта путешествия, письмо от Спайдера.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение плана (темы и постановка цели) урока
  3. Изучение нового материала с использованием презентационного оборудования
  4. Закрепление нового материала (Кроссворд)
  5. Итог урока

К этому уроку студенты, по желанию, готовят сообщения на 2-3минуты: «Что такое топология локальной сети», «Сетевые протоколы», «Сервисы Интернет» и т. д. Преподаватель готовит комплект заданий и карту путешествия (рис. 1)  

Ход урока

I. Урок начинается

с проверки присутствующих студентов и их готовности к уроку. Тема урока пока не объявляется. В тетрадях записать дату.

Презентация

Слайд 1

П. Недавно я получила очень интересное письмо и хочу вам его прочитать (Приложение 1)

Слайд 2

– Вы знаете Спайдера? Нет? Я тоже, но хочу с ним познакомиться. Ну что, отправимся в путешествие? Где же пароль?

Слайд 3

Предлагается пароль (ребус)

Слайд 4 (разгадка)

Отгадав его, ребята получают тему урока

Слайд 5

Как называется государство спайдера? «Компьютерная сеть» (записать в тетрадь).

II. Изучение нового материала

Слайд 6

П. Начнем с того, что выясним – что это за государство «компьютерная сеть»?

Слайд 7

КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ – соединение компьютеров для обмена информацией и совместного использования ресурсов (принтер, модем и т. д) (записать в тетрадь)

П. Зачем нужны компьютерные сети? (для обмена информацией и совместного использования)

Назначение компьютерных сетей

Например, использование сетей позволяет

  • создать очень гибкую рабочую среду (возможность работать на домашнем компьютере, подключенном к сети учреждения).
  • оперативное получение нужной информации из библиотек и банков.

По карте видно, что в этом государстве 3 поселения. Как же они называются?

Слайд 8 (карта)

Слайд 9 (записать в тетрадь)

П. Существующие компьютерные сети в настоящее время принято делить на 3 типа:

  1. Локальные сети (LAN – Local Area Network)
  2. Региональные сети
  3. Глобальные сети(WAN – Wide Area Network)

Спайдер просит помочь разобраться в архитектуре и в принципах функционирования этих поселений.

Чтобы легче было ответить на его вопросы, выполнить задания, разделимся на группы и отправимся в путь. В государстве Спайдера 3 поселения, поэтому мы тоже разделимся 3 группы.

  • 1 ряд будет выполнять задания в поселении «Локальная сеть»
  • 2 ряд – задания в поселении «Глобальная сеть»
  • 3 ряд - задания в поселении «Региональная сеть»

Слайд 10

Поселение 1 Локальная сеть (записать в тетрадь)

Слайд 11

Вопрос. Какие сети называются локальными?

Слайд 12 (записать в тетрадь)

Слайд 13

Остановка 1 Организация локальных сетей

Слайд 14

Вопрос: Как классифицируются локальные сети по способу взаимодействия компьютеров?

Слайд 15 (выступает студент)

(записать в тетрадь)

Компьютер, подключенный к локальной компьютерной сети, является рабочей станцией или сервером сети.

Слайд 16

Поэтому, локальные сети по способу взаимодействия компьютеров подразделяются на:

  • одноранговые;
  • сеть с выделенным сервером

Слайд 17

В одноранговой локальной сети все компьютеры равноправны. Общие устройства могут быть подключены к любому компьютеру в сети

Слайд 18

Слайд 19.

Вопрос для закрепления:

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: К какому типу сети относится локальная сеть в нашем кабинете?

Слайд 20.

Ответ: одноранговая сеть

Слайд 21

Остановка 2. Топология сети. (записать в тетрадь)

Слайд 22.

Вопрос: Что такое топология сети? (выступает студент)

Слайд 23

С. Для связывания с внешними устройствами компьютер имеет порты,

через которые можно принимать и передавать информацию. Через эти порты можно соединить два компьютера отрезком кабеля (показать кабель) и они образуют сеть, для которой не требуется аппаратное и программное обеспечение.

Что такое топология сети?

Слайд 24

Топология сети – это логическая схема соединения компьютеров каналами связи (записать в тетрадь) (нарисовать в тетрадь)

Слайд 25

1. Простое последовательное.

Достоинства:

  • схема работает быстро

Недостатки:

  • при разрыве одного из соединений или при неисправности одного компьютера, вся сеть выходит из строя. Практически эта схема почти не используется.

Слайд 26

2. Последовательное кольцом.

Достойнства:

  • Сообщения циркулируют регулярно. Кольцевые сети — самые скоростные.

Недостатки:

  • При отключении одной рабочей станции сеть парализуется
  • Прокладка кабелей может быть сложной и дорогостоящей

Слайд 27

3. Последовательно по общей шине.

Достоинства:

  • схема работает быстро

Недостатки:

  • При повреждении связи одного компьютера с общей шиной этот компьютер отключается от сети, но вся сеть работает. В этом смысле сеть достаточно устойчива, но если повреждается шина, то вся сеть выходит из строя.

Слайд 28

4. Соединение звездой.

Достойнства:

  • Повреждение одного из кабелей приводит к выходу из строя только того луча «звезды», где находится поврежденный кабель

Недостатки:

  • Прокладка кабелей может быть сложной и дорогостоящей
  • Высокая стоимость
  • Сложная структура

Слайд 29

Вопрос: Какая топология сети в нашем кабинете?

Слайд 30

Ответ: А-шина 

Слайд 31

Остановка 3 Аппаратные средства (записать в тетрадь)

Слайд 32

Вопрос: Какие аппаратные средства необходимы для подключения локальной сети?

Слайд 33 (выступает студент) (записать в тетрадь)

Аппаратные средства:

  • Компьютеры (рабочие станции и серверы)
  • Сетевая плата (адаптер)
  • Каналы связи (кабель)
  • Специальные устройства (маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы)

Слайд 34

Сетевая плата (адаптер). Он необходим для приема и передачи информации из сети.

Слайд 35 (записать в тетрадь)

Соединение компьютеров (сетевых адаптеров)между собой производится с помощью кабелей различных типов:

Каналы связи (кабели)

  • Витая пара
  • Коаксиальный кабель
  • Оптоволоконный кабель

Слайд 36

 Рассмотрим разновидности кабелей.

Витая пара представляет собой набор из 8 проводов, скрученных попарно; скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы; самый дешёвый тип кабеля, скорость передачи информации 10-1000 Кбит/сек (показать образец)

Слайд 37

Коаксиальный кабель отличается более высокой механической прочностью, помехозащищённостью и обеспечивает скорость передачи информации 10–1000 Мбит/сек; (показать образец)

Слайд 38

Оптоволоконный кабель

Оптоволоконный кабель идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, Оптоволоконный кабель часто применяют для подключения локальных сетей к глобальной сети. Передают данные в виде световых импульсов по стеклянным проводам.

 Они обеспечивают наивысшую скорость передачи. V передачи данных составляет сотни тысяч Мбитов/с

Слайд 39 (записать в тетрадь)

ХАБ (HUB) - устройство, объединяющее несколько ветвей локальной сети и передающее информационные пакеты во все ветви сети одинаково

Слайд 40

Вопрос: какой цифрой указано гнездо для кабеля локальной сети на задней панели компьютера?

Слайд 41

Ответ: 4

Слайд 42

Вопрос: Какой тип кабеля использован для подключения локальной сети в нашем кабинете?

Слайд 43

Ответ: витая пара

Слайд 44

Поселение 2 Региональная сеть (записать в тетрадь)

Слайд 45

Вопрос: Что такое региональная сеть?

Слайд 46 (выступает студент)

Сеть, существующая в пределах определённого региона, то она называется региональной. (записать в тетрадь)Сети, обслуживающие какую - то отрасль государства (образование, науку, оборону и т.п.) называются отраслевыми (корпоративными) сетями

Слайд 47

Поселение 3 Глобальная сеть (Записать в тетрадь)

Слайд 48

Вопрос: Какие сети называются глобальными?

Слайд 49

Слайд 49 (продолжение)

П. Сегодня существует мировая система компьютерных сетей, через которую можно установить связь с самыми отдаленными уголками планеты. Наибольшей популярностью пользуется глобальная сеть Интернет (Internet) (дословно – “международная сеть”).

Слайд 50

Остановка 1 История Интернет

Слайд 52

История Интернет (выступает студент)

Слайд 53

Остановка 2 Технические средства глобальной сети

Слайд 54

Вопрос. Что относится к техническим средствам в глобальной сети?

Слайд 55 (выступает студент)

Сотни миллионов компьютеров периодически подключаются к Интернет по каналам связи с помощью провайдеров Интернета.

Провайдер – это компания или частное лицо, которые предоставляют услуги подключения к ресурсам сети Интернет (Записать в тетрадь)

Слайд 56

В качестве линий связи в Интернет используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии.

Слайд 57(продолжение)

Слайд 58

Компьютеры могут подключаться к Интернет с использованием беспроводной технологии Wi-Fi.

Слайд 59

Компьютер соединяется с сервером Интернет-провайдера при помощи модема (обычного или ADSL). (показать модемы)

(Записать в тетрадь) МОДЕМ – это устройство согласования цифрового сигнала с аналоговой (телефонной) линией связи (модуляция-демодуляция).

Слайд 60

Структура сетей в нашем колледже

Слайд 61

Остановка 3 Сетевой протокол

Слайд 62

Вопрос. Что такое сетевой протокол?

Слайд 63 (выступает студент)

Кроме кабеля и сетевого адаптера для работы в сети необходимо программное обеспечение, в частности сетевой протокол.

(Записать в тетрадь)

Сетевой протокол – это набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений Интернета, о способах обмена информацией между абонентами сети.

Существует множество сетевых протоколов

РОР3 (Post Office Protocol, SМРТ (Simple Mail Transfer Protocol), HTTP (HyperText Transfer Protocol), FTP, TCP/IP

Слад 64

В Интернете происходит пакетная передача данных, за которую отвечает протокол TCP/IP.

Слайд 65

Для передачи по сети файл разбивается на несколько частей – пакетов.

Делить файлы на пакеты и передавать пакеты от узла к узлу обеспечивает протокол IP. IP означает (Internetwork Protocol) Международный сетевой протокол.

TCP (Transmission Control Protocol) протокол управления передачей данных

Например, (рисунок)

Отсюда следует, что в Интернете происходит пакетная передача данных, за которую отвечает протокол TCP/IP.

Слайд 66 В современной сети Интернет используется IP четвёртой версии, также известный как IPv4. В протоколе IP этой версии IP - адрес состоит из четырех блоков цифр, разделенных точками.

Он может иметь такой вид: 84.42.63.1

Слайд 67

Каждый блок может содержать число от 0 до 255. Благодаря такой организации можно получить свыше четырех миллиардов возможных адресов

Слайд 68

Например, http\\

Слайд 69 (Приложение 3)

Игра-вопрос

Слайд 70

Ответ

Слайд 71

Игра-вопрос

Слайд 72

Ответ

Слайд 73

Остановка «Сервисы сети» (записать в тетрадь)

Слайд 74

Слайд 75

Остановка Браузеры

Для того, чтобы пользователь мог просматривать вебстраниц в Интернете, необходимо, чтобы была установлена специальная программа – браузер.

Наиболее популярный браузер – это:

  • Internet Explorer
  • Opera;
  • Mozilla Firefox

Слайд 76

Остановка 5 «Поисковые системы» во «Всемирной паутине

Слайд 77-83

Для поиска информации во Всемирной паутине используются поисковые системы. Широко известными русскоязычными (поиск только на русском языке) поисковыми системами являются:

  • http://www.rambler.ru/
  • http://www.aport.ru/
  • http://www.au.ru/
  • http://www.yandex.ru/

и так далее.

Слайд 84

Остановка 6 Поиск информации

Путешествие подходит к концу. И вот и еще одно письмо:

«Итак, вы у цели. Но вирусы закрыли все дороги. Чтобы их открыть, нужно разгадать кроссворд. Надеюсь, вы мне поможете. Спайдер»

Слайд 85

Задание - кроссворд: (Приложение 2)

Ответить на вопросы кроссворда, используя полученные знания:

Слайд 86

Ответ:

– Кто же такой Спайдер?

Спайдер (англ. – “паук”) – РОБОТ поисковой системы, который занимается сбором информации со страниц сайта.

– Вот мы и познакомились со Спайдером, а заодно ответили на множество вопросов:

Наше путешествие закончено.

Итог урока. (2 мин)

Сегодня на уроке были активными …

Хорошо отвечали…

Слайд 87

Домашнее задание

Творческое задание: придумать кроссворд с вопросами на тему "Электронная почта".