Цели:
- Познакомить учащихся с методом доказательства монотонности.
- Формировать навыки исследования.
- Развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
1. Повторение.
1. Какой знак можно поставить
если a > b, m > 0, то am …. bm
a > b, m < 0, то am .... bm
2. Известно: a < b
Какой знак будет между выражениями:
3. Какой знак имеет x, если
4. Верно ли, что если
а) 2 < 3, то ½ > ⅓; б) если 5 > 4, то 1/5 < ¼
2. Работа с таблицей.
1. Укажите рисунок или часть рисунка, где функция:
а) возрастает; б) убывает
3. Практическая работа с графиками на карточках (рис. 2)
Рис. 2
Определить на рисунке возрастание и убывание.
- Выбрать на графике функцию y = f (x), x1 и x2.
- Сравнить их.
- Сравнить f (x1) и f (x2).
- Сделать вывод.
Устно: № 32.1, 32.2
1. Определение возрастающей функции
x1 < x2; f (x1) < f (x2)
Функция называется возрастающей, на промежутке Х, если из неравенства x1 < x2, где х1 и х2 – любые две точки этого промежутка, следует неравенство f(x1) < f(x2).
2. Определение убывающей функции
x1 < x2; f (x1) > f (x2)
Функция называется убывающей, на промежутке Х, если из неравенства x1 < x2, где х1 и х2 – любые две точки этого промежутка, следует неравенство f(x1) > f(x2).
3. Исследовать на монотонность следующие функции:
1) y = kx + m, k > 0
x1 < x2, k > 0
kx1 < kx2
kx1 + m < kx2 + m
f(x1) < f(x2)
Следовательно, функция возрастающая.
Самостоятельно: y = kx + m, k < 0
2) y = kx2, промежутки [0; ∞)
k > 0
x1 < x2
x21 < x22
kx12 < kx22
f(x1) < f(x2)
Следовательно, возрастающая, промежутки (– ∞; 0]
Самостоятельно: y = kx2, промежутки [0; ∞), k < 0
4. Самостоятельная работа обучающего характера.
1) № 32,4
y = 2x – 5
x1 < x2
2x1 < 2x2
2x1 – 5 < 2x2 – 5
f(x1) < f(x2)
2) № 32.7 (в, г)
y = 0,5x2
x1 < x2 – положительно
x12 < x22
0,5x12 < 0,5x22 на промежутке [0;
∞) – возрастает
f(x1) < f(x2)
3) № 32.8
y =3 – 1/x
x1 < x2
1/x1 > 1/x2
3 – 1/x1 < 3 – 1/x2 – возрастающая
4) № 32.9
y = 2 + √x
0 ≤ x1 < x2
√x1 < √x2
2 + √x1 < 2 + √x2
f(x1) < f(x2)
5) Разобрать пример из учебника (стр. 145)
5. Домашнее задание: п. 33; № 32.6; 32.7 (в, г); 32.9
Литература
- Учебник А.Г.Мордкович. 9-й класс, задачник, учебник.