Мир детства мы наполним любовью… К родному краю, его природе, истории и культуре. Эта тема является актуальной на сегодняшний день. Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений воспитания и образования дошкольников нашего ДОУ.
Содержание работы с детьми определено разделом "Человек в истории", направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.
В нашем детском саду созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию. Создана теплая, уютная атмосфера, ведь каждый день пребывания ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми и обучающими играми.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия цикла «Мы живём в России», которые связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, её прошлом и настоящем.
«Игра-путешествие» – является одной из эффективных и действенных форм для закрепления материала «Мой город – есть малая родина», которая расширяет знания о родном городе, крае, где расположен. Эффективной и действенной формой являются экскурсии по микрорайону, где расположен детский сад, заочные экскурсии по фотографиям и иллюстрациям, рассматривая достопримечательности города, во время которых дошкольники знакомятся с согражданами – героями соцтруда, которые прославили наш город, с условиями и особенностями их труда.
Ребёнок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, тем не менее, можно выделить качества характера, поведения ребёнка, которые содержат в себе потенциал духовности. Дружелюбие, открытость ребёнка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальнейшем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном её понимании.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, об особенностях и проблемах природы родного края.
- Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой родины.
Оборудование и материал: карта России, Белгородской области, предметные картинки с изображением животных, цветов, птиц, предметные картинки с изображением предметов для туризма и других предметов, куклы разных национальных стран, ширма, фотографии заповедных мест; магнитофон, аудиозапись с музыкальными записями песни «Моя Родина», «Вместе весело шагать», запись гимна детского сада «Золотой ключик».
Предварительная работа:
- экскурсии по городу;
- в краеведческий музей города;
- рассматривание иллюстраций и фото г. Нового Оскола и его достопримечательностях;
- разучивание стихов о родном городе;
- беседы о г. Новом Осколе, его символике;
- рисование герба г. Нового Оскола;
- написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
ХОД ИГРЫ
Звучит музыка. Дети входят в зал.
Ведущий: Внимание! Внимание! Мы ведем репортаж из детского сада «Золотой ключик». Сегодня собралось много гостей. Это гости из музея игрушек. Узнаете вы их?
Ведущий показывает на игрушки разных национальных стран.
Ведущий:
Откуда появилось это чудо?
Девчонки просто сходят все с ума.
Об этой кукле говорят повсюду.
Ну что, смотрите: вот она сама.
Дети: Это кукла Барби.
Ведущий: Правильно. Кто знает, откуда приехала к нам кукла Барби? (Ответы детей). Она приехала к нам из страны – Америки. А этого гостя вы узнаете?
Дети: Да. Это Микки-Маус.
Ведущий: Он также к нам приехал из Америки. А кто это такой? (Это медведь).
Ведущий: Да, этот гость из Англии, а значит, зовут его Teddy-Bear. Он немного похож на нашего медведя. Этот гость – Верблюд – из страны Египет, это – Слон – гость из Индии, а это гость, догадаетесь, как зовут и откуда он? (Матрешка, из страны России).
Ведущий: А мы с вами в какой стране живем?
Дети: Мы живем в России.
Ведущий: Правильно, мы с вами живем в России. Это наша Родина, а матрешка наша национальная игрушка. Наши гости (игрушки) спрашивают «что такое Родина?». Поможем гостям узнать, что мы Родиной зовем?
Дети: Наша родина – Россия. (Показывает её на карте).
Ребенок: Столица нашей родины – Москва.
Ребенок: Наша родина – самая большая в мире.
Ребенок: Мы живем в городе Новый Оскол. Он для нас тоже родина, но она называется – малая родина. У каждого человека есть малая родина. Это город или село, где он родился и живет.
Ребенок: И у каждой страны, как и у города есть свои символы – герб, флаг и гимн.
Ведущий: Правильно, дети. Но гимн есть и у нашего детского сада. Хотите послушать?
Звучит гимн детского сада «Золотой ключик» на музыку песни из кинофильма «Буратино или Золотой ключик».
Ведущий: Как вы думаете, разъяснили мы нашим гостям, что такое Родина и Россия? Надеюсь, им понравился Гимн нашего детского сада. Вы хотите отправиться в необычное путешествие? Предлагаю отгадать кроссворд и узнать, куда мы отправимся в путешествие.
– Какие птицы обитают в наших лесах? (Каждый
ответ сопровождаем показом иллюстрации).
– Назовите самую раннюю птицу? (Жаворонок)
– У какой птицы глаза впереди? (Сова)
– Какую птицу считают ночной птицей? (Сова)
– Какая птица кричит по ногам? (Сыч)
– Какую птицу называют лесным такси? (Сойку)
– Какая птица не хочет выполнять свои
родительские обязанности? (Кукушка)
– Какая птица спит, и никогда не опускается на
землю питаться? (Стриж)
– Какие птицы водоплавающее? Болотные? (Гусь,
утка)
– Какие птицы являются хищниками (Коршун,
ястреб)
– На какую еще похожа сова? (Филин)
Ключевое слово: Новый Оскол
Ведущий – Правильно, вы отгадали. Хорошо,
отправляемся в путешествие по нашему краю, чтобы
лучше узнать наш край. Ведь наша земля богата
разными чудесами. Давайте проверим, как вы готовы
к походу.
Каждый бывалый турист знает, что необходимо
взять с собой. Вот и вам надо из картинок отобрать
те предметы, которые вам нужно взять в поход.
Предметы: рюкзак, спички, кастрюля, кружка,
полотенце, спальный мешок, сменные носки, соль,
панама, пила, туфли, сухари, футболка, утюг,
палатка, котелок, фляжка с водой.
Дети собирают рюкзаки в поход.
Ведущий: Молодцы! Вы правильно показали, что нужно брать с собой в поход. Да, наш край окружает красивая природа – леса, поля, луга. Ребята, вот мы говорим о животных, птицах, растениях их кто-то охраняет или все это само по себе живет, растет?
Дети: Охраняет государство, лесники, люди.
Ведущий: Правильно. А есть ли у нас заповедники? (Да).
– А что такое заповедник?
Дети: Заповедник – это место, где никому нельзя трогать растения, животных, где все, что там находится, должно оставаться таким же, а лесники берегут и охраняют.
Показываются фотографии заповедных мест нашего края.
Ведущий: У нас заповедные места – Дегтярный лес, Шараповский заповедник. Главное, гуляя по заповедным местам и просто в лесу, вы должны знать правила поведения в лесу. Давайте их расскажем.
«Правила поведения на природе»
Участники по очереди (в кругу) говорят правила поведения на природе.
- Нельзя пробовать незнакомые растения – ядовито!
- Нельзя шуметь, так как можно решить нормальную жизнь обитателей леса!
- Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).
- Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.
- Нельзя купаться, если водоем незнаком – там может быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.
- Нельзя пить некипяченой воду из открытого водоема.
- Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
- Нельзя ловить бабочки, жуков и других обитателей леса, и т.п.
Ведущий: Молодцы! Теперь, кажется, все собрались в дорогу! И чтоб было веселей путешествовать споем.
Песня «Вместе весело шагать». Дети поют песню и передвигаются по залу.
Ведущий: Сейчас проверим ваши знания о представителях живого мира, которые живут на нашей территории.
Загадки о растениях и животных
– Какие животные живут в наших лесах, степях и
водоемах? (Лось, кабан, волк, енот, сурок, бобр,
змея и др.)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, еж,
медведь)
– Кого считают санитарами леса? (Волка)
– Почему? (Потому что он убивает больных
животных)
Дидактическая игра "Кто где живет"
Вам нужно назвать и расселить животных на карте нашей области.
Дидактическая игра "Кто чем питается"
Физминутка – игра "Охотники и звери"
Ведущий: В нашем лесу и на территории
детского сада растут красивые деревья, разной
породы. Назовите, какие вы знаете деревья. (Дети
называют).
А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Я –
дерево». В ходе ее вы должны передать образ
разных деревьев пластикой собственного тела:
макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки
– руки.
Игра «Я – дерево»
Ведущий: Молодцы! Как у вас хорошо получалось. Действительно ваши деревья имеют именно такой характер, какой вы показали. Следующее задание «Собери букет». Кто больше назовет цветов, которые растут на лугу.
Игра «Собери букет»
Ребенок: Если долго, долго, долго
В самолёте нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Ребёнок:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Ведущий: Молодцы! Вам ещё многое предстоит узнать о России, но об этом мы узнаем в следующем путешествие. На этом мы заканчиваем свое заочное путешествие.