Программа воспитательной деятельности "Время и мы"

Разделы: Администрирование школы


Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.
И.Кант

1. Общие положения

1.1. Закон РФ “Об образовании” определяет образование как целенаправленный ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ и обучения в интересах человека, общества, государства.

1.2. Осмысливая новые подходы к воспитанию, необходимо определить суть самого понятия “воспитание”.

“Истинное воспитание не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет”. (Дьюи Дж. Школы будущего. – Берклин, М.,1922. – с.9)

“Воспитание – это постоянное духовное обогащение ребенка”. (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. – М., 1972. – с. 37).

Воспитание – это педагогическое УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ развития личности. (По В. Караковскому, Л. Новиковой, Л. Фридману, Е. Бондаревской и другим современным российским ученым и практикам).

1.3. Абсолютной ЦЕННОСТЬЮ воспитания является ребенок, ЧЕЛОВЕК “как мера всех вещей”. В школе демократического общества “… ребенок – исходная точка, центр и конец всего”. (Дьюи Дж. Школа и ребенок. – М., 1923. – с.7).

Личностный подход основывается на том, что каждый ребенок универсален. Наука воспитания должна следовать и подчиняться ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ РАЗВИТИЯ природы ребенка, сделать объектом познания его внутренний мир.

1.4. Одним из главных приоритетов образования провозглашена ГУМАНИЗАЦИЯ. Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике.

Педагогически управляемый процесс видится сегодня как ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

1.5. ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ воспитания является собственная АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

 1.6. ИСТОЧНИКАМИ АКТИВНОСТИ человека являются его ПОТРЕБНОСТИ. Потребности образуют основное содержание мотивов поведения ребенка, внутреннюю программу его саморазвития.

К ним можно отнести (по И.П. Павлову, Л.С. Выготскому, А.В. Петровскому и другим):

  • потребность быть здоровым (“быть, существовать” – биологическая потребность человека);
  • потребность быть личностью (“Я – концепция” – психологическое ядро личности, гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства, социального статуса в среде товарищей);
  • потребность в творческой деятельности, самореализации (познание собственного “Я”, возможностей своих и среды, определение смысла жизни, выбор собственного пути и своего места в условиях сегодняшней жизни);
  • потребность в радости, положительных эмоциях, счастье (развитие чувств, переживаний ребенка, способности к сопереживанию, сорадости).

1.7. СРЕДСТВАМИ воспитания выступают: слово, книга, дело и живые человеческие отношения.

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ребенка. Искусство воспитания включает воздействие на душу ребенка через искусство живого и прочитанного слова, через коллективные творческие дела, школьные и классные, где КАЖДЫЙ ученик чувствует себя комфортно, а деятельность приносит эмоциональное удовлетворение.

1.8. Ориентация воспитания на личностный подход позволяет восстановить разумные отношения между ЛИЧНОСТЬЮ и КОЛЛЕКТИВОМ, основанные на понимании того, что личность – основа коллектива, а не наоборот.

“Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди”. (Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975. – с. 201).

II. Ценности воспитания

2.1. ЧЕЛОВЕК – величайшая из ценностей мира. Человек – это и дело, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания.

2.2. КУЛЬТУРА как среда, растящая и питающая личность. Культура – это совокупность отношений человека, любой личности к природе, обществу и самому себе. Школа сегодня выпускает человека знающего, но не культурного, у которого не сформирована система отношений. Важнейшим элементом культуры является образование.

2.3. ТВОРЧЕСТВО как способ развития человека в культуре. Потребность в творческой деятельности – одна из основных в структуре личности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально.

III. Содержание воспитательной работы

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающего к жизненному определению, самостоятельному выбору.

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность, уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.

Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Воспитание – это не только педагогический фактор, т.е. учителя, уроки, учебники, классные часы, внеклассные мероприятия, но и фактор социальный, т.е. включенность в окружающую среду; отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями образовательного учреждения; психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного учебного заведения.

Управление воспитательной системой школы и происходящие в ней процессы самоорганизации определяют закономерности ее развития, этапы построения системы, характеризующиеся особым видом управленческой деятельности.

Опираясь на исследования В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой, В.В. Серикова, Е.М. Сафроновой, можно предположить, что планирование и управление обеспечивают интеграцию компонентов воспитательной системы в целостную структуру. Приоритетной функцией и целью управления современной школы является создание условий для становления субъектной позиции обучающихся, педагогов, родителей.

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально – экономических условиях, условиях преобразования и реформ, в условиях кризиса в общественном сознании, вызванного необычайным информационным бумом во всех областях жизни современного человека, что способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества

В этих условиях борьбы за свое существование школа как никогда призвана не только давать образование, но и создавать условия для воспитания, развития и реализации личности. Школа в данной ситуации дает возможность в знакомой и предсказуемой среде высказать и выслушать то, что тревожит и интересует сегодняшнего школьника, а также скорректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе.

Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей, основу воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие (социальные) ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам, поступкам.

Понятие “воспитание” в педагогическом значении более точно можно определить как социально обусловленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

В Программе “Развитие воспитания в системе образования России” (1999г.) дается следующее определение:

“Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся, на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности”.

“Целенаправленное” воздействие для большей эффективности должно составлять определенную систему. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова “Система – это:

  1. Определенный порядок в расположении и связи действий.
  2. Форма организации чего-нибудь.
  3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно
  4. расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
  5. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.
  6. То, что стало нормальным, обычным, регулярным.

Закон РФ “Об образовании” говорит о том, что образование должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащегося картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование” .

При этом в “Стратегии модернизации содержания общего образования” отмечается, что “основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.”

Те же идеи находят свое развитие и в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, где говорится о том, что “школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”.

“Минимальный социальный стандарт Российской Федерации” предполагает, что учреждение общего образования должно гарантировать использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную соответствующую их возрастам и индивидуальным способностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека,
  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей,
  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности,
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью,
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности,
  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Поиск оптимальных форм организации воспитательного процесса в школе – рано или поздно – приводит к воспитательной системе как к высшему уровню такой организации. Система, по сути дела , стала ключевым понятием современной педагогики. Ее необходимость вытекает из самой природы социализации детей, требующей интеграции усилий всех институтов воспитания – семьи, школы, общественности, средств массовой информации и т.д., осуществления воспитательной деятельности, как на индивидуальном, так и на групповом уровне, и на уровне социума.

Понятие “воспитательная система” впервые было введено в педагогический научный оборот академиком Л.И. Новиковой и ее научной школой в 1989г.

С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой ими среды), дающая общий эффект.

Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается в целях оптимизации развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

Однако в практике образования под системой воспитания, как правило, понимается система взаимосвязанных воспитательных воздействий (мероприятий, дел, акций) адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей образовательной системе школы, в худшем – набор мероприятий, проводимых не всегда осмысленно, а иногда “для галочки” или под давлением извне.

В условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа – островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания – самоактуализацию личности взрослеющего человека.

Доминирующим направлением работы воспитательной системы является помощь самореализации личности ребенка, т.е. личностно ориентированная направленность воспитательной системы при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям образовательного учреждения, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса.

Современные концепции развития образования предполагают:

  • признание неповторимости и уникальности каждой личности;
  • создание условий для саморазвития;
  • ориентацию не только на уровень, достигнутый личностью, но и на перспективу его развития;
  • отказ от методов прямого воспитательного воздействия на личность.

Воспитательная система образовательного учреждения охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, т.е. все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс.

“Воспитание есть содержательная организация жизни и деятельности воспитанников”
(А.С. Макаренко)

Дети и подростки, находясь основное время в учреждениях образования, не только готовятся к будущей взрослой жизни, но и живут реальной жизнью, взрослеют в ней. Задача педагогов – организовать все стороны детской жизни, отвечающей общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся, наполненной разнообразными делами – не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, творческими, досуговыми и т.д., где каждый мог бы найти дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

“Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе”
(А.С. Макаренко)

Если человек плохо воспитан, то в этом виноваты исключительно воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитателю.

Воспитание – есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека. И здесь важнейшей предпосылкой воспитания является вера воспитанника в своего старшего наставника.

Следует понять, что воспитатель – не должность, а профессия и очень сложная. Через его деятельность формируется “зона доверия” между детьми и взрослыми.

В современной школе пришло время “коллектива единомышленников” (Ш. А. Амоношвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности.

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…
Поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
        (Из размышлений учителя-воспитателя)

Каждый педагог на своем уровне должен овладеть искусством воспитания, стать полипрофессионалом, то есть овладеть опытом работы в различных педагогических условиях и ситуациях.

Концепция воспитательной деятельности школы призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность всесторонне развитой личности воспитанника образовательного учреждения.

Концепция позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, осмыслить феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.

IV. Принципы воспитательной работы

Ведущая идея программы – общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

Цель программы воспитания – создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, главной целью которой является личность каждого ребенка, воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота, социально мобильного, востребованного в современном обществе.

Задачи воспитательной работы:

  • сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • разностороннее развитие учащихся, формирование и развитие их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
  • формирование основ здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения в социуме;
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Для оптимальной реализации целей воспитания необходимо определиться с базовым тезисом. Мы считаем, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.

Исходя из этого, несложно было определить основные принципы построения программы воспитательной работы в образовательном учреждении:

  • систематичность;
  • оптимальность, эффективность;
  • точное целеполагание, конкретность;
  • информационность, открытость;
  • принципы здравого смысла и обратной связи;
  • демократизм, гуманизм;
  • дисциплина и порядок;
  • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.

В центр концепции воспитания коллектив ЦО поставил ребенка и определил следующие приоритетные направления воздействия на его личность:

  • познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
  • найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
  • реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Основной механизм воспитания:

  • образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в ЦО:
  • система отношений между преподавателями и учащимися;
  • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
  • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью). Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.

Основные виды воспитывающей деятельности:

  • познавательная (участие в олимпиадах, марафонах, интеллектуальных конкурсах, поисковая работа),
  • эстетическая (занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсии, посещение музеев, театров, выставок и т.д.)
  • досуговая (проведение вечеров отдыха, дискотек, развлекательных конкурсов),
  • спортивная (пропаганда ЗОЖ, участие в спортивных секциях, соревнованиях ЦО, района, округа),
  • трудовая (трудовые навыки на уроках, субботники, экологические акции, дежурство по классу и ЦО)

Уровни воспитательной работы с учащимися:

Урок

  • реализация воспитательных целей урока;
  • воспитание личностных качеств (дифференцированный подход к учащимся);
  • нравственное воспитание (эмоциональная оценка учебного материала);
  • воспитание познавательной самостоятельности (умение планировать и выполнять свою работу);
  • воспитание коммуникативных умений (принципы общения: краткость, ясность, вежливость);

Внеурочная деятельность

  • мероприятия в ЦО, проводимые во внеурочное время;
  • кружковая работа / внеклассная работа по учебным предметам
  • классные часы / подготовка и участие в общественных мероприятиях

Внешкольная деятельность

  • мероприятия, проводимые вне образовательного учреждения
  • экскурсионные поездки
  • межшкольные соревнования (олимпиады, марафоны, спортивные состязания, смотры – конкурсы)

Важным структурным элементом воспитательного пространства ЦО, на наш взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия:

  • ученическое самоуправление;
  • школьное соуправление;
  • система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей;
  • психологическое сопровождение;
  • построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего;
  • система традиций ЦО.

К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся ЦО приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

ВАЖНО стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию.

Основные формы деятельности по реализации программы воспитания:

  • учебная деятельность по предметам;
  • система классных часов, нетрадиционных уроков;
  • работа объединений дополнительного образования;
  • работа школьного музея, обогащение его экспозиций;
  • конференции, семинары, концерты, праздники;
  • система мероприятий библиотеки;
  • традиционные общешкольные коллективно-творческие дела;
  • участие в районных, окружных, городских конкурсах, смотрах;
  • организация работы с родительской общественностью;
  • организация работы школьного самоуправления;
  • работа психолого-педагогической службы;
  • организация работы по пропаганде здорового образа жизни;
  • спортивные соревнования (школьные, районные, окружные, городские)

В рамках воспитательной программы работают 8 модулей, органично взаимосвязанных друг с другом. Внутри каждого модуля функционируют различные проекты (Приложение 1)

Список рекомендуемой литературы:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.
  3. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М., 2002.
  4. Гудкина Л.Л. Настольная книга классного руководителя. М., 2001.
  5. Гудкина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М., 2003.
  6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптативной школы. М., 2001.
  7. Караковский В.А. Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1999.
  8. Классномму руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. М.-Ростов н/Д., 2000.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Воронеж, 2006.
  11. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002.
  12. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
  13. Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием. М., 2005.
  14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
  15. Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова М., 2000.
  16. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.2001.
  17. Сафронова Е.М. Методическое сопровождение теории воспитательной деятельности с позиции личностного подхода. М., 2001.
  18. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2001.
  19. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002.
  20. Сериков В.В. Система работы учителя в условиях личностной ориентации образования. Волгоград, 1999.
  21. Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления, перспективы. М., 1993.
  22. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2002.
  23. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.
  24. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новинки. Красноярск, 2002.
  25. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.
  26. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. М., 1999.
  27. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
  28. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 2000.
  29. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. М., 2000.