Музыкальные средства выразительности в работе над вокальными произведениями

Разделы: Музыка


Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.

Цель: обобщить единичные знания в систему.

Задачи:

  • развить слуховое восприятие музыкальных средств выразительности;
  • сформировать ЗУН самостоятельного анализа музыкальных средств выразительности в вокальных и инструментальных произведениях;
  • воспитать эстетическое отношение к музыке;
  • обогатить музыкальные впечатления учащегося, посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями.

Возраст учащейся, год обучения: 16 лет, 3-й год индивидуального обучения академическому вокалу в музыкальной студии.

Форма занятия: комплексное применения ЗУН.

Оборудование: фортепиано (синтезатор), плакат с алгоритмом Д. Огороднова, плакат со схемой МСВ, нотные тексты, MP3 проигрыватель, СD – диски.

Ход занятия

Педагог: Начнем занятие с распевки, подготовим голосовой аппарат к пению.

  1. Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову.
  2. Упражнение “Штро-бас – грудной регистр” по В.В.Емельянову
  3. Упражнения на развитие певческого дыхания (быстрое, медленное – “диафрагмальное” и по системе Д. Огороднова (Приложение 1).
  4. Упражнение на дикцию.
  5. Упражнения на комбинацию разных штрихов (Приложение 2).
  6. Упражнение на развитие диапазона – арпеджио Россини.
  7. Упражнение на два голоса (с педагогом).
  8. Пение гаммы (восходящее движение – крещендо, нисходящее – диминуэндо).
  9. Пение интервалов от м.2 до ч.8.

Учащаяся распевается, педагог аккомпанирует.

Педагог: Тема нашего занятия – музыкальные средства выразительности (МСВ). Сегодня мы проанализируем и обобщим все МСВ, которые изучали ранее. МСВ – это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук – пение, игру на инструменте. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался играть, или петь произведение выразительно, у него ничего не получится – исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания.

Приведу аналогичный пример с речью: “если человек хочет что-то сказать – выразить свои чувства – он знает что нужно говорить и как это надо произносить. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут. Если же в детстве ребенка не обучили языку, то он не сможет донести до слушателя свою мысль, как бы ни старался и не хотел” [3].

Педагог показывает схему МСВ. (Приложение 3).

Педагог: Итак, к МСВ относятся: движение звука, тембр, динамика и баланс, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и форма, метр и ритм, темп, образ, артистизм.

Сегодня мы с тобой на примере песни В. А. Моцарта на слова Кр. Овербека “Тоска по весне” (Приложение 5), разберем и обобщим все МСВ. Прошу тебя исполнить эту песню.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Педагог: Разберем произведение по схеме МСВ.

1. Движение звука. Движение в музыке бывает поступенное, скачкообразное, волнообразное, восходящее, нисходящее и др.

Педагог: Опиши, какое движение мелодии в песне?

Учащаяся: скачкообразное, чередование волнообразных подъемов и спусков мелодии. Движение звука характеризует непоседливость детей, подскоки, бег.

Педагог: 2. Тембр. Далее речь пойдет о тембре звука. Тембр (фр. timbre) – своеобразная окраска звука, позволяющая различать звуки одной высоты в исполнении различных голосов или инструментов.

Хочется сказать о тембрах человеческого голоса. Тембр речи – это такое качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация и о говорящем (пол, возраст, уровень образования) и о предмете разговора. Каждый тембр индивидуален, хотя среди родственников, например, между отцом и сыном, матерью и дочерью очень часто встречаются похожие тембры. Это зависит от генетически передаваемых по наследству особенностях анатомии строения связок и гормонального статуса. Вот почему голоса родственников часто похожи. Однако не редко встречаются люди с похожими тембрами голосов, не приходящихся друг другу родственниками.

Некоторые люди умеют копировать тембры голосов, например, породисты, которых мы видим по ТВ. В вокальных произведениях тембр звука можно немного изменить за счет манеры исполнения (народная, академическая, эстрадная) Пример: русская народная песня Челябинской области. “Ой, брала я розу в зеленом саду”.

Педагог исполняет народную песню разными манерами.

Педагог: Также отличаются тембры разных музыкальных инструментов. Например, медные и деревянные духовые инструменты, струнные и клавишные. Звучание тембров разных инструментов вместе в симфоническом оркестре (полный состав около 100 музыкантов), создает грандиозное, непередаваемое по красоте звучание.

Педагог: Подумай, на каких бы еще инструментах, кроме фортепиано, можно было аккомпанировать этой песне, чтобы лучше показать характер произведения?

Учащаяся: Скрипка, альт, виолончель, флейта, английский рожок, арфа, ксилофон и др.

Педагог: 3. Динамика одно из важнейших МСВ. Динамика в музыке – это различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы произведение звучало музыкально и выразительно необходимы музыкальные краски – динамические оттенки. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений.

Из истории. Указания на динамические оттенки одним из первых ввел в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

Музыка не будет “живой”, если ее играть или петь приблизительно ровно на mf (меццо форте – не очень громко) или mp (меццо пиано – не очень тихо).

Разбери динамику песни на примере 1-го куплета.

Учащаяся: Первая и вторая фразы:

Приди, о май и снова пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного фиалки расцветут!

Она звучит как молитва, заклинание. Интонация мольбы, просьбы не может быть громкой и поэтому мы поем на mp. При этом аккомпанемент в балансе должен быть еще тише, т.е. на p (пиано). Не забываем о крещендо, диминуэндо.

Третья и четвертая фразы:

С каким бы наслаждением фиалку я сорвал,
С каким бы упоеньем по лугу я гулял!

Звук жизнеутверждающий, третья фраза на mf, четвертая фраза на f (форте) При этом аккомпанемент в балансе должен звучать тише на mp и mf, а мелодия, играешь ли ты ее на фортепиано или поешь – ярче. Проигрыш звучит ярко на f.

В этом куплете, состоящем из 4 фраз кульминация, приходится на 3 и 4 фразы.

Педагог: 4. Штрихи (нем. Strich – черта, линия) – способ (прием и метод) исполнения нот, образующих звук. Штрихи влияют на силу и окраску звука. Какие штрихи тебе известны?

Учащаяся: легато, нон легато, стаккато, портаменто, маркато.

Педагог: Какие штрихи ты используешь в песне?

Учащаяся: вокальная партия звучит на легато с легким акцентированием 1 и 4 долей в размере 6/8, что придает воздушности и полетности и создает ощущение, что мы поем на стаккато.

Педагог: 5. Окраска звука. Об окраске звука можно, говорить такими прилагательными: “теплый, мягкий, нежный, прозрачный, хрустальный, колючий” и т.д.

Педагог: Как ты думаешь, какими прилагательными можно охарактеризовать окраску звука нашего произведения?

Учащаяся: прозрачный, кружевной, искрящийся и др.

Педагог: 6. Интонация и музыкальная речь. Эти два МСВ довольно близки, они взаимосвязаны. Обычно об интонации педагоги говорят там, где кажется, что ученики играют или поют недостаточно выразительно. Говорят так: “Интонируй каждый звук, не пробегай это место” >[3]. Ученики на это пожелание стараются сыграть или спеть это место более выразительно и немножко медленней, чтобы успеть услышать все звуки. Но не всегда это верно. Музыку нужно прочувствовать, как бы “пропустить через себя”. К этому можно придти, например, через речевую интонацию. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Еще древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамматические правила – наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура.

От музыкальной речи зависит интонация. Именно музыкальная речь со своими ходами на кварту или на квинту, на секунду или на септиму и в зависимости от регистра (низкого, среднего или высокого) – местоположения звуков, дает нам услышать разные интонации. В музыкальной речи можно услышать интонации любви, ласки, сочувствия, сострадания, мольбы, просьбы, нежности, стона, страха, ликования, торжества, призыва к действию, и др. Например, в малой секунде (м.2) мы слышим интонацию тревоги; в чистой кварте (ч.4) в восходящем движении – интонацию призыва к действию и т.д.

Примеры:

1. В 10 сонате (G – dur 1 часть) Л. Ван Бетховена мы слышим интонации счастья, любви, нежности. Можно спеть подтекст – “Как я люблю тебя, как ты любишь меня”.

2. Л. Ван Бетховен “К Элизе”. В одном из эпизодов, а это произведение написано в форме рондо, мы слышим интонацию тревоги, накала страстей, а может быть это ревность?

3. “Свадебный марш” Ф. Мендельсона – интонация ликования, радости, в начале произведения слышны фанфары.

4. Ж.Бизе “Хабанера” из оперы “Кармен”. Характер интонаций испанской хабанеры уже подсказан текстом. Пунктирный ритм с синкопами рождает ассоциации с образом танцующей Кармен, окруженной восхищенной толпой. Слышны интонации страсти, дерзости. Нисходящее движение мелодии по полутонам можно сравнить с осторожной поступью “крадущейся кошки” на охоте. Образ героини Кармен был существенно изменен. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. В опере она – воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен новеллы Проспера Мериме в опере были устранены.

Педагог исполняет отрывки из произведений на фортепиано или ставит для прослушивания СD – диск.

Педагог: А сейчас я попрошу тебя для того, чтобы прочувствовать интонацию и музыкальную речь нашей песни не спеть ее, а продекламировать.

Учащаяся исполняет.

Педагог: 7. Гармония и лад. Гармония – звуковысотная организация музыки. Основа гармонии – музыкальные интервалы, аккорды. Гармонии бывают благозвучные для нашего уха (консонанс) и неблагозвучные (диссонанс). Другой важнейшей основой гармонии является звукоряд, состоящий из определенного интервального состава это – лад. Один из отечественных музыковедов дает такое определение лада. Лад – это “система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия”[4].

Мы с тобой изучали разные гармонии, лады – мажорный и минорный, а какие гармонии и лад ты слышишь в нашей песне?

Учащаяся: Песня написана в мажоре. Чередуются тоника и доминантовый септаккорд, а в кульминации появляется минорная субдоминанта. Все гармонии благозвучные.

Педагог: 8. Фраза и форма. Фраза – это относительно законченная музыкальная мысль, во фразе есть кульминационная точка. Фразу можно сравнить с речевым предложением. Ты чуть ранее правильно разделила на фразы первый куплет и отметила кульминацию.

Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания. Если говорить о вокальных формах оперной музыки, то это ария, ариозо, песня, каватина, ансамбль (дуэт, терцет, квартет и др.), хор. Развитие музыки происходит внутри этих форм. Какую форму имеет наше произведение?

Учащаяся: Наше произведение – это песня куплетной формы.

Педагог: 9. Метр и ритм. Как мы знаем метр – это ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). Метр (размер) обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти и т.п.

Ритм (с греческого rhythmos – теку) в музыке – временнáя организация музыкальных звуков и их сочетаний, присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность, периодичность временных и пространственных величин. Системой организации ритма служит метр. Например, давай подумаем, а какой ритм и метр у природы нашей климатической зоны. Если 12 месяцев года обозначим размером или метром 12/8, то зима это звук, который будет длиться 5/8, весна – 2/8, лето – 3/8, осень – 2/8. Вот такой ритм у нашей климатической зоны.

Педагог показывает схемы метроритмов (Приложение 4).

Педагог: Простучи эти метроритмы по схеме: левой рукой – метр, а правой – ритм.

Учащаяся выполняет задание.

Педагог: Проанализируем метроритм в нашей песне.

Учащаяся: Метр (размер) – шесть восьмых длительностей, а ритм – в основном, чередование восьмых и четвертных длительностей.

Педагог: 10. Темп. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие? Слово “Темп” произошло от итальянского слова тempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова “Tempns” – время. Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп тесно связан с характером музыки. Первоначально темп в нотах не указывался, и исполнитель судил о нем, исходя из самой музыки, ее содержания и фактуры. “С 17 в. темп стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные (в порядке возрастания): ларго, >ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро – буквально “весело”); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго – “широко”). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто – “очень”, ма нон троппо – “но не слишком”)”. [5].

В ряде случаев темп в музыке указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определенной скоростью движения (например, “в темпе марша”, “в темпе вальса”). Обозначение темпа может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном темпе – адажио, аллегро и др. Что ты можешь сказать о темпе песни?

Учащаяся: Указанный в песне темп “радостно” буквально определяет характер музыки.

Педагог: 11. Образ. Об образе произведения можно сказать следующее. Только тот исполнитель, который отлично понимает и чувствует его, сможет передать в исполнении. Какой образ в этом произведении ты до нас хочешь донести?

Учащаяся: Образ счастливых детей, которые радуются предстоящей весне. С нетерпением ждут наступления мая, а с ним и теплых солнечных дней, беззаботных игр в роще, саду.

Педагог: 12. Артистизм играет большую роль в исполнении. Под артистистичностью мы понимаем мастерство, виртуозность исполнителя. На сцене важно все: мимика, дикция, артикуляция, жестикуляция, манера двигаться и держать себя. От того, как ты исполнишь произведение, насколько артистистично, музыкально и будет зависеть как его примет слушатель.

Итог занятия. Мы проанализировали каждое МСВ в отдельности и объединили их в систему. Когда с опытом к тебе придет свободное владение МСВ, твои знания, умения и навыки, несомненно, принесут свои плоды. Благодаря ним ты сможешь передавать свои чувства и образы через пение, игру на инструменте и, конечно же, грамотно разбирать произведения.

А сейчас мне хотелось бы, чтобы ты еще раз исполнила песню “Тоска по весне”, опираясь на все то, о чем мы говорили ранее. Думаю, что я услышу несколько другую интерпретацию твоего исполнения.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Домашнее задание: к следующему занятию аналогично проанализируй романс Н.Римского – Корсакова, на слова А.К.Толстого “Не ветер, вея с высоты”.

Используемая литература:

  1. Н.Б. Гонтаренко. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. В.А. Холопова. Музыкальный ритм. М., 1980.
  3. А.М. Павлова. Мастер класс “Музыкальные средства выразительности”. Материалы интернет сайта.
  4. И.В. Способин. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
  5. Е.В. Назайкинский. О музыкальном темпе. М., 1965.