Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Расширить знания учащихся о парных согласных: звонких и глухих.

Задачи:

  • Закреплять умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными; подбирать проверочные слова, формируя умение сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых слов.
  • Корректировать мыслительные процессы: внимание, память, наблюдательность. Развивать связанную речь.
  • Закреплять умение работать в коллективе, сотрудничая друг с другом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись в тетрадях числа и классной работы.

2. Сообщение темы урока.

Презентация.

Сегодня у нас необычный урок - урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. Посмотрите на доску:

1З1В1О1Н1К1И1Е 1И 1Г1Л1У1Х1И1Е 1С1О1Г1Л1А1С1Н1Ы1Е

Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы вы увидели в соединениях?

(З, В, О, Н, К, И, Е, И, Г, Л, У, Х, И, Е, С, О, Г, Л, А, С, Н, Ы, Е)

Прочитайте и запишите спрятанные здесь слова.

(ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ)

Кто может назвать тему нашего урока? (Проверка написания звонких и глухих согласных). Что вы об этом знаете?

Суд.

  • Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляю состав суда:
  • Судья - учитель,
  • Прокурор - "сильный" ученик,
  • Адвокат - "сильный" ученик,
  • Подсудимые - "сильные" учащиеся.

Прокурор: Сколько можно говорить о парных звонких и глухих согласных?! Я считаю, хватить мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат: А я считаю, что проверять звонкие и глухие согласные надо! Иначе все будем безграмотными.

Судья - учитель: Прошу подойти сюда свидетелей (задания на карточках - для индивидуальной работы). На книге законов ("Русский язык") поклянитесь говорить правду и только правду.

Свидетели: Клянёмся!

Судья - учитель: Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду.

Карточки:

Вставь нужную букву и запиши проверочное слово.

За деревней - лу___ (_________),

А на грядке - лу____ (_________),

А по речке - пло____ (_________),

А на груше - пло____ (________).

2. Вставь нужную букву и запиши проверочное слово.

: - ду (б, п), : - ря (д, т), : - сапо (г, к), : - стри (ж, ш), : - гру (з, с), : - сосе (д, т).

3. Подбери проверочные слова и спеши, вставляя пропущенные буквы.

Дрозды - дроз:, : - ле:, : - обе:, : - кру:, : - шала:, : - моро:.

4. Догадайся, какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. Напиши эти слова с проверочными словами.

Дерево (Д - -), водоём (ПР - -), птица (СТР - -), куча снега (СУГ - - - ), 12 месяцев (Г - - ), орган зрения (ГЛ - - ).

5. Вставь пропущенные буквы. Устно подбирая проверочные слова.

Сильный холо:, гладкий лё:, высокий сугро:, сизый голу:ь, сочный арбу:, грибной су:.

Подсудимые: Мы хотим сделать заявление. Мы страдаем больше всех! Рассудите нас.

Судья: Сейчас разберёмся. В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

(Зв. Согл.) - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.

(Гл. согл.) - Нет, не правда. Нужно писать глухую согласную.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

(гл. согл.) - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного - правила. И на помощь им пришёл сам король - всемогущее ПРАВИЛО.

- Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: ДУБЫ - ДУБ, ОБЕДЫ - ОБЕД, МОРОЗЫ - МОРОЗ.

Судья: Ну что, помирились звонкие и глухие согласные? Тогда попрошу всех сесть и записать все слова, над которыми спорили согласные, по памяти. А я посмотрю, все ли запомнили правильно.

(взаимопроверка - обмен тетрадей)

Адвокат: Это ещё не доказательство того, что дети знают и умеют проверять слова с парными согласными на конце слов. Об этом говорят сданные мне документы (читает работы по карточкам).

Прокурор: Не верю! Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки. Загадки на карточках нужно найти в классе и сдать судье. Задание: написать слово - отгадку с проверочным словом. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание?

(У доски с обратной стороны работает один ученик.)

1.

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (ёж)

2.

Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли:
Пусть идёт он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. (дождь)

3.

Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу, а по мне всё тук да тук. (гвоздь)

4.

По полотняной стране, по реке-простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь, что и зыби не видать. (утюг)

5.

Что растёт корнем вверх? (зуб)

(самопроверка - сверяемся с тем, кто работал у доски)

Судья: Теперь послушаем подсудимых - парные согласные.

Подсудимые:

Чтоб поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих:
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Судья: Следующее задание. Послушайте стихотворение. Сколько слов с сомнительными согласными на конце вы в нём насчитаете? Как можно проверить эти согласные?

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Прокурор: А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперемент.

Взять карточку, прочитать стихотворение. Какое задание можно предложить выполнить с этим стихотворением, чтобы это задание затрагивало тему нашего урока:

  • 1 вариант. Слова с глухим согласным на конце слова.
  • 2 вариант. Слова со звонким согласным.

Ено:(д, т) - красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры:ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо:(т, д),
Медве:ь (т, д) над нерпою ревёт,
И белый голу:ь (б, п) там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

В классе пишут под диктовку:
"Я принёс из леса гри:(п, б).
По реке плывёт вон пло:(т, д).
А в саду на груше - пло:(д, т).
За деревней виден лу:(г, к).
Заболел во рту вдруг зу:(п, б).
Дома ждёт нас старый де:(т, д),
Ему 180 ле:(д, т)."
Наконец закрыв тетра:ь (д, т),
Стал звонка я в классе ждать.

(Первые проверяют по контрольной записи. Далее - взаимопроверка.)

Адвокат: Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов. А сейчас давайте поиграем в игру "Не ошибись". Если я называю вам слово с глухим согласным на конце, вы топаете, а если со звонким - хлопаете.

Флаг, столб, жираф, холод, ландыш, хлеб, завод, брат, дрозд, карандаш, сапог, багаж.

Судья: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные оправдать и постоянно их проверять. Вам последнее слово.

Подсудимые:

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - на льды -
Будешь грамотным и ты.

Судья: Итак, ребята, выполняя сегодня задания, мы ещё раз убедились в том, что парные согласные на конце слова нужно проверять. (Учитель благодарит всех участников игры за помощь в урока проведении урока.)