Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы. К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров, свежий запах луга заменяют кондиционеры. Мы часто задаём себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому необходимо стремится во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, - будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры. Экологическое образование населения – один из путей решения экологической проблемы.
Экологическое образование дошкольников - первое звено система непрерывного экологического образования. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же не редко случается так, что дети усваивают определенный объём экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманитарного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности. Основной целью занятий в детском саду является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду". Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.
«Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к месту, где живёшь. Величайшие писатели, поэты, художники, учёные, композиторы создавали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы. Она вызывала у них творческое вдохновение, помогала овладевать высотами в науке и искусстве. И если не возможно научить детей также выражать свою любовь к природе, то можно научить их сопереживать этой любви, открыв детям глаза на прекрасный мир природы.
Экологическое воспитание - это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
В таких условиях формирование у дошкольников начал экологической культуры способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Обогащается кругозор детей, развиваются наблюдательность, любознательность, речь. Формирование системы экологических знаний и представлений может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
Конспект обобщающего занятия по экологии для детей средней группы «Зимушка-зима»
Задачи:
- Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширять кругозор детей.
- Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес.
- Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
Предварительная работа:
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой,
- Беседы о признаках зимы,
- Чтение стихов, рассказов, загадок,
- Рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации пейзажей зимы.
- Опорные схемы признаков зимы.
- Модели для обобщения внешних признаков, условий, существования зайца.
- Дидактическая игра «Животные».
- Снежинки, снежки, обруч.
- Технические средства: проектор, ноутбук, магнитофон
- Музыкальные композиции
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие «Здравствуйте!» (установление эмоционального контакта)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой).
Правильно зимой. Вот я, Зимушка-зима, к вам в гости пришла.
2. Психологический тренинг «Зимушка-зима»
Воспитатель раздаёт снежинки. Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”, дети выполняют плавные движения.
Воспитатель: Чудесная мелодия! Какая она? Ответы детей Воспитатель дополняет: легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя.
Какие радости приносит вам зима? Ответы детей (снежинки собираются).
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в зимний лес. Садитесь на облачко, а волшебная полочка поможет нам перенестись на лесную поляну. (Воспитатель взмахивает волшебной полочкой, и включается пейзаж зимней природы на экране).
3. Беседа «Признаки зимы в неживой и живой природе», использованием проектора.
мне, что бывает зимой? Волшебные картинки вам помогут. На экране появляются опорные схемы.
- Зимой падает снег.
- Реки покрыты льдом.
- Солнце светит редко, но греет.
- Деревья без листьев.
- Птиц стало меньше
- Животные изменили свою шубку.
За ответы детей воспитатель даёт снежинки.
Какие вы молодцы, так много знаете о зиме.
А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и они превратятся в снежки.
4. Игровое упражнение игра «Снежки»
Под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается, собирают в коробку.
5. Составление схемы модели «Признаки и условия обитания зайца».
Воспитатель: Отгадайте загадку, кто это спрятался под деревом?
Летом шубу серую, а зимою белую
Носит попрыгайчик, боязливый … (зайчик).
Воспитатель показывает зайца, заяц появляется на экране. Садитесь за столы и мы расскажем про зайку, а модели нам помогут.
- Где живет зайка?
- Как выглядит зайка?
- Чем питается?
- Как приспосабливается к зиме?
Дети отвечают на вопросы и выкладывают модели на карточке.
Для проверки тоже появляется на экране. Рассказы детей о зайце.
6. Дидактическая игра «Звери»
Каких животных леса вы знаете? Ответа детей. Возьмите в руки только животных леса. (Необходимо выбрать животных леса из всех животных и отнести на полянку). Проверка выполненного задания, нахождение лишнего животного, который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».
7. Итог занятия
Нам пора возвращаться, садитесь на облако и перенесёмся в детский сад. Сегодня, мы побывали в зимнем лесу, вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям. Но весна стучится к вам в дверь и мне зимушке - зиме приведется уходить. На прощание подарю вам снежинки. Чтобы вы не забывали зиму и помнили её приметы.