Цели:
- Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
- Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" Ч.1, рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
III. Проверка домашнего задания
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
- Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).
- Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).
- С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).
IV. Работа по теме
1. Работа над изучением нового материала
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Где жили первобытные люди?
- Какой материал требовался первобытному человеку?
- Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
- А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
2. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
- Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
- Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
- Что вы чувствовали?
- А может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим три проблемы. (Слайд 4)
3. Обсуждение проблем
- Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?". (Слайд 5) Заслушаем докладчика.
1 ученик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. (Слайд 6) Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
- Основываясь на содержании доклада, запишем первый вопрос и заполним схему: "Причины загрязнения океана". (Слайд 7)
- Что является причинами загрязнения океана?
- 80% загрязнений океана - результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.
2 ученик: (Слайд 8) Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы "Красная книга Международного союза охраны природы", "Красная книга СССР", "Красная книга РФ" и т.д.
- О каких мерах защиты океана вы услышали?
- Какие меры для защиты океанов предложите вы?
- Запишем и заполним схему: "Меры защиты океана от загрязнений". (Слайд 9)
- А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять Природе боль, ведь океан - это тоже часть Природы).
- Переходим к обсуждению второй проблемы. (Слайд 10)
3 ученик: Тропические леса - это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
- Какие проблемы возникли в тропических лесах? (Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают).
- С какой целью это делают? (Чтобы расширить поля, добыть больше древесины).
- К чему это приводит? (Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.)
- Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию. Заполним следующую схему: "Причины уничтожения лесов". (Слайд 11)
- Также давайте заполним схему: "Результаты уничтожения лесов". (Слайд 12)
- На нашей планете уже уничтожено больше 50% тропических лесов. Что, по-вашему мнению, нужно сделать для их спасения? Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
- Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" (Слайд 13)
- Эту проблему я предлагаю вам изучить самостоятельно, а затем приступить к обсуждению.
Учащиеся самостоятельно читают материал на с.49-50.
- Откуда появляется мусор? (Слайд 13) (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы).
- Мусор, ребята, можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. (Слайд 14) А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
4. Работа с учебником
- Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.
- Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).
- А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 - 52.
Учащиеся читают статью под руководством учителя.
- А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе.
5. Работа в рабочей тетради (с. 15)
- Что такое экологическая проблема? (Слайд 15)
- А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
- Задание №2. Прочитайте.
- Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. (Слайд 15) Запишите.
- Назовите экологические организации. (Слайд 16) Запишите.
- Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
- Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"
V. Подведение итогов
- Какие экологические проблемы мы с вами решали?
- Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
- В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
- Почему и как людям приходится бороться с мусором?
- Назовите международные экологические организации.
- Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
- Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?
- Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы : (Слайд 17)
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание: (Слайд 18)