Цель: формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения учащихся, осуществлять их перенос в новые условия на основе деятельностого подхода с применением коммуникативных, рефлексивных умений, развития логического мышления учащихся, контроля, самоконтроля знаний по теме «Вода. Растворы ».
Обучающая задача: формировать умения у учащихся решать расчётные задачи с использованием W растворённого вещества, составлять уравнения химических реакций, используя теоретические знания по данной теме, создавать условия для устранения пробелов в знаниях у учащихся.
Воспитательная задача: создавать условия для развития коммуникативных умений в результате групповой работы на уроке, для формирования адекватной самооценки, организаторских способностей, развития самоконтроля у учащихся.
Развивающая задача: развивать логическое мышление, речемыслительные навыки: чёткость, логичность, полноту ответов.
Тип урока – комплексное применение знаний и умений учащихся.
Методы обучения:
наглядный, практический (работа с дидактическими материалами), частично-поисковый.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
средства обучения:
учебник, дидактический материал (карточки с заданиями), презентация по теме «Вода», творческие работы учащихся по теме «Вода - самое удивительное вещество на земле».
технические средства:
компьютер, мультимедийный проектор;
оборудование для конкурса «агрономов-лаборантов»:
весы, разновесы, мензурки, колбы, стеклянные палочки;
реактивы: соли: хлорид натрия, карбонат натрия, нитрат натрия, сульфат натрия, вода.
Для урока были разработаны дидактические задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, так вопросы химической разминки рассчитаны для аудиалов, задания конкурса «узнай вещества» подходят для кинестетиков, аудиалов, визуалов, интровертов, экстравертов. Химические задачи для аудиалов, визуалов, а задание «Крестики и Нолики» для кинестетиков, визуалов, интровертов, экстравертов.
Т.к. в группах были ученики с различными особенностями восприятия, то все задания не должны были учащихся поставить в тупик.
На развитие коммуникативных умений ориентированы задания «Узнай вещества», «Крестики и Нолики». Оптимальными для формирования адекватной самооценки будут задания химической разминки, решения химических задач. Во время основного этапа созданы условия для развития самоконтроля учащихся.
I. Вступительное слово учителя и информация о домашнем задании
Домашнее задание. Продолжить создание творческих работ по теме «Вода. Растворы» в форме кроссвордов, ребусов, шарад, биологических задач, загадок, мини сочинений.
II. Подготовка к основному этапу занятия. Целепологание.
Учитель напоминает, что изучалось на предыдущих уроках и предлагает учащимся самим назвать цель и задачи урока.
Учащиеся высказывают свои варианты. Учитель обобщает: «На сегодняшнем уроке у вас есть возможность продемонстрировать свои знания, также и пополнить багаж необходимых знаний по теме «Вода. Растворы ».
Вопрос для учащихся: Чего мы должны добиться к концу урока?
Учащиеся предлагают свои варианты. Учитель подводит итог: «Отработать знания, умения по данной теме, чтобы на следующем уроке успешно справиться с тестовыми заданиями по теме».
Далее учитель просит учащихся письменно на «листах самооценки» (Л.С.) ответить на вопросы:
Кто уверен, что успешно справится с заданиями урока?
Те, кто сомневаются в успехе, отметьте, что вам может помешать добиться успеха?
(Некоторые задания, которые будут выполняться на уроке, представлены на доске и учащиеся могут оценить сложность предстоящей работы).
Для работы на уроке применяется групповая форма организации учебно-познавательной деятельности (учащиеся разделены на 4 группы-команды).
Поэтому учащиеся выбирают роль, какую бы они хотели выполнять в группе (роль - организатора, генератора идей, исполнителя).
Для оценивания учащихся учитель использует жетонную систему:
- за правильный, полный ответ учащиеся смогут заработать красные жетоны;
За правильный, но неполный ответ – желтые жетоны.
Жетоны находятся на столах учащихся, заработанные жетоны они будут брать самостоятельно.
По общему количеству жетонов учащиеся получают 2 отметки за индивидуальную и групповую работу:
«5» за индивидуальную работу - 4 красных и 1 желтый жетон; 3 красных, 2 желтых жетона; 4 или 5 красных жетонов;
«4» - 4 или 5 желтых жетона; 2 желтых и 2 красных жетона; 2 желтых и 2 красных жетона;
«5» за групповую работу получают участники группы, занявшей 1 место;
«4» - участники группы, занявшей 2 место.
III. Основной этап урока
Людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Значение воды подчеркивается такими известными высказываниями: «Вода – это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода – чудо природы». О воде не случайно писали картины, слагали стихи. Послушайте несколько стихотворных строк:
«Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана.
И всё это – только вода».
(Использование презентации )
Чтобы успешно справиться с трудными заданиями, учащимся предложена биологическая разминка.
1. Актуализация знаний, умений учащихся
1. Химическая разминка
1) Каждой команде задаётся 1 вопрос, если первая команда не дает ответ, то
право ответа передается следующей команде. Время на обсуждение – 5 секунд.
Вопрос для 1 команды:
1. Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
Ответ: А.Л.Лавуазье в 1783г. ( демонстрация фотографии А.Л. Лавуазье).
Вопрос для 2 команды:
1. Можно ли высушить бельё на морозе?
Ответ: Можно, т.к. лёд тоже испаряется.
Вопрос для 3 команды:
1. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком наименьшее?
Ответ: Стекловидное тело глаза – 99% воды, зубная эмаль – 0,2% воды.
(использование презентации)
Вопрос для 4 команды:
1. Почему стальная иголка не тонет, если её аккуратно положить на поверхность воды?
Ответ: Это объясняется силами поверхностного натяжения.
Вопрос командам:
Назовите сезонные явления в жизни животных и растений, связанные с агрегатными состояниями воды.
Ответы:
А) анабиоз-период зимнего покоя растений (гелеобразное состояние воды);
Б) морозобоины растений (вода в твёрдом состоянии), замерзание птиц зимой из-за недостатка корма и понижение температуры их тела (вода в твердом агрегатном состоянии – в виде льда);
В) необходимость определённой влажности воздуха для дыхания и транспирации (испарение воды листьями) растений, для поддержания нормального дыхания животных (осушение воздуха в носовой полости) (вода в газообразном состоянии).
Вопрос классу:
Ответы, какой команды были грамотными, полными? Какие команды смогли заработать только красные жетоны?
На химическую разминку до 7 минут.
2. Отработка коммуникативных умений учащихся.
Применение обобщённых знаний.
Учитель подводит итог:
«После того, как вы продемонстрировали теоретические знания о воде, я надеюсь, вы сможете безошибочно применить свои знания при выполнении более сложных заданий».
1. Конкурс «Узнай вещества»
Команды получают карточки с генетическими цепочками. Участники команд должны определить вещества, скрывающиеся за буквами «Х» и «У» и написать уравнения химических реакций (приложение 1).
Приложение 1:
Для проверки названий веществ, слово предоставляется лидерам команд. Правильность написания уравнений хим. реакций члены 1 команды проверяют у 2 команды, а члены 3 команды у 4 и наоборот. Команды получат жетоны за определение веществ Х, У (1жетон), за написание уравнений реакций (2 жетона).
Вопрос классу:
На конкурс «Узнай вещества» 8 минут. Учитель подводит итог об использовании воды для получения растворов кислот, оснований.
2. Конкурс'' агрономов-лаборантов'' (теоретический тур)
Вопрос классу: Что вы знаете о профессии лаборантов химических лабораторий?
Принимаются ответы учащихся, учитель добавляет необходимую информацию.
Вы сегодня сможете побыть в роли лаборантов.
Группы получают 2 карточки с химическими задачами, первую задачу учащиеся будут решать в классе, а вторую – дома.
Для решения задач 4 –5 минут, затем группы представляют ответы.
Решает задачу половина команды, другая половина принимает участие в практическом туре конкурса «агрономов-лаборантов».
Задача №1. Для подкормки томатов применяют 0,2%-й раствор нитрата натрия (NaNO3). Какую массу нитрата натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить 1 кг раствора?
Задача № 2. Рассчитайте, какую массу поваренной соли и воды нужно взять для приготовления 250 г. раствора с массовой долей соли 15 %.
Участник из команды, решившей правильно задачу первой, пишет на доске вариант решения. Происходит самопроверка (группы сравнивают свой ответ с правильным). Команды за скорость и правильность решения смогут получить по красному жетону.
Конкурс'' агрономов-лаборантов'' (практический тур)
Задание для 1 команды: приготовить 2 %-ный раствор хлорида натрия массой 50граммов.
Задание для 2 команды: приготовить 5%-ный раствор нитрата натрия массой 100 граммов.
Задание для 3 команды: приготовить 3%-ный раствор сульфата натрия массой 60 граммов.
Задание для 4 группы: приготовить 1%-ный раствор карбоната натрия массой 40 граммов.
Теоретический и практический тур конкурса проходят одновременно.
На выполнение заданий до 10 минут.
Вопрос учащимся: Где в быту можно использовать знания о приготовлении растворов?
( Использование презентации.)
Учитель подводит итог.
3. «Крестики и нолики»
Команды должны попытаться определить выигрышный путь на следующих таблицах, если он - вещества, с которыми взаимодействует вода (приложение 2).
Участники команд должны провести линию (горизонтально, вертикально или по диагонали) таким образом, чтобы она зачеркнула только формулы веществ, взаимодействующих с водой.
Задание членам команд:
Напишите уравнения химических реакций.
Приложение 2
Задания:
Для 1 и 3 команды:
K | Cu | Na2O |
SO3 | Al2O3 | Ca Ca |
Au | CaO | CO2 |
Для 2 и 4 команды
SO2 | CuO | Cu |
Fe3O4 | Ag | Na2O |
SO3 | CaO | K |
Ответы:
Для 1 и 3 команды
K | Cu | Na2O |
SO3 | Al2O3 | Ca Ca |
Au | CaO | CO2 |
Для 2 и 4 команды:
SO2 | CuO | Cu |
Fe3O4 | Ag | Na2O |
SO3 | CaO | K |
На выполнение этого задания –3-4 минуты.
Правильность выполнения- 1команда проверяет у 3, а 2 у 4 и наоборот. За правильный ответ команда получает красный жетон.
IV Рефлексия
Вопрос классу:
Как вы считаете, какие группы давали сегодня наиболее яркие ответы? Почему группы …………. смогли лучше других справиться с заданиями?
Учащиеся отмечают разными значками на «ЛС» свою активность на уроке.
Те, кто в полном объеме использовал свои знания на уроке и не испытывал затруднения рисуют те, кто не совсем доволен собой - , те, кто испытывал затруднения - .
Учащиеся по просьбе учителя сопоставляют прогнозируемый и реально достигнутый результат.
Задание классу:
Какую роль в группе вы себе прогнозировали, что получилось на самом деле?
V Подведение итогов
Вспомните, какова была цель сегодняшнего урока?
- Как вы считаете, достиг ли наш урок поставленной цели?
- Что бы вам хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?
- Подтвердились ли ваши ожидания?
- У кого еще остались проблемы?
Подсчитывается количество заработанных жетонов участниками команд. Выявляются группы (команды) - победители, получившие наибольшее количество жетонов. Они получают отметку «5». Учитель (с помощью учеников) отмечает, кто из учащихся отличился, кто работал не в полную силу.
Отметки за индивидуальную работу ученики узнают на следующем уроке (после подведения окончательных итогов учителем).