Цель: создать условия для понимания и освоения способа нахождения скорости по расстоянию и времени через работу с текстом задачи и схемой.
Оборудование: презентация, слово «задачи», у детей оценочная сова, 3 листа А3, маркеры.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой. (Слайд 1).
- У нас в классе сегодня гости. Давайте введём их в курс дела и скажем, что мы сейчас изучаем на уроках математики. (Числа, величины)
2. Повторение.
А). На экране постепенно появляется схема: (Слайд 2).
Б). Поработаем с натуральными числами.
-Решите 6 примеров, расставьте буквы в порядке возрастания чисел.
20.375-8.677=11.698 ч
218*3=654 д
36*10=360 з
8.908+7.097=16.005 и
21.196:7=3.028 а
1.850:5=370 а
Получилось слово «Задачи».
- Мы сейчас изучаем величины. И недавно мы познакомились с новой для нас величиной – скоростью. Так что же такое скорость?
- Попробуйте объяснить своему соседу по парте, что это такое и приведите свой пример.
3.Оъявление темы и цели:
– Соедините два слова «задачи» и «скорость». Сформулируйте тему урока.
(Слайд 3).
- Будем решать задачи на нахождение скорости, если знаем расстояние и время. Постараемся запомнить, в чём измеряется скорость.
4. Изучение нового материала. (Слайд 4).
- А теперь внимательно посмотрите на экран. В первом столбике под номерами помещены названия движущихся предметов. А во втором столбике (тоже под номерами) скорости, с которыми они могут двигаться. Ваша задача, составить пары: предмет и скорость, с которой они могут двигаться и записать в виде пары чисел. Самостоятельная работа.
Проверка: Ответы: 1-2, 2-4, 3-3, 4-1, 5-5. Птица летит со скоростью 20 км/ч.
(Слайд 5). Белая полярная сова – символ мудрости. На ней будем отмечать свои собственные успехи с помощью оценочных палочек:
Красная – отлично, синяя – хорошо, зелёная – надо стараться.
Самооценка 1.
Арифметический диктант: (Слайд 6).
- Я нашла в Интернете данные о том, с какой скоростью летают известные вам птицы. Вот они:
стерх | 85 км/ч |
белая сова | 48 км/ч |
сорока | 54 км/ч |
голубь | 62 км/ч |
куропатка | 44 км/ч |
утка | 96 км/ч |
стриж | 108 км/ч |
орёл | 160 км/ч |
- Внимательно рассмотрели? Теперь я буду задавать вопросы, а вы ответьте на них, записав в тетради нужные для вас вычисления.
1) На сколько скорость орла выше, чем скорость стерха? (на 75 км/ч)
2) Во сколько раз скорость сороки меньше скорости стрижа? (в 2 раза)
3) Во сколько раз скорость утки выше скорости совы? (в 2 раза)
4) На сколько скорость голубя больше, чем скорость куропатки? (на 18 км/ч)
Взаимопроверка. Самооценка 2.
Это интересно!
- Какая из этих птиц самая быстрая? (Когда орёл пикирует на свою добычу, то развивает скорость до 220 км/ч).
-От чего зависит скорость полёта птиц? (Анимация голубь). (От её массы, размаха крыльев, здоровья).
- Какие из птиц обитают на Ямале? (Слайд 7,8).
- Стерхов в мире сохранилось около 300 особей. Он занесён в Красную книгу. Совершая перелёт на юг в Иран он преодолевает расстояние в 2000 километров.
в). Запись условия задачи (3 способа). (Слайд 9).
Задача: На Ямале обитают лебеди. Один лебедь пролетел 160 метров за 4 секунды. С какой средней скоростью он летел?
Работа в группах:
- Условие задачи запишем по-разному: 1 ряд – в таблице, 2 ряд – чертёж, 3 ряд – краткая запись. (Лист А 3).
Листы вывесить на доску.
- Какую запись условия вы выбрали бы? (таблицу или чертёж).
- Решите задачу самостоятельно. (Ученик решает за доской).
Самооценка 3.
5.Содержательная рефлексия по новому материалу.
- Что мы сейчас делали? (Решали задачу)
- Зачем? (Учились находить скорость по расстоянию и времени)
- Научились? (Да)
- Как найти скорость? (Нужно расстояние разделить на время)
- Вы готовы самостоятельно решать задачи на нахождение скорости? (да)
6. Закрепление. (Слайд 10). Задача №3.
Самооценка 4.
7.Итоговая рефлексия.
- Как вы думаете, научились мы решать простые задачи? Что такое скорость? В чём измеряется скорость? Узнали что-то интересное?
8. Самооценка итоговая.
- Кто работал на «5»? на «4»? на «3»?
9. Домашнее задание: с.92 №464,465.