Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "В гости к зиме". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой; закрепить знания о частях речи; развивать связную устную и письменную речь детей.

Оборудование: картины с изображениями зимней природы, зимних игр детей; распечатки филфорда «Зима»; пьесы П.И. Чай­ковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки».

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

(Учитель читает стихотворение.)

У дедушки Года, у старого деда,
Есть внучки четыре прекрасные девы.
Садись поудобнее, слушай, дружок,
Про каждую внучку послушай стишок...

Зима
Как старшая внучка красива собою!
Зовется Зимою, Зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы заступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом - снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.
И эти богатства Зима всем раздарит.
Украсит леса, с Новым годом поздравит.
Оденет деревья в хрустальный наряд,
Который сверкает и радует взгляд!
Е. Ртищева

-О чем будем говорить на уроке? (О зиме.)
На уроке мы будем говорить о зимних изменениях в природе, повторим части речи.

II. Работа над новым материалом
Зима... Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (Холодно, грустно, радостно, весело - скоро празд­ник Новый год.)

Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, откры­вает глаза и называет любое снежное слово. {Снег, лед, холод, санки, метель, Дед Мороз...)

(Учитель вывешивает на доску картины зимней природы.)

-Отгадайте загадки и найдите отгадки в филфорде. Слова мо­гут быть расположены в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.

Филфорд «Зима»

1. Он щипается, кусается,
Прогнать домой пытается.
Но все равно я не уйду,
Промчусь по снегу и по льду. (Мороз.)

2. Белая, узорная,
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)

3. Гуляю в поле,
Летаю на воле.
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)

4. Глаза - угольки,
Руки - сучки. Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик.)

5. Деревья белым уберет,
Хотя не снег он и не лед. (Иней.)

6. Что за толстое стекло
Речку всю заволокло? (Лед.)

7. В воздухе летит, не тает,
Белизною взгляд ласкает.
Составляет из сестер
Купол - сказочный шатер
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов.
Спеленовывает землю
Тот, кто раньше выпал, дремлет.
В искрах звонких серебрится –
Одного тепла боится. (Снег.)

8. Стальные маленькие кони
На льду умельца не догонят. (Коньки.)

9. Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться - чудно. (Санки.)

10. На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к березке.
Тянут следом две полоски. (Лыжи.)

Ответ:

Запишите в тетради слова: мороз, снежинка, метель, снеговик, иней, лед, снег, коньки, санки, лыжи.

На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)

Что обозначают эти слова? (Предметы.)

Допишите еще в тетради слова-предметы, которые относятся к не­живой природе зимы. (Снежки, изморозь, сугробы, гололед.)

III. Физкультминутка

Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Кружит падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Кукла вышла лучше всех.    
Дети к вечеру устали,
Быстро к дому побежали.

 IV. Продолжение работы
1. Беседа о снеге.
Послушайте рассказ «Снежные слова».
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и са­мый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!
Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель - поземка.
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег - это вьюга.
Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря - буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трех шагах ни чего не видно.
И. Надеждина
-Какие «снежные» слова в рассказе вы услышали? Допишите их в тетради.
(Дети записывают слова: хлопья, крупка, поземка, пороша, бу­ран, вьюга.)
Объясните лексическое значение этих слов. (Хлопья - это несколько снежинок, которые слиплись на лету. Крупка - это снежинки в виде маленьких белых шариков. Поземка - это низовая метель (ветер, дующий у поверхности земли), когда снег струится по земле.)
На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)
Что обозначают? (Предметы.)
-Как образуется снег? (Учитель читает рассказ.)

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Ду­мали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать гра­динками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит силь­ный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохот­ные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно кра­сивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

-Какого снега цвет? (Учитель читает рассказ.)
Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
В чем же секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный солнечный луч.
Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и оста­ется бесцветным. Таков закон природы.
Каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности сво­бодно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, ле^кат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

Что запомнилось вам из прочитанных рассказов? 2. Работа по учебнику «Мир вокруг нас».
Откройте учебники на стр. 132-133. Прочитайте. (Дети читают статью.)

О каких зимних явлениях в природе вы прочитали? Объясните это явление.
Кто рисует узоры на окнах? (В комнате есть прозрачный во­дяной пар. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах, превращаясь в кристаллики льда. Кристаллики соединяются друг с другом, ложатся на неровностях стекла причудливыми узорами.)
(Учитель читает стихотворение.)

Зимние цветы Раз в оконной раме Дедушка Мороз

Странными цветами
Стекла позанес.
Против всяких правил
В пальмовом лесу
Елочек наставил -
Севера красу.
В прихоти затеи
В лес насыпал звезд,
Вывел орхидеи
Из алмазных звезд.
И рукой небрежной
Дед-шалун седой
Образ лилий нежных
Переплел с травой.
Но внезапно солнце
Вышло из-за туч
И нагрел в оконце
Стекла жаркий луч.
Как былые грезы,
Юности мечты,
Растопились слезы -Зимние цветы.
Н. Хвостов

-Перечислите зимние явления в природе/Солн^е поднимает­ся невысоко, не греет. Дни короткие, ночи длинные. Земля покрыта снегом. Водоемы покрыты льдом. Почва замерзла. Оттепели, гололедица, изморозь.)

3. Музыкальная минутка.
В декабре 1875 года петербургский издатель Бернар обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Пьесы должны быть связаны с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом «Времена года» был написан.
Послушайте пьесу «Святки» (декабрь). Святки - это старинный праздник накануне нового года.
(Дети слушают пьесу.)

-Какие картины вы представляли себе, когда слушали музыку? Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка
около новогодней елки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный.
(Учитель может предложить детям для прослушивания еще две пьесы П.И. Чайковского.)
«У камина» («У камелька») (январь). Короткий зимний день уже давно прошел, и в деревеньке в одном из домов собрались ре­бятишки, чтобы послушать диковинные сказки бабушки Варвары. Уселись дети вокруг теплой печки, и сказка началась...

-Какие сказки рассказывала бабушка Варвара?
«Масленица» (февраль). Масленица - веселый и шумный празд­ник, когда народ провожает зиму. Во время Масленицы пекут румя­ные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое ждут люди после холодной зимы. «Ступай, Масленица, за солнцем, за летом - зови его к людям!» - говорят, сжигая чучело. Вслушайтесь,
звучит не рояль, а балалайки, гусли, рожки. Так и кажется, что играет русский народный оркестр. Это не музыка, а целая картина шумного многолюдного праздника.

4. Работа в тетради по русскому языку.

В тетради вы записали слова-предметы, относящиеся к зиме. Теперь запишем слова-признаки.
-На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
-Расскажите, какие вы видели снежинки? Запишем эти слова. (Дети записывают.)
Легкие, пушистые, белые, ажурные, серебристые, нежные, мягкие, воздушные.
С чем можно сравнить снежинки? (Белые, как молоко. Легкие, как пух. Ажурные, как кружево.)
Что делают эти снежинки? Запишем слова-действия. (Ложат­ся, падают, летят, кружатся, танцуют, грустят, плачут, шепчутся.)
На какие вопросы отвечают слова-действия? (Что делать? Что сделать? Что делают?)
Послушайте, какое стихотворение о двух снежинках написал поэт В. Хесин.

Две сестры-снежинки
Падали с небес.
Нес их, как пушинки,
Ветер в дальний лес.
Первая упала
На сугроб под ель
И залепетала: «Мерзну я в метель».
«Не могу согреться,
-Плакала она,
-И куда мне деться,
В чем моя вина?»
Мерзла в дни ненастья,
Погружаясь в сны.
«Не видать мне счастья, Видно, до весны».
Но когда всплывала
В сумерках луна,
Серебром блистала,
Вся озарена.
Утренней порою
Вспыхивал над ней
Радужной игрою
Венчик из лучей.
Ею любовались
Птицы с вышины,
Щелкали, смеялись,
Заворожены.
Глядя на снежинку,
Даже старый пень
Вдруг ронял слезинку
И молчал весь день.
Зайчики и белки,
Собираясь в круг,
Игры и проделки
Затевали вдруг.
Всех она пленила
Чистой красотой,
Но сама грустила
Лютою зимой.
А сестру другую
Ветром унесло-
В сторону глухую,
В дальнее село.
Дом под синим снегом.
В нем который год
С бабушкой и дедом
Девочка живет.
Настя на рассвете
Вышла на мороз,
Ей снежинку ветер
На ладонь принес.
Холодно и жутко.
Настя, чуть дыша,
Молвила: «Малютка, Как ты хороша!
С холода скорее
В дом тебя внесу,
Сохраню, согрею
Снежную красу».
И сказала кроха,
Обретя уют:

«Мне совсем неплохо
На ладони тут».
«Как тепло! - вздохнула,
-Мне от этих рук...»
Вспыхнула, уснула
И... пропала вдруг.
Задрожала только
Капелька воды
На ладони теплой...

 Где, снежинка, ты?
-Какой бы вы хотели быть снежинкой - первой или второй? Почему?

V. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

(Учитель читает стихотворение.)

Я приглашаю вас, ребята,
в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица, волшебница-зима.

VI. Продолжение работы

1. Беседа.
Зима... Какая она? (Волшебница, чудесница, кружевница, морозная, снежная, лютая, чародейка.)
Что сделала зима? (Пришла, украсила, подкралась, занавеси­ла, убаюкала, прикрьиш, закутала.)

2. Зимние забавы.
(Учитель читает стихотворение.)

Зима... И вам, салазки,
Работа настает,
Чуть выпала пороша,
Чуть станет крепче лед!
Зима для деток строит
Ряды алмазных гор,
Зима рисует деткам
На стеклах свой узор...

Зима с детьми играет
И тешится в снежки,
Коньки катает детям
По зеркалу реки...
Зима так любит деток,
Что к ним с собой ведет
И Рождество, и Святки,
Веселый Новый год!
А. Коринфский

Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках.)
Какие вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же или другие игры?
Послушайте, как играли зимой ваши сверстники сто лет тому назад.
(Учитель читает стихотворение.)

На салазках
Заровнял снег ухабы и кочки,
Как по скатерти мчатся салазки!
Разрумянились детские щечки,
Разгорелись веселые глазки!
Что за прелесть кататься зимою –
Снег хрустит, день сияет лучистый,
И далеко несется волною
Детский лепет и смех серебристый!
Ф. Пестряков

Снежная война
«Раз, два, три... Скорей, сестрица,
Снежный ком бери!
Я готов на бой веселый!
Ну же! Раз, два, три!»
Вот она во всем разгаре,
Снежная война...
Оля к брату подступает
-Храбрая она.
Еле Витя успевает
Ядра, пули лить...
Ах, как весело зимою
Со снегом пошалить!
Нужды нет, что больно щиплет
Уши, щеки, нос,
Что шутить не очень любит Дедушка Мороз!
Л. Воронова

-Как вы думаете, почему игры детей одни и те же? (Зима как была сто лет тому назад, так и осталась. И игры останутся такими же и через сто лет.)

VII. Работа над текстом «Зима»
-Прочитайте текст «Зима». (На доске написан текст.)
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.
-Посмотрите, как много «снежных» слов записали мы в тет­ради. Украсьте этими словами текст о зиме, запишите его в тетради.
(Дети работают под музыку П.И. Чайковского.)

VIII. Итог урока
-О каком времени года говорили на уроке?
-Что особенно запомнилось? Спасибо за урок.

Домашнее задание
1. Окружающий мир. Стр. 130-133, подобрать стихи, поговорки о зиме.
2. Русский язык. Выписать несколько предложений о зиме из книг, которые читали.