В своей практической деятельности каждый из нас, преподавателей школ, каждодневно сталкивается с определенными трудностями в многогранном процессе обучения. Одним из них является проверка и оценка знаний учеников.
Проверка знаний это очень тонкое обследование, проведение испытания для выяснения знаний учащихся. Она должна удовлетворять очень многим требованиям. Систематичность, регулярность проверки и контроля, индивидуальный характер проверки, разнообразие ее форм, гуманизм, комплексный подход - вот те из немногих требований, которыми мы должны руководствоваться при ее осуществлении.
Оценка знаний это процесс установления степени усвоения материала, качества и уровня знаний, умений и навыков учащихся. Оценка заканчивается выставлением отметки, обозначающей степень знания ученика в балльной системе. Балл - единица цифровой отметки.
Вы можете подумать о том, что автор учит нас прописным истинам. Бывает в жизни так, что мы иногда путаемся в простейших терминах, определениях. И для ясности, на мой взгляд, такое вступление необходимо.
Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала имеет самое широкое образовательное, воспитательное, развивающее, а значит и государственное значение. Именно по отметкам органы народного образования, мы учителя, родители и ученики судим о своей работе, о работе учительских коллективов, об успеваемости. Оценка и, как ее итог, отметка для большинства самих учащихся являет собой серьезный стимул в учебе, побуждает их к практической оценке своей деятельности и к самосовершенствованию.
Сейчас стало модным в своих статьях ссылаться на зарубежных, американских в основном ученых, психологов, педагогов. Материалов публикуется много, авторы превозносят американскую школу, призывают нас следовать ей как образцовой. К сожалению, я не знаю эту школу изнутри. Хотелось бы. Написать о педагогической системе можно всякое. Главное, какую цель автор ставит перед собой при этом: идеологическую, прагматическую, информационную или политическую. Не могу ни восхищаться американской школой, ни порочить ее. Знаю твердо только одно. Каждый народ имеет свой менталитет. И слепо переносить образовательную систему какого-либо государства в другое глупо и вредно. А вот апробация серьезных научных наработок в образовательном процессе, не меняя в корне существующую систему, постепенное совершенствование образовательных технологий - это голос разума и настоятельная потребность сегодняшнего времени. Только бы не заэкспериментироваться. Эксперимент не должен быть ради эксперимента, в угоду чьей-то диссертации или развала образования.
Главный принцип здесь не навредить. Сколько работаю в школе, столько и внедряем инновации и экспериментируем. А на выходе что?!
По большому счету у нас и своих ученых, педагогов от станка очень много. Талантливых, дерзновенных, самоотверженных, у которых проблемы нашего сегодняшнего образования кровоточащим шрамом пролегают через всю их российскую душу. И они то уж лучше знают, что нужно нашей России, нашему народу.
Психолог Э. Миллоу дал, на мой взгляд, наиболее полную классификацию потребностей человека. По его иерархической лестнице на 1 месте стоят физиологические потребности, а на шестом-потребности в знаниях и понимании осмысливания окружающего. Он утверждает, что большинство людей удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, а в самовыражении и творчестве лишь на 10%.
Тщетно порой призывать ученика к высшим чувствам, к поэтическим побуждениям, когда школьник не способен бывает понять, ни принять на веру то, к чему его призывают. Он идет на поводу эмоциональных переживаний. Им руководят чувства, желания и в жизни основываясь на них он ищет и старается найти оправдания своему поведению. И думаю, что прав профессор Г. Оверстрит, который утверждает, что если человека сначала заставить чего-то страстно пожелать, то можно таким образом завоевать весь мир.
Нынешняя статистика говорит о том, что до 50% школьников вообще не имеют познавательных интересов. Или, как сейчас говорят, они слабо мотивированы. Мы сегодня сталкиваемся с таким положением, когда у школьников процветает инфантилизм, цели у них смутны и неясны и порой они отсутствуют вовсе или низменные. И в этом определенную роль конечно играют СМИ, семья, наша школьная система воспитания, наша действительность.
И вот в этой ситуации на первые позиции выдвигаются такие стимулы как оценка знаний и отметки. Виды и формы проверки и оценки знаний общеизвестны. Они детально разработаны в учебниках педагогики.
В проекте Федерального компонента общеобразовательного стандарта признанным лучшим на Всероссийском конкурсе, авторского коллектива под руководством Е.Литвинова, в разделе образовательной области "Физическая культура", подсистеме: "Основы безопасности жизнедеятельности" раскрывается методика оценки успеваемости по курсу ОБЖ. Эта методика в принципе правильная. Но непонятна по некоторым положениям из-за своей краткости и потому неопределенности. К примеру, как понимать положение, когда авторы рекомендуют выставлять отметку за использование полученных знаний в практической деятельности. Или "итоговая оценка успеваемости по ОБЖ определяется из суммы баллов, полученных учащимися...". Как трактовать "практическую деятельность","сумму баллов"? Авторы не раскрыли систему оценки знаний. По какой же системе мы должны выставлять отметки по пяти- или трехбалльной. Мне кажется, они смешивают понятия отметки и оценки в выражении "Градация положительной оценки ("3","4","5"). В проекте не даны критерии выставления оценочного балла, за что ставятся отметки:"5","4',"3","2","1". А это очень важно для нас преподавателей. И вообще, для разработки таких важных основополагающих документов нужно настоятельно привлекать преподавателей из “окопов”, практиков. Будет больше пользы, и не надо ученым мужам этого стесняться. То, что хорошо в тиши кабинета, порой на практике никуда не годится. К примеру, издательство ACT обратилось ко мне в школу изучить и дать оценку учебникам ОБЖ А.Т.Смирнова для 5-9 классов. Справился. Издательство очень благодарно за это и учло некоторые мои замечания.
Я столкнулся с трудностями в оценивании знаний с первых уроков. Решил кроме учебников по педагогике познакомиться с опытом, разработками по этому вопросу ученых, преподавателей. Пролистал "Народное образование" за год. К моему разочарованию в этом компетентном Российском общественно-педагогическом журнале публикаций на эту тему в прямой постановке печатается на мой взгляд мало.
А трудности были таковы:
- за что выставлять и какую отметку;
- какие вопросы подвергать испытанию;
- приемы, формы и средства контроля, его периодичность;
- как в неделю за 45 минут набрать необходимое количество отметок для выставления объективной итоговой отметки каждому из 25 учеников класса.
Постепенно совершенствуясь у меня сложилась своя система проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В ней воедино сливаются формы проверок устные и письменные, индивидуальный и фронтальный опрос, выставление поурочного балла за работу в целом на уроке. Применяя такие типы уроков как изучения нового, комбинированный урок, практических занятий, закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний и т.д. я использую определенные приемы и формы.
По программе учебного курса для каждого класса мною разработаны тесты и словарь терминов. Тесты помогают осуществлять функции обучающую, информирующую, самоконтроля и, конечно, проверочную. Уважаемый читатель может с ними познакомиться в журналах "ОБЖ". Термины для удобства и доступности сведены в словарь терминов для каждого класса в отдельности по очередности, в которой они встречаются в учебнике. У ученика они всегда под рукой и ему не нужно, если забыл, пролистывать весь учебник, чтобы вспомнить значения и смысл слов. Заучивая определения ученик повышает свой словарный запас и изучает язык общения на уроках ОБЖ.
Тесты или практические задания заложены в мною созданные электронные компьютерные программы: одна – учебно-тренировочная, другая – проверочная по типу ЕГЭ. В ходе проверки домашнего задания два ученика по очереди вызываются к контрольному компьютеру. Они решают конкретные практические задания \обычно их – 7\. Компьютер выставляет им отметки. Два ученика на другом компьютере выполняют задание по словарной работе. Здесь компьютер тоже оценивает и выставляет отметку. Учащиеся, которые сдают мне свои тетради на проверку, работают на четырех компьютерах в учебно-тренировочном центре. Здесь электронная программа составлена так, что позволяет запоминать правильные ответы и тренироваться в выполнении практических заданий и с терминами.
Проверяя тетради, я обращаю внимание на записи, которые сделал ученик на предыдущем уроке при объяснении учителем нового материала и дома при подготовке домашнего задания. Оценивая работу с тетрадью, я тем самым стимулирую ребят к самостоятельной работе.
Однажды мы, преподаватели-организаторы ОБЖ района, присутствовали на открытом уроке в средней школе с. Молоди. Преподаватель Прусак Б.В. интересно построил урок и заслуженно получил высокую оценку присутствующих коллег. На этом уроке было чему поучиться. Выполнение домашних заданий он осуществлял методом тестирования всех учеников класса. Объяснил он этот прием желанием сократить время в пользу объяснения нового объемного материала. На мой взгляд, применение только лишь тестирования на уроках с целью проверки однобоко. Тестирование хорошо интегрировать с другими формами проверки и контроля. Ученик должен учиться вербально излагать свои мысли. Такое же мое мнение и в отношении ЕГЭ. “Попал - не попал, угадал – не угадал” - в оценку знаний мощно внедряется элемент случайности. Нельзя бросаться в крайность и доверять оценку знаний учеников голому тестированию. Это вовсе не объективно. И более того, вынуждает учителей переходить к натаскиванию учеников по тестам, в ущерб разумному подходу к усвоению материала.
Далее в ходе индивидуального и фронтального опроса по вопросам домашнего задания осуществляю сценарий, в котором участвуют все оставшиеся ученики класса. Один или двое работают у доски, другие отвечают на вопросы, поставленные для всего класса. Вопросы для беседы оглашаю все сразу и даю время на обдумывание. При этом не требую, чтобы ученики закрыли учебники и тетради. В ходе ответов разрешаю подсматривать в тетрадь. По поставленному вопросу спрашиваю основного ученика и активно отметками поощряю дополняющих. Как показывает практика, иногда первая попытка бывает не совсем удачной и не является ярким показателем подготовленности ученика. Поэтому оцениваю знания и выставляю отметку за участие во всей беседе.
В конце урока, а к этому школьники приучены, за активную работу на уроке, особенно в ходе объяснения нового материала и его закрепления, выставляю поурочный балл. Таким образом, за урок три четверти класса, а иногда и все ученики, могут получить отметки. Результаты оценки в баллах объявляю в конце урока.
Для памяти в отдельной тетради веду учет отметок каждого ученика по разделам: тесты, термины, текущий материал, за практическую работу, тетради, контрольные и итоговые. Готовя урок, планирую, исходя из этого учета, опросить конкретных учеников по тем разделам, по которым они еще не проверялись.
Такая мобильная система оценивания знаний и навыков дает возможность активизировать работу учеников, как на уроке, так и дома. Причем, к концу четверти у ученика накапливается достаточно отметок для объективной оценки его успеваемости за тот или иной учебный период. Итоговая отметка за четверть выставляется как средняя по итогам текущей успеваемости. А годовая складывается как средняя из четвертных.
Хорошим стимулом в повышении прилежности ребят в работе на уроках и дома служит объективная информация об успеваемости каждого по предмету, даваемая в сравнении друг с другом. В.Шаталов предложил систему открытых перспектив или экран успеваемости. Его добрым опытом я и воспользовался. На каждый класс у меня заведен экран успеваемости по ОБЖ. Он доступен для ознакомления любым учеником в любое время на стенде и школьном сайте. Отметки на экране я рассматриваю как один из морально стимулирующих факторов. И еще одно, что убивает равнодушие к оценке знаний, к отметкам. Это хорошо поставленная информация о критериях оценивания знаний и выставления отметок. Ученик должен четко знать, за что он получит и какую отметку. На стенде в кабинете ОБЖ, есть окно с такими критериями. Кроме такого экрана в кабинете ОБЖ с целью обобщения передового опыта учебы лучших учеников оформляются фото бюллетени. В конце года по итогам экрана учебы победителям в каждом классе вручаю от своего имени небольшую денежную премию. Спросите, откуда деньги. Я Лауреат премии Президента РФ. Вот оттуда вестимо.
Сейчас много споров среди учителей практиков, ученых по вопросу об отношении к неудовлетворительным отметкам. Одни, и среди них В.Шаталов, против их выставления. Другие же считают их составной частью пятибалльной системы. Года два назад нас, победителей конкурса лучших учителей России, Лауреатов премии Президента РФ, Московская педагогическая академия последипломного образования пригласила на научно-практическую конференцию. На ней разгорелась острая дискуссия по отношению к неудовлетворительной отметке. Учитель ОБЖ СОШ №5 Одинцовского района Шувалов В.А. очень активно отстаивал свою трехбалльную систему. Он вообще не ставит двойки. Очень “выгодная” позиция. Главное все довольны: учитель и администрация школы - общий балл успеваемости высокий. И ученики - не надо напрягаться. И родители – отметки хорошие, значит все в порядке. А если провести контрольный срез?!
Несомненно, сама по себе "двойка" может вызвать "аварию" в сознании, явиться стрессором. Особенно тогда, когда родители за эту отметку “стимулятором красят” спину своего чада. Тут важно не перегнуть, не драматизировать, считать "двойку" рядовой текущей отметкой, за которой обязательно последует удача. Да и "двойку" нужно ставить не в сердцах осерчав, а с пониманием, сочувствием и доброжелательно и объективно.
Стоит отметить, что чаще всего наиболее значимым становится не сама отметка, а отношение к ней ребенка и его родителей. Учитель должен помочь ребенку различить отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. А ожидания родителей не должны входить в противоречие с возможностями ребенка. И еще, нужно повысить значение народной мудрости: “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. Одна из особенностей российского менталитета заключается в том, что на протяжении многих лет у нас было принято воспитывать ребенка на критике. И сейчас растет поколение, для которого обучающая роль ошибки свелась к минимуму.
Отметка всегда эмоционально переживаема для ученика и особенно для родителей. В журнале “Школьный психолог” №1-2010 г. Н.Воробьева, Е.Казакова, Е. Кушнир, педагоги-психологи НОУ “Ломоносовской школы” г. Москвы, на мой взгляд очень хорошо дают психологические причины болезненного отклонения родителей к оценке успехов собственных детей. Они называют три главные:
- “негативный опыт школьного оценивания в собственном детстве,
- высокий уровень притязаний и личностная нереализованность родителей,
- иллюзия прямой зависимости профессиональной успешности от успеваемости в школе”.
И здесь мне видится большое поле деятельности школьного психолога с родителями по этому блоку.
И очень важное. Ученик в будущем становится гражданином нашего общества. Он будет трудиться и зарабатывать себе на жизнь своей трудовой деятельностью. Сегодняшняя его отметка это его заработная плата. Хорошо потрудился - получил хорошую “получку”. Тебя ценит твой работодатель. Значит, ты имеешь хороший жизненный уровень и в твоей семье покой и достаток.
Одной из задач курса ОБЖ является подготовка учащихся к противодействию будущим социальным экстремальным ситуациям. Неудовлетворительные оценки позволяют не только предвосхищать жизненные неурядицы, но и формировать готовность достойно встречать неудачи, объективно оценивать обстановку, принимать обоснованные решения, смело и правильно, выходить из неудобных ситуаций. Человек, искусственно отгороженный от трудностей, не наученный стойко переносить невзгоды современной жизни, психологически не готовый к сложностям сегодняшней социальной и экономической обстановки, уверяю вас, на первых же шагах самостоятельного пути надломится. Возможны даже суициды. Так что "неуд" выставленный с умом и тактом, лечит и формирует личность. Этот вывод я сделал на основе своего 30-летнего опыта работы с личным составом в армии. За этот срок службы мне приходилось много размышлять, анализировать, работая с солдатами - вчерашними школьниками. И 16 лет работы в школе это подтверждают. Поэтому, одним из ключевых моментов по отношению к ошибке, как неотъемлемому факту во время учебы, является понимание школьником простой истины, ошибка – не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к совершенствованию и самоизменению.
Отдельные проверяющие, проверяя классные журналы, указывают учителю, что в журнале “много” текущих двоек. Что учитель “ставит” отметки в журнале на уроке после пропущенного учеником урока, “ставит” две двойки подряд, “ставит” двойку первой отметкой в четверти или “выставляет” неудовлетворительную отметку на последнем уроке четверти. Говорят, что преподаватель не знает психологию ребенка, двойка негативно влияет на здоровье ученика и т.д. Думаю, что такой подход к такому, ни каким документом не нормированному положению, неверен. Это есть нечто иное, как вмешательство в методику выбранную учителем. Нельзя судить о работе учителя по отметкам отдельных учеников в журнале. Да и сама трактовка вопроса – “ставит отметку” - в корне неверна. Ученик получает отметку. Согласно Закона РФ “Об образовании” учитель сам выбирает методику. Учитель выбирает и использует на уроках все эффективное, что активно работает на качество образовательного процесса, на развитие школьников и укрепление их здоровья. Теперь конкретно о здоровье ученика и от чего оно зависит. Я бы порекомендовал в этом случае прослушать замечательный курс лекций В.Н.Касаткина “Основы психологии и педагогики здоровья” в педагогическом университете “Первое сентября”.
Более того, на мой взгляд учитель обязан быть объективным и выставлять все отметки в журнал. Если учитель “прощает” неудобные для ученика отметки, он тем самым дает ученикам повод для выпрашивания отметок, надежду на “доброту” учителя. А это сильно расхолаживает ученика.
Для того, чтобы дать ученикам шанс исправиться, повысить свои знания и умения мною во внеурочное время организуются часы для дополнительных занятий и консультаций. Это время активно используют пропустившие по каким-то причинам мои уроки для консультаций, для более тщательной отработки навыков. В такие часы я не практикую выставление отметок или пересдачу. По моему убеждению, это опять же расхолаживает учеников во время уроков. Ученик должен быть четко сориентирован, быть в постоянной готовности на активную работу во время урока и оценку знаний в ходе него.
Прочитав все вышеизложенное, некоторые из вас могут спросить, а как же производится учет индивидуальных особенностей школьника. С этим приходится считаться. Здесь испытываю огромные трудности. Представьте коллектив учеников, в котором более 200 человек. С каждым из ним ты общаешься на уроке 2-3 минуты в неделю. На помощь приходят психолог, социолог, заместитель по воспитательной работе, другие учителя, родители, дети и особенно классные руководители. В отношении последних. Я предлагаю Министру образования сделать их штатными, освободив от часовой нагрузки или сделав ее минимальной. Преподавать и руководить классом - бег за двумя зайцами.
Ну а как же производить оценку практических действий? Что в это понятие вкладывать? Думаю это не только оценка умения пользоваться индивидуальными средствами защиты, умения оказывать первую медицинскую помощь и т.д. В широком смысле это и оценка поведенческой деятельности учащихся. Изучаем инструкции по охране труда, правила поведения в школе, на дорогах, на водоеме. И представьте себе ученик на уроке отвечает на "отлично", а на практике нарушает эти правила. За один урок в неделю выработать привычку быть бдительным, внедрить в это маленькое непоседливое существо формулу безопасного поведения, поверьте, это очень проблематично. Как бы вы поступили в этом случае?
Думаю, что у каждого учителя есть свой опыт проверки и оценки знаний, свои наработки. Мой позволяет мне добиться неплохих результатов в обучении школьников. По итогам последних лет средний балл по курсу ОБЖ в школе составляет 4,11 – 4,16. Наши школьники ежегодно на районных, а в этом году и на региональной олимпиадах по ОБЖ занимают призовые места. Каждый год мы в призерах на районных смотрах строя и песни, на “Зарнице”.
Хотелось бы отметить, что вся система выставления отметок, оценивания знаний должна рассматриваться учениками как объективная, не зависящая от настроения учителя, социального положения родителей учеников. Она должна быть адекватной знаниям. И каждый школьник должен понимать значимость курса ОБЖ в ряду других школьных предметов. Курс ОБЖ должен твердо занимать равное со всеми предметами положение. И учитель не должен "подгонять" отметки по ОБЖ под хорошистов и отличников, под желание администрации или родителей. На этих принципиальных положениях и должны мы стоять. Тогда будет успех в нашем святом деле обучения и воспитания будущего нашего Отечества.