Урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема:   Перестановка и группировка множителей (закрепление).

Цели:

  • обобщить знания об умножении как о математическом действии, закрепить навыки устного и письменного умножения, умения применять перестановку и группировку при устном вычислении, закрепить навыки в решении задач на движение, в решении уравнений.
  • установить межпредметные связи (математика, история), развивать интерес к математике как науке.

Оборудование: план урока (на доске), записи, чертёж, видеопроектор.

Ход урока

1. Организационный момент:

Тема нашего урока «Умножение и его свойства». Но на этом уроке мы поговорим не только о свойствах умножения, но и покажем, что мы знаем об умножении к 4 классу.

2. Закрепление изученного материала:

а) из истории математики

(на экран выводится картины, которые показывают школу 16 века)

Учитель: В 16 веке обучали только мальчиков. Девочки оставались безграмотными. Обучение длилось три года. За три года дети выучивались только считать, складывать и вычитать. Кто хотел продолжить учение, тот сам должен добывать «Считание удобное» (таблица умножения) и изучать его.

«Считание удобное»

Учитель: Итак, «Считание удобное» (умножение) в 16 веке было доступно не каждому. А мы покажем, что знаем об умножении в 21 веке.

б) свойства умножения

Учитель: Какими свойствами обладает действие умножение?

(учитель открывает план на доске после ответов учеников)

  1. 2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4
  2. 6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10
  3. (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7

Ученики:     

  • от перестановки множителей произведение не изменяется;
  • два соседних множителя можно заменить произведением;
  • чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить.

в) устный счёт

Учитель: пользуясь свойствами умножения найдите произведение удобным способом

2 * 17 * 4 * 5 (2 способа)

6 * 12 * 2 * 5 (2 способа)

2 * 18 * 5 * 3 (2 способа)

10 * 15 * 2 *3 (2 способа)

2 * 2 * 3 * 3 * 5 * 5 (2 способа)

Ученики:

17 * 4 = 68    2 * 5 =10  68 * 10 =680

(Применил свойства перестановки и группировки)

и т.д.

Самостоятельная работа:

Учитель: вычислить удобным способом, записав только одни ответы.

7 * 6 * 2 * 5 * 2

7 * 4 * 3 * 25

15 * 3 * 2 * 8

2 * 3 * 5 * 2 * 3 * 5

2 * 5 * 7 * 12

25 * 3 * 4 * 9

(взаимопроверка)

3. Повторение пройденного материала:

а) устный счёт (с фиксированием в тетрадь)

75 * 6      35 * 12

45 * 6      12 * 16

24 * 8      24 * 12

(работа парами)

Учитель: Какими свойствами умножения воспользовались?

Ученики: Умножение суммы на число

Учитель:  Какое умножение по виду мы выполняли?

Ученики: Устный вид умножения.

б) письменное умножение

3800 * 40            3480 * 30

1090 * 700         1720 * 60

Учитель: Покажем, как умеем выполнять письменный вид умножения.

(к доске выходят по одному ученику и выполняют умножение столбиком, остальные дети работают самостоятельно в тетради)

(взаимопроверка)

Учитель: Проверим вычисления на доске.

в) уравнения (взаимосвязь компонентов)

Взаимосвязь.

а * в = с

а = с : в

в = с : а

Учитель: Запишем равенство

  • Неизвестное число умножили на 50, получили 800.
  • 18 увеличили в несколько раз, получили 540.

а * 50 = 800                 18 * х = 540

Учитель: Как называется равенство?

Ученики: Уравнение.

Учитель: Прочитайте с названием компонентов.

(решение и проверка уравнения)

Учитель: С каким действием связано умножение?

Ученики: С делением.

Учитель: Докажите.

Ученики: Компоненты умножения находятся действием деления.

г) Задачи на встречное движение.

Учитель: Какие понятия находятся в такой же зависимости как компоненты при умножении?

Ученики: Понятия «скорость», «время», «расстояние»

Учитель: Докажем.

  • Простые задачи на движение

Учитель: Необходимо составить задачу по таблице.

Скорость

Время

Расстояние

80 км/ч

3 ч

?

Учитель: Составьте обратные задачи

Учитель: Итак, как найти скорость?

  • время?
  • расстояние?

д) Составная задача на движение

Задача № 69

  • самостоятельное чтение

Учитель: Повторить задачу по чертежу.

рис.1

Учитель: Какую величину надо найти?

Ученики: Время встречи.

Учитель: Что для этого необходимо знать?

Ученики: всё расстояние и скорость сближения

Учитель: Есть ли эти величины?

Ученики: нет

Учитель: Что необходимо найти?

Ученики: скорость сближения

(выполняется решение по действиям с объяснениями)

4. Итог урока:

Учитель: Итак, подведём итоги.

Расскажите сами по плану, что мы знаем о действии умножении в 21 веке.

5. План урока

«Считание удобное»

1) Свойства

  • 2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4
  • 6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10
  • (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7

2) Вид

3) Взаимосвязь

  • а * в = с
  • а = с : в
  • в = с : а