Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой неизменяемой частью речи – наречием, дать общие сведения о наречии, представление о лексическом значении и грамматических признаках части речи;
  • развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение рассуждать, анализировать;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету, товарищество.

Оборудование: мини – тесты (варианты ответов записаны на доске, задания в карточках), карточки с текстом для орфографической минутки, памятки о наречии, карточки с заданием для самостоятельной работы на закрепление знаний о наречии, стихотворение С. Островского, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

(приветствие, запись числа в тетради)

II. Орфографическая минутка

Работа в парах у доски: ученик-консультант (ученик выполняет мини-тест, консультант оценивает выполнение теста, в случае затруднения – оказывает помощь).

I пара.

1) Укажи слово без приставки

  1. почитал
  2. портрет
  3. повязка
  4. побелка

2) Укажи слово, при написании которого нужно использовать правило о правописании проверяемой безударной гласной, в корне слова.

  1. для дедушк .
  2. г . ревать
  3. п . льёт
  4. к . ртина

II пара.

1) Укажи слово, в котором пропущен ь.

  1. полноч .
  2. шалаш .
  3. об . ём
  4. мрач . ный

2) Укажи словосочетание, в котором в имени существительном на месте пропуска надо писать безударное окончание - и

  1. встретились в зоопарк .
  2. жить на планет .
  3. рассказ о львёнк .
  4. комната без мебел .

III пара.

1) Укажи слово, в котором на месте пропуска надо писать букву т.

  1. прекрас . ный
  2. чудес . ный
  3. яс . ный
  4. ярос . ный

2) Укажи словосочетание, в котором в окончании имени прилагательного пропущена буква и.

  1. в дремуч . м ельнике
  2. осенн . ю листву
  3. зимн .м вечером
  4. о летн .й прогулке

Остальные учащиеся работают с текстом, в котором допущены орфографические ошибки (какография). Дети исправляют ошибки с обоснованием (текст есть у каждого ученика).

Стаял жаркий денёк. Вдруг патинул ветерок. На бижала синяя тучька. Пошол дождик. Даждевые капли тижело ударяли по трафки, деревям и цвитам.

III. Словарная работа

  1. 1.Ребята, запишите данные слова в тетрадь, выбрав нужный вариант буквы (слова записаны на доске)
    З/с десь, инт е/и ресно, медле н/нн о, пр е/и красно, рад о/а стно, се/и йчас, х о/а рошо
  2. Взаимопроверка (работа в парах) по Словарику. Один учащийся работает у доски.
  3. Краткий фонетический разбор (определение количества слогов, букв, звуков)

IV. Актуализация опорных знаний

– Ребята, задайте к словарным словам вопросы.

– Попытайтесь предположить, какой частью речи являются эти слова?

Выполнение упражнений 1, 2 на стр. 123 учебника «Русский язык» -4 класс (авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. – 2008 год).

V. Сообщение темы, целей урока

Слайд 1

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – наречием, узнаем об основных лексических и грамматических признаках этой части речи.

VI. Формирование новых знаний

1. – Ребята, давайте с вами проведём исследование. Узнаем, на какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает? С какой частью речи связано? В этом нам поможет упражнение №3 стр. 123.

Задание: написать словосочетания с выделенными наречиями, перед наречием в скобках поставить вопрос (работа ведётся на доске с комментированием)

Увёртывается (как?) ловко и т. д.

2. Учащиеся делают вывод на основе поставленных вопросов: На какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает? С какой частью речи связано?

3. Чтение вывода на стр. 124.

4. Наблюдение над лексическим значением наречия.

Первичное чтение текста из упражнения №3 стр. 123 без изменений. Вторичное чтение без наречий.

– Всё ли ясно в предложениях текста, который читали второй раз? (нет)

– Какие сведения мы получаем из предложений текста учебника?

– В чём заключается лексическое значение наречий?

Учащиеся делают вывод: наречие помогает нам сделать нашу речь точной, образной, выразительной, содержательной.

– А сейчас давайте с вами понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по числам, родам, временам, лицам, падежам?

5. Упр. №6,7 стр. 126 (устно)

6. Вывод:

Слайд 2

Учащиеся получают памятку о наречии. Проговаривание по памятке.

– Подумайте, какая часть слова отсутствует в наречии? (окончание)

VII. Физминутка

– Ребята, встаньте, выйдете из-за парт. Выполните мои команды.

Наклоните туловище: вперёд, назад, влево, вправо.
Наклоните голову: вперёд, назад, влево, вправо.
Поднимите руки вверх, вниз, вверх, вниз.

– Молодцы! Садитесь!

– Какую часть речи я использовала для физминутки? (Наречие)

– На какой вопрос отвечали эти наречия? (Куда?)

– Что обозначали? ( Направление действия)

VIII. Первичное закрепление

1. Игра «Подбери наречие» (коллективная работа)

  • Читать –
  • Посмотреть –
  • Встать –
  • Приехать –

(Указать, что обозначает каждое наречие?)

2. Выборочный диктант (с комментированием)

Задание: выбрать из стихотворения С. Островского наречия, поставить вопрос, указать, что они обозначают.

Живи красиво, весело и просто,
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно вперёд иди сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.

(воспитательный момент)

IX. Закрепление

а) Самостоятельная работа.

Задание: 1) подобрать наречия-антонимы; 2) указать, что они обозначают;

  • Грустно –
  • Вверху –
  • Громко –
  • Вперёд –
  • Горячо –

б) Проверка самостоятельной работы (работа в парах: взаимоконтроль)

Слайд 3

в) Графический диктант

Если вы, согласны с моим утверждением, ставьте «+», несогласны «-».

  1. Наречие неизменяемая часть речи.
  2. Наречие связано с глаголом.
  3. Если наречие отвечает на вопросы: как? каким образом?- оно обозначает время действия.
  4. Если наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? – оно обозначает место или направление действия.
  5. Наречие изменяется по родам и числам.
  6. У наречия нет окончания.

г) Проверка диктанта (самоконтроль)

Слайд 4

Учащиеся оценивают свою работу самостоятельно, учитель фиксирует результаты диктанта, подводит итог.

Слайд 5

X. Домашнее задание:

упр. № 4; выучить правило на стр. 124; творческое задание: сочинить четверостишие, употребив наречия.

XI. Итог урока

С какой частью речи познакомились на уроке?

– Что узнали об этой части речи?

– С какой частью речи связано наречие?

– Понравился ли вам урок?