Цели урока:
- познакомить учащихся с новой неизменяемой частью речи – наречием, дать общие сведения о наречии, представление о лексическом значении и грамматических признаках части речи;
- развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение рассуждать, анализировать;
- воспитывать познавательный интерес к предмету, товарищество.
Оборудование: мини – тесты (варианты ответов записаны на доске, задания в карточках), карточки с текстом для орфографической минутки, памятки о наречии, карточки с заданием для самостоятельной работы на закрепление знаний о наречии, стихотворение С. Островского, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие, запись числа в тетради)
II. Орфографическая минутка
Работа в парах у доски: ученик-консультант (ученик выполняет мини-тест, консультант оценивает выполнение теста, в случае затруднения – оказывает помощь).
I пара.
1) Укажи слово без приставки
- почитал
- портрет
- повязка
- побелка
2) Укажи слово, при написании которого нужно использовать правило о правописании проверяемой безударной гласной, в корне слова.
- для дедушк .
- г . ревать
- п . льёт
- к . ртина
II пара.
1) Укажи слово, в котором пропущен ь.
- полноч .
- шалаш .
- об . ём
- мрач . ный
2) Укажи словосочетание, в котором в имени существительном на месте пропуска надо писать безударное окончание - и
- встретились в зоопарк .
- жить на планет .
- рассказ о львёнк .
- комната без мебел .
III пара.
1) Укажи слово, в котором на месте пропуска надо писать букву т.
- прекрас . ный
- чудес . ный
- яс . ный
- ярос . ный
2) Укажи словосочетание, в котором в окончании имени прилагательного пропущена буква и.
- в дремуч . м ельнике
- осенн . ю листву
- зимн .м вечером
- о летн .й прогулке
Остальные учащиеся работают с текстом, в котором допущены орфографические ошибки (какография). Дети исправляют ошибки с обоснованием (текст есть у каждого ученика).
Стаял жаркий денёк. Вдруг патинул ветерок. На бижала синяя тучька. Пошол дождик. Даждевые капли тижело ударяли по трафки, деревям и цвитам.
III. Словарная работа
- 1.Ребята, запишите данные слова в тетрадь, выбрав нужный вариант буквы (слова записаны на доске)
З/с десь, инт е/и ресно, медле н/нн о, пр е/и красно, рад о/а стно, се/и йчас, х о/а рошо - Взаимопроверка (работа в парах) по Словарику. Один учащийся работает у доски.
- Краткий фонетический разбор (определение количества слогов, букв, звуков)
IV. Актуализация опорных знаний
– Ребята, задайте к словарным словам вопросы.
– Попытайтесь предположить, какой частью речи являются эти слова?
Выполнение упражнений 1, 2 на стр. 123 учебника «Русский язык» -4 класс (авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. – 2008 год).
V. Сообщение темы, целей урока
Слайд 1
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – наречием, узнаем об основных лексических и грамматических признаках этой части речи.
VI. Формирование новых знаний
1. – Ребята, давайте с вами проведём исследование. Узнаем, на какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает? С какой частью речи связано? В этом нам поможет упражнение №3 стр. 123.
Задание: написать словосочетания с выделенными наречиями, перед наречием в скобках поставить вопрос (работа ведётся на доске с комментированием)
Увёртывается (как?) ловко и т. д.
2. Учащиеся делают вывод на основе поставленных вопросов: На какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает? С какой частью речи связано?
3. Чтение вывода на стр. 124.
4. Наблюдение над лексическим значением наречия.
Первичное чтение текста из упражнения №3 стр. 123 без изменений. Вторичное чтение без наречий.
– Всё ли ясно в предложениях текста, который читали второй раз? (нет)
– Какие сведения мы получаем из предложений текста учебника?
– В чём заключается лексическое значение наречий?
Учащиеся делают вывод: наречие помогает нам сделать нашу речь точной, образной, выразительной, содержательной.
– А сейчас давайте с вами понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по числам, родам, временам, лицам, падежам?
5. Упр. №6,7 стр. 126 (устно)
6. Вывод:
Слайд 2
Учащиеся получают памятку о наречии. Проговаривание по памятке.
– Подумайте, какая часть слова отсутствует в наречии? (окончание)
VII. Физминутка
– Ребята, встаньте, выйдете из-за парт. Выполните мои команды.
Наклоните туловище: вперёд, назад, влево, вправо.
Наклоните голову: вперёд, назад, влево, вправо.
Поднимите руки вверх, вниз, вверх, вниз.
– Молодцы! Садитесь!
– Какую часть речи я использовала для физминутки? (Наречие)
– На какой вопрос отвечали эти наречия? (Куда?)
– Что обозначали? ( Направление действия)
VIII. Первичное закрепление
1. Игра «Подбери наречие» (коллективная работа)
- Читать –
- Посмотреть –
- Встать –
- Приехать –
(Указать, что обозначает каждое наречие?)
2. Выборочный диктант (с комментированием)
Задание: выбрать из стихотворения С. Островского наречия, поставить вопрос, указать, что они обозначают.
Живи красиво, весело и просто,
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно вперёд иди сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
(воспитательный момент)
IX. Закрепление
а) Самостоятельная работа.
Задание: 1) подобрать наречия-антонимы; 2) указать, что они обозначают;
- Грустно –
- Вверху –
- Громко –
- Вперёд –
- Горячо –
б) Проверка самостоятельной работы (работа в парах: взаимоконтроль)
Слайд 3
в) Графический диктант
Если вы, согласны с моим утверждением, ставьте «+», несогласны «-».
- Наречие неизменяемая часть речи.
- Наречие связано с глаголом.
- Если наречие отвечает на вопросы: как? каким образом?- оно обозначает время действия.
- Если наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? – оно обозначает место или направление действия.
- Наречие изменяется по родам и числам.
- У наречия нет окончания.
г) Проверка диктанта (самоконтроль)
Слайд 4
Учащиеся оценивают свою работу самостоятельно, учитель фиксирует результаты диктанта, подводит итог.
Слайд 5
X. Домашнее задание:
упр. № 4; выучить правило на стр. 124; творческое задание: сочинить четверостишие, употребив наречия.
XI. Итог урока
– С какой частью речи познакомились на уроке?
– Что узнали об этой части речи?
– С какой частью речи связано наречие?
– Понравился ли вам урок?