Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
- Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном; формирование орфографической зоркости.
- Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
- Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Тип урока: повторение и обобщение.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
1) Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
2) Сообщение темы и цели урока. Слайды 2-3.
– Определите тему нашего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
–Так как это последний урок по данной теме, определите для себя учебную задачу. (Ответы детей).
– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.
3) Каллиграфическая минутка. Слайды 4-5.
А) Подготовка руки к письму.
– А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки – в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
Б) Чистописание.
На доске записаны буквосочетания: ый ий ой ая яя ое ее ые ие
– Что можно сказать об этих буквосочетаниях? (Ответы детей).
– Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.
4) Орфографическая минутка. Слайд 6
– Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.
Б... тинки, помощ..., п...лянка, горес…ный, мя...кий, в...юга, в...езд, королевич...
Орфограммы:
- Безударный гласный, проверяемый ударением.
- Безударный гласный, непроверяемый ударением.
- Парный согласный.
- Непроизносимый согласный.
- Разделительный мягкий знак.
- Разделительный твёрдый знак.
- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
– Разделите все слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
II. Операционно-познавательный этап
1) Наблюдение над именем прилагательным. Слайд 7
Работа в группах
– У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете об имени прилагательном.
(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).
Подводится итог, выполненной работы.
2) Физкультминутка. Слайд 8
–Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
3) Закрепление. Слайды 9-12
А) Запись текста
– Прочитайте текст. Понятно о ком говорится в этом тексте? Почему?
– А теперь? (Показать картинку зайца)
– Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
– Дополните текст именами прилагательным, озаглавьте его. Запишите. (Взаимопроверка в парах. Образец на доске).
Б) Определение рода и числа имени прилагательного.
– Как определить число и род имен прилагательных?
Составление алгоритма.
Алгоритм
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
- Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
- Определить род и число имени существительного.
- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
– Определите у имен прилагательных род и число. Проверка в группах.
4) Обобщение. Слайд 13
– Над какой темой мы сегодня с вами работали?
– Используя модель на доске и ваши записи, попробуйте рассказать все то, что вы знаете об имени прилагательном.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Контроль
У каждого ученика лист с тестом.
Тест Слайд 14
-
Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло. -
Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро.
А) -ие;
Б) -ее;
В) -яя. -
Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая. -
Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения. -
Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
Проверка и отметка за тест. Слайд 15
2) Рефлексия Слайды 16-17
А) Чему мы научились на уроке
- Я научился...
- Я понял, что...
- Было трудно...
- Было интересно...
- Хочу похвалить...
Б) Выставление отметок Слайд 18
3) Домашнее задание Слайд 19
4) Итог урока Слайд 20
– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.