Реализация системно-комплексного подхода в вопросах укрепления здоровья детей в условиях детского сада присмотра и оздоровления

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем дошкольном учреждении находятся  часто и длительно болеющие и ослабленные дети.  Это дети с невысоким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы.

В начале учебного года врачом детского сада и старшей медсестрой проводится комплексное обследование детей, на основании которого составляются индивидуальные карты оздоровления на каждого ребенка. Результаты обследования и карты оздоровления доводятся до каждого родителя.

Главной задачей дошкольного учреждения является совместная скоординированная деятельность всех специалистов детского сада – медиков, воспитателей, психолога, учителя – логопеда, воспитателя по оздоровительной работе, музыкального руководителя.

Дети часто и длительно болеющие, как правило, имеют отклонения со стороны нервно-психической сферы (повышенную нервно-рефлекторную возбудимость, астено- неврологические реакции, отставание в психомоторном развитии и др.), что требует не только медицинской, но и психологической коррекции. Кроме того, испытываемые детьми трудности в различных видах деятельности вызывают стойкое ощущение неуспеха, формируется комплекс неполноценности, приводящий к социальной дезадаптации.

Педагог-психолог на основе проведения диагностики нервного и психического состояния, физического развития ребенка  проводит психокоррекционную работу, как индивидуальную, так и групповую; вырабатывает рекомендации для медиков, воспитателей, родителей.

Важным аспектом в работе психолога с педагогами является обучение специальным стратегиям работы с группой детей. Программа занятий строится с учетом требований момента. У детей воспитывается уважительное отношение друг к другу, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство раскрепощения и свободы, активного творчества, с такими детьми гораздо легче проводить коррекцию познавательных и оздоровительных процессов. Ведь ребенок, который верит в себя и видит поддержку и помощь группы, более успешен в решении интеллектуальных и оздоровительных задач.

Медицинский персонал проводит общеукрепляющие и оздоровительные процедуры, выполняют врачебные назначения. В учреждении функционирует физиотерапевтический кабинет, оснащенный современным оборудованием, кабинет массажа. Каждый ребенок получает массаж два раза в год. Для поправки здоровья детей применяются физиотерапевтические процедуры, масляные ингаляции травами и лекарственными препаратами, периодически проводится ультрафиолетовое облучение, аэрация помещений, лечебное полоскание горла; прием кислородного коктейля; групповые помещения снабжены очистителями воздуха с одновременной ионизацией,  т.е. дети принимают ''витамины воздуха''.     

Воспитатели формируют навыки релаксации и психорегуляции, индивидуальную работу по развитию физических качеств, обращают внимание на выработку ребенком активной позиции в отношении собственного здоровья; выполняют рекомендации психолога, воспитателя по оздоровительной работе  по индивидуально-дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению детей; старший воспитатель вырабатывает рекомендации по обеспечению безопасности детей, отрабатывает оптимальный двигательный режим, ведь с одной стороны, ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой – только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, т.е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма;

Физкультурно-оздоровительную работу в детском саду проводит воспитатель по  оздоровительной работе. Основной формой физического воспитания являются физкультурные занятия. Два из них проводятся в зале, одно на прогулке. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа, с использованием нестандартного физкультурного оборудования. Структура физкультурного занятия учитывает специфику коррекционной работы (обязательны упражнения на дыхание, самомассаж, коррекционные упражнения на осанку).

Важной частью физического воспитания является утренняя гимнастика. В структуру утреней гимнастики входят: разминка: оздоровительный бег; расслабление; комплекс общеразвивающих упражнений. В теплое время года зарядка проводится на улице

Огромное значение в оздоровлении детей и физическом воспитании играют и музыкальные занятия. Музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, с помощью музыки регулируются дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозгу при стрессе, а также движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. На музыкальных занятиях много внимания уделяется развитию эмоционального мира детей, созданию психологического комфорта. Чем меньше мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее и благополучнее ребенок себя ощущает. На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительности движений, самый доступный язык в этом – язык музыки.

Оздоровительная направленность образовательного процесса достигается:

  • Комплексом мероприятий, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий образовательного цикла;
  • Наличием действующей адаптивной модели организации образовательного процесса, учитывающей состояние здоровья ребенка и его индивидуально-личностные особенности;
  • Четко выраженной оздоровительной направленностью физкультурных занятий за счет введения таких обязательных компонентов, как дозированность нагрузок, введение релаксационных пауз, создание ситуаций эмоционального  «всплеска», использование специальных оздоровительных  подвижных игр, дыхательных гимнастик;
  • Органичным сочетанием физических упражнений с закаливающими процедурами (ходьба босиком на занятиях, утренней и бодрящей гимнастик, облегченная одежда).

При проведении закаливающих процедур мы учитываем, что закаливание часто и длительно болеющих детей нужно вести с еще большей постепенностью и осторожностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть более индивидуализированы.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые  активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице, ушах, а также пальцах рук. Массаж биологически активных точек старшие дети проводят самостоятельно под руководством, малыши при помощи воспитателей.

Большую роль в закаливании наших детей отводим ходьбе босиком, установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой  дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. (Зарядка, утренняя и бодрящая гимнастика.)

Просты и удобны методы воздушного закаливания, уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Пребывание на  воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у детей хороший аппетит и хороший сон.

Прогулка проводится 2 раза, а летом 3 раза в день, а дневной сон проходит при открытой фрамуге, под тихую музыку.

Не меньшее значение придается организации среды жизнедеятельности детей, стимулирующей созидательную направленность ребенка в отношении собственного здоровья.  Это возможность индивидуальных тренировок (в группах оформлены физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием), сухой бассейн, оборудование для дыхательных упражнений.

Дети много лечатся, много занимаются и, естественно, их психоэмоциональное напряжение нарастает. Необходимо периодически его снимать. Для этого используются: пальчиковая гимнастика и ритмопластика; аутогенные тренировки и ритмическая гимнастика; оздоровительные игры и психотренинги, которые проводят воспитатели и психолог. Известно, что с помощью дыхания можно повысить иммунитет, укрепить органы и восстановить силы, поэтому в детском саду два раза в день проводится дыхательная гимнастика: утром, во время утренней гимнастики, вечером во время бодрящей гимнастики.

Как правило, часто болеющие дети  имеют проблемы с речью. В саду таких детей каждый год 23-25%. С ними занимается учитель-логопед, который в комплексе решает оздоровительные и задачи становления правильной речи. В каждое свое занятие с детьми с нарушениями речи учитель– логопед включает оздоровительные задачи (дыхательную и пальчиковую гимнастики, физкультминутки, релаксационные паузы)

Одна из форм физического развития и оздоровления – питание.

Энергетическая нагрузка, и технология приготовления блюд, и набор продуктов претерпели некоторые изменения, в меню много овощей, фруктов, соков, активно применяются в пище растения-адаптогены (шиповник, боярышник, рябина, и др.)

Употребление соков растений еще один шаг к здоровью. Сокам присуще и общеукрепляющее действие, связанное со стимулирующим влиянием на пищеварение и усвоение пищи. Все растительные соки корректируют кислотно-щелочное равновесие крови, нарушаемое при заболеваниях, неправильном обмене, благодаря преобладанию в них щелочных остатков.  Напитки  «защиты» крайне необходимы для оздоровления часто и длительно болеющих детей.

Работа всего коллектива дошкольного учреждения,: поваров и начхоза, младших воспитателей и воспитателей, служб сопровождения – медиков, психолога и учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по оздоровительной работе приносит свои плоды: дети физически развиты, эмоционально отзывчивы, доброжелательны, в течение последних трех лет заболеваемость постепенно понижается 2007 г. – 21.0; 2008 г. – 18.9; 2009 г. –18.8.

Литература:

  1. «Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в дошкольном учреждении» Т.Л. Богина, кандидат медицинских наук, Центр «Дошкольное детство» А.В. Запорожца, Москва.
  2. «Главное, попасть в точку» С.М. Мартынов, Москва «Просвещение» – АО «Учебная литература». 1996 г.
  3. «Принципы развивающей педагогики оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Москва,  2001 г.
  4. «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановский, Москва,1995 г.
  5. «Физическое воспитание в детском саду» Э.Я. Степаненкова, Москва, 2005 г.