"Мировой океан". Обобщающий урок-путешествие по окружающему миру. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Цель: формировать у учащихся представление о Мировом океане.

Задачи:

  • формировать понятия «океан, море, река, водопад, подземные воды, гейзеры, айсберги, естественные и искусственные водоёмы», закреплять знания о строении реки, обобщить и систематизировать полученные знания по теме, развивать умение работать с картой;
  • развивать мышление (умение сравнивать, классифицировать, обобщать), развивать память, устную речь, коммуникативные умения;
  • воспитывать эстетические чувства восприятия красоты природы, бережное отношение к воде.

Подготовка: дети в группах готовят сообщения по темам: «Моря», «Реки», Озёра», «Подземные воды».

Оборудование: карта полушарий, карта России (демонстрационные и раздаточные), электронная презентация «Мировой океан», карточки со словами «водоём», «океан», «море», «река», «озеро», «подземные воды», «солёные», «пресные», памятка «Оцени работу в группе».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Доброе утро, дети и наши гости! Желаю всем сохранить доброе и бодрое настроение до конца урока.

II. Повторение изученного материала

Учитель. Отгадайте загадку. «Я и туча, и туман, я ручей и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу».

Дети: Вода.

Учитель. Вода – самое удивительное, полное тайн вещество. Давайте вспомним её свойства, и она пригласит нас в путешествие. Я читаю задание, вы работаете в группах, заполняете кроссворд. (Приложение 1).

1. Свойство воды, благодаря которому мы видим то, что находится в воде. (Прозрачность)
2. Состояние воды в природе при температуре ниже 0 градусов. (Твёрдое)
3. На цветках, на траве серебрится на заре. (Роса)
4. Состояние воды, при котором она поднимается вверх. (Газообразное)
5. Свойство воды, способность растворять некоторые вещества. (Растворитель)
6. Живёт в небе, гулять пойдёт, ноги на землю спустит. (Дождь)
7. Состояние воды, в котором вода течёт. (Жидкое)
8. Бел, как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, весной побежал. (Снег)
9.Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывёт. (Облако)

Учитель. Проверка. Назовите состояния воды.

Дети: Твёрдое, газообразное, жидкое.

Учитель. Назовите свойства воды.

Дети: Прозрачность, растворитель.

Учитель. Назовите природные явления, осадки.

Дети: Роса, дождь, снег, облако.

Учитель. Капитаны, оцените работу группы по памятке.

Оцени работу группы.

  • В работе участвовали все (не все). Были активными …
  • Выполнили верно все (не все) задания.

III. Сообщение темы, целей урока

Учитель. Благодаря своим свойствам вода – самое распространённое вещество на Земле. Скажите, где, в чём хранится вода на Земле? (Ответы детей)

Учитель.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

– Как думаете, что будем изучать? (Ответы детей)

Слайд 1. Мировой океан

Учитель. Как думаете, что такое мировой океан? (Ответы детей)

Учитель. Это водная оболочка Земли, которая покрывает большую часть её поверхности – три четверти, или почти 70 %.

Учитель. Отгадайте загадку, назовите самый большой водоём.

На доску прикрепляю карточку со словом «ВОДОЁМ».

Много рек, озёр, морей он в себя вобрал.
Ты подумай и ответь, что за великан? (Океан)

На доску прикрепляю карточку со словом «ОКЕАН».

Учитель. Покажите на карте полушарий и назовите все океаны.

Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие по мировому океану.

Слайд 2. «На свете нет ничего лучше путешествий!» Воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн, хотя сам так нигде и не побывал. Мы не просто путешественники, а ещё учёные – исследователи. Поставим перед собой цели.

Слайд 3. (Дети читают, выбирают подходящие цели, лишние исчезают).

  • Узнать, в чём хранится вода на Земле.
  • Уметь решать задачи в два действия.
  • Узнать виды водоёмов.
  • Развивать технику чтения.
  • Уметь находить водоёмы на карте.
  • Развивать мышление, устную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

IV. Работа по теме урока

Учитель. А теперь – в путь! Закройте глаза, послушайте звуки, определите, куда мы попали.

Звучит музыка моря.

Остановка 1

Учитель. Белые барашки по синему лугу гуляют. (Море и волны)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

На доску прикрепляю карточку со словом «МОРЕ».

Слайд 4.

Сообщение детей первой группы

Море – это часть Мирового океана, отделённая от океана сушей или подводными возвышенностями.
Самое крупное и глубокое море – Филиппинское, в Тихом океане. Его площадь 5 миллионов 726 тысяч квадратных километров, наибольшая глубина 10265 м. Самое маленькое – Мраморное, в Атлантическом океане. Его площадь 12 тысяч квадратных километров. Морями называют и крупные озёра: Каспийское, Аральское, Мёртвое.
Моря, омывающие Россию: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево, Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское, Японское, Охотское, Берингово море.
В океанах можно наблюдать красивое и опасное явление – айсберги. Встречаются айсберги высотой в десятки и сотни метров. Но над водой мы видим небольшую часть, а подводная часть может быть более 400 метров. Крупнейшее в истории мореплавания катастрофа – гибель огромного лайнера «Титаник» в 1912 году произошла в результате столкновения с айсбергом.

Слайд 5.

Учитель. Как вы думаете, какая вода в айсбергах: пресная или соленая?

Дети: Пресная.

Учитель. Откуда в солёных морях пресная вода?

Дети: Громадные льды сползают с материка Антарктиды, с острова Гренландия.

Учитель. Подведем итог. Где побывали? Что узнали? (Ответы детей)

Остановка 2

Учитель. Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)

На доску прикрепляю карточку со словом «РЕКА».

Слайд 6.

Сообщение детей второй группы

Река – это водный поток, текущий в выработанном им русле. Реки бывают горные и равнинные.

Слайд 7. Строение реки.

ИСТОК – начало реки. РУСЛО – углубление в почве, по которому течет река. ПРИТОК – река, впадающая в другую реку. У реки есть БЕРЕГА: правый и левый. УСТЬЕ – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Скажите, на каком берегу стоит мальчик: на левом или на правом? Почему?

Дети: Мальчик стоит на правом берегу реки. Нужно встать по направлению течения реки, с правой стороны будет правый берег, с левой стороны – левый.
На горных реках встречается зрелищное явление: «Речка бежала, с горы упала». (Водопад)

Слайд 8.

Самый высокий водопад в мире – Анхель в Южной Америке. Его высота 1054 метра. В России самый высокий – Илья Муромец на Курильских островах.
Самая длинная река – Нил в Африке, его длина 6671 километр. Слайд 9.
Самая водоносная – Амазонка в Южной Америке, у нее 500 притоков. Слайд10.
В России самые крупные реки – Енисей, Лена, Обь, Волга. Енисей – самая многоводная река. Лена – река в Восточной Сибири, длина 4400 километров. Судоходна. Слайд 11.
Обь – крупная река в Западной Сибири. Длина 3650 километров. Слайд 12.
Волга – самая крупная река в Европе. Имеет 200 притоков, на Волге построены электростанции, судоходна. Слайд 13.

Учитель. Назовите реку, на которой стоит наш город.

Дети: Нейва. Слайд 14.

Учитель. Нейва берёт начало на восточном склоне Среднего Урала, в верховьях имеет ряд озёр и водохранилищ, впадает в реку Ница, а Ница – в Обь. Длина Нейвы 294 км. На реках люди создают искусственные водоёмы – пруды, перегораживая реки плотинами. Большие пруды называют водохранилищами.
– Где побывали? Что нового узнали?

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Остановка 3

Учитель. Стоит корыто, полно воды налито. (Озеро)
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро)

На доску прикрепляю карточку со словом «ОЗЕРО».

Сообщение детей третьей группы

Слайд 15

– Озеро – это впадина на поверхности суши, заполненная водой. Чем отличается река от озера?

Дети: У озера округлая форма, нет правых и левых берегов, вода не течёт, нет истока и устья.

– Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 376 тысяч квадратных километров. Самое соленое озеро – Мертвое море. Почему оно так названо? Да потому что в нем нет живых существ, лишь бактерии. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной части озера вода соленая, так как туда не впадает река.

На доску прикрепляю карточки со словом «СОЛЁНЫЕ», «ПРЕСНЫЕ».

– Самое глубокое озеро – Байкал. Глубина его 1620 метров. Слайд 16.

Учитель. Где побывали? Что узнали?

Остановка 4

Учитель. Мы путешествовали и узнали о воде, которая находится на земле. А как вы думаете, есть ли вода под землей?

Сообщение детей четвертой группы

Под землей скрыты большие запасы воды. В Западной Сибири ученые обнаружили огромный подземный водоем с теплой водой. Он больше Черного и Каспийского морей, вместе взятых. Под пустыней Сахара найдено огромное озеро.

На доску прикрепляю карточку со словами «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ».

В некоторых местах подземная вода, растворив в себе вещества, становится целебной. Особенно много минеральных источников на Кавказе. В Свердловской области самая известная минеральная вода – Обуховская.
Особенно удивительна горячая подземная вода, бьющая фонтанами. Слайд 17.
Гейзер – это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
В нашей стране гейзеры есть на Камчатке. Гейзер «Большой» действует через каждые 20 минут, выбрасывает столб воды на высоту 12 метров. Другой камчатский гейзер «Великан» выбрасывает столб воды на высоту до 30 метров. Его сопровождают оглушительные взрывы. Это повторяется через каждые 5 часов.

V. Обобщение

– Итак, мы выслушали выступления всех групп ученых-исследователей.
Капитаны, оцените работу в группе.
– Надо объединить полученные знания в схему. Я даю каждой группе листок со схемой «Мировой океан», надо вставить пропущенные названия, используя слова на доске. (Приложение 2).

Проверка: Слайд 18.

VI. Домашнее задание

Учитель. Вода – бесценное богатство нашей Земли. Но люди не всегда бережно его используют. Учёные подсчитали, что каждый год в водоёмы всего мира попадает столько вредных отходов, что ими можно было бы заполнить 10.000 товарных поездов. За год в море выливается от полутора до двух с половиной миллионов тонн нефти. Это приводит к загрязнению воды и гибели животных. Кроме загрязнения, люди часто нерационально используют очищенную воду: не закрывают кран, принимают ванны вместо душа и т.д.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте плакат, посвящённый охране воды.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Достигли мы целей путешествия?
– Капитаны, оцените работу в группе.
– Продолжите, пожалуйста, предложение. Слайд 19.

  • На уроке меня порадовало (огорчило) …
  • На уроке мне было интересно (скучно, трудно) …
  • Я узнал …, научился …

– Встаньте, пожалуйста, те, кто уходит с урока с хорошим, солнечным настроением, …кто – с переменным …, а кто – с пасмурным.

Литература:

  • Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.
  • Дмитриева И.Г., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 2 кл. – М.: Просвещение, 2006.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.