Урок обобщения по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 7


Цель: систематизировать знания о деепричастии, развивать умения конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, вспомнить правила дорожного движения.

Оборудование и материалы к уроку: демонстрационные таблицы по теме "Деепричастие", листы с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки, плакаты с правилами дорожного движения.

Ход урока (слайд 1)

Презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

2. Фронтальный опрос.

А) Сделать морфемный и словообразовательный разборы деепричастий у доски (2 ученика)

Не осмотревшись - осмотреться (суффиксальный); не реагируя - реагируют (суффиксальный).

Б) Опрос теоретического материала:

- что такое деепричастие? - как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? - что называется причастным оборотом? - какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? - расскажите о знаках препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

В) Образуйте деепричастия от глаголов (устно)

Баловать - балуя Находиться - находясь. Переходить - переходя?. Отреагировать - отреагировав

Г) Проверка отвечающих у доски. Составление предложений с этими деепричастиями,

Не переходи улицу, не осмотревшись по сторонам. Мальчик шел через дорогу, не реагируя на сигнал светофора.

3. Работа в тетради. Запись числа и темы урока.

А) Слово учителя о правописании "Не с деепричастиями". Ребята, нужно вспомнить орфограмму, связанную с правописанием деепричастий. Посмотрите на экран. Что это за правило? (Правописание "не" с деепричастиями) Перепишите, раскрывая скобки. (слайд 2)

(Не) зная правил, (не) чувствуя опасности, идти (не) спеша, (не) домогая от усталости, (не) обращая внимания, (не) отрегулировав тормоза, (не) годуя из-за пробки на дороге.

Проверьте написанное по образцу. (слайд 3)

(Сделаем вывод о правописании "не с деепричастиями").

Б) Сделать устно пунктуационный разбор предложения (оно записано на доске). (слайд 4)

И шествуя важно в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Знаки препинания не расставлены).

В) Слово учителя.

Немало люди ездили по свету,
Меняя лишь колёса у телег.
Явился век XX на планету,
И сел в автомобили человек.
Теперь нас называют пешеходы.
Одни запреты ждут нас на пути.
Спешим скорей укрыться в переходы,
Лишь там спасенье можем мы найти.

Г) Записать предложение (1 ученик у доски, остальные в тетрадях) и сделать полный синтаксический разбор.

Выполняя правила дорожного движения, мы заботимся о своем здоровье и долголетии. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

Д) А какие правила дорожного движения вы знаете? А всегда ли вы выполняете эти правила? (Обратиться к плакатам с правилами дорожного движения) (слайды 5-10)

4. Развлекательная пауза. Слово учителю

У Григория Остера есть книга "Вредные советы". Как вы думаете, зачем даются вредные советы? Послушайте меня внимательно и ответьте, прав ли автор, давая такие советы?

***

Если дома стало скучно,
Не с кем в салки поиграть,
Ты беги скорей к дороге -
Взрослым нервы потрепать.
Можно очень интересно своё время провести,
Бегая, как заяц в поле, и
Пугая всех шоферов -
Пусть в психушку попадут.

***

Если ты идешь с корзиной,
Собирать грибы собрался,
Смело действуй и с дороги
Не сворачивай нигде.
Ведь машина не на рельсах
И шофер не камикадзе,
Нервы у него похуже,
Он свернет, конечно, в лес.

***

А на рельсах под трамваем
Не бывали вы ни разу!
Жаль - вы много потеряли,
Развлеченье высший класс!
Посмотреть, как разлетятся
Ваши ноги по дороге,
Ваши руки, голова -
И не будет больше вас.

***

Можно также на подножке
Прокатиться к остановке,
Уцепиться сзади можно,
За машиной побежав,
А потом пролезть по крыше
Надоевшей вам машины
И большой язык шофёру,
Просто так вот показать!

***

А еще по льду кататься
На проезжей части можно
И на роликах, на скейте, на ледянках и т.д.
Посмотреть потом на лица
Перепуганных шоферов
Это ж здорово, что дяди побелели, как стена.

Конечно, слушать это всё весело. Но прав ли автор? Этим советам ни в коем случае нельзя внимать, следовать. Какие правила дорожного движения перевернуты в этих строчках с ног на голову? (выслушать мнение детей).

5. Запись предложения. (слайд 11)

Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать, Ты должен правила движенья Всегда и всюду соблюдать.

(Найдите деепричастие, определите вид, объясните знаки препинания).

6. Исправление грамматических ошибок в предложениях: (слайд 12)

Ребята, в русском языке тоже есть правила построения предложений. У вас на партах лежат листы с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки. Постарайтесь исправить ошибки и записать в исправленном виде в тетрадь.

а) Вася, выбежав на дорогу за мячом, и был задержан инспектором ГИБДД.

б) Подходя к светофору, загорелся красный свет.

в) Сережа обещал маме исправиться, расстроившись из-за его шалости.

г) Мы, обходя автобус спереди.

Какое правило нужно учитывать, используя деепричастия в предложениях? - Деепричастие без сказуемого не употребляется. - Деепричастие и глагол нельзя связывать с помощью союза И. - Деепричастие связано со сказуемым вопросом.

Проверка (слайд 13)

7. Занимательная лингвистика. (слайд 14)

Переходя улицу на красный цвет, рискуешь попрощаться с белым. - Какой фразеологизм спрятан в этом предложении? (Белый свет - жизнь)

8. Итог урока.

- Что сегодня на уроке мы с вами вспомнили? - Что было интересного на сегодняшнем уроке?

9. Домашняя работа (по выбору) (слайд 15)

1) упражнение по учебнику (учитель сам выбирает),

2) составить 5 предложений, используя деепричастия на тему "Пешеходы и водители",

3) По картине С.Григорьева "Вратарь" составить несколько предложений с деепричастными оборотами.

(Я предложила только те моменты повторения материала, которые считала нужным закрепить еще раз со своими учениками. Каждый преподаватель может выбрать что-то для себя. Но напомнить детям о правилах дорожного движения никогда не будет лишним, тем более в наше время ).