Цели.
- Обучающая
Задачи:
- показать межпредметную связь информатики с математикой;
- совершенствовать навыки грамотного использования технологии обработки числовой информации в среде Ms’Excel;
- развивать умения оперировать математическими знаково-символическими средствами;
- устанавливать взаимосвязь полученной информации при переходе от одной формы представления к другой.
Оборудование: компьютерный класс; мультимедийный проектор, раздаточный материал по теме “Тригонометрические функции” в электронном и печатном виде.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.
- Этап проверки понимания и закрепления нового материала учащимися.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Рефлексия.
Видеоклипы можно посмотреть, связавшись с автором статьи.
Ход урока
1. Организационный этап
Начало урока. Постановка целей урока учащимися по следующему плану:
Обучающая (Что я хотел бы в конце урока знать)
Развивающая (Что я хотел бы в результате изучения данной темы у себя
развить).
Воспитывающая (Что я хотел бы в результате изучения данной темы в себе
воспитать)
2. Вступительное слово
Построение тригонометрических функций вида: у = m sin kx, y = m cos kx, y = m tg kx, y = m ctg kx подразумевает сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций. Использование инструментов Ms’Excel.
Мы на примерах построим графики функций вида:
- у = m f (x);
- у = f k (x);
- у = m f k (x);
- у = m f (x – n).
3. Пример I
Построение графика функции у = – 3 cos х (у = m f (x))
Построение: построим одну полуволну графика функции y = cos x. Для этого сформируем таблицу на Рабочем листе. Теперь осуществим растяжение полученного графика от оси ОХ с коэффициентом 3 путем копирования формул и ввода нового коэффициента, а затем преобразование симметрии относительно оси ОХ. В результате мы получим график функции у = – 3 cos х.
Самостоятельная работа: раздаточный материал в 3-х вариантах. Образец выполнения в видео файле PR_1.
- у = – 2 cos х.
- у = – 4 cos х.
- у = – 1/2 cos х
Пример II
Построение графика функции у = cos 2х.
Построение: построим одну полуволну графика функции y = cos x. Формируем таблицу на Рабочем листе. Осуществим ее сжатие к оси ОУ с коэффициентом 2. В результате мы получим график функции у = cos 2х.
Самостоятельная работа: раздаточный материал в 3-х вариантах.
- у = cos 3 х.
- у = cos 4 х.
- у = cos 1/2х
Пример III
Построение графика функции у = – 3 cos 2х.
Построение: построим одну полуволну графика функции y = cos x. Формируем таблицу на Рабочем листе. Осуществим ее сжатие к оси ОУ с коэффициентом 2, получим график функции у = cos 2х. Теперь осуществим растяжение полученного графика от оси ОХ с коэффициентом 3, а затем преобразование симметрии относительно оси ОХ. В результате мы получим график функции у = – 3 cos 2 х.
Самостоятельная работа: раздаточный материал в 3-х вариантах.
- у = -2 cos 3 х.
- у = – 4 cos 4 х.
- у = – 1/2 cos 1/2 х
Пример IV
Построение графика функции у = 3 sin( x/4 – π/8).
Первый способ построения.
Построение: преобразуем у = 3 sin( x/4 – π /8).
Имеем у = 3 sin(1/4( x – π /2).
Построение графика выполним в несколько этапов.
1) Осуществим параллельный перенос системы координат, выбрав началом координат новой системы точку О(π /2;0). В системе Х’У’ нам нужно построить график функции у’ = 3 sin1/4 x’.
2) строим график функции у’ = sin x’
3) Выполним сжатие графика к оси ОУ’ с коэффициентом 1/4, получим график функции у’ = sin1/4 x’.
4) Выполним растяжение графика у’ = sin1/4 x’ от оси ОХ’ с коэффициентом 3, получим график функции у = 3 sin( x/4 – π /8).
Второй способ построения.
Найдем значения х, при которых заданная функция обращается в нуль, и значения, при которых она принимает наибольшее и наименьшее значения. Далее график построим по точкам.
Пример V
Построение графика функции у = 2 sin (3x + π /3).
3x = – π /3 + π k, k принадлежит целым.
Решение: Решим сначала уравнение 2 sin( 3x + π /3) = 0. Имеем 3x + π / 3 = пk,
k принадлежит целым.
x = – π /9 + πk/3, k принадлежит целым.
Зададим параметру k два значения: 0 и 1.
При k = 0, х = – π /9.
При k = 1, х = 2π /9.
Значит, точки А(-π /9; 0) и В(2π /9; 0) служат концами одной полуволны искомой синусоиды. Далее, серединой отрезка [-π /9;2π /9] является точка π/18, в которой функция 2 sin( 3x + π/3) принимает максимальное значение, равное 2. Значит, С(π /18; 2) – точка максимума. Отмечаем на координатной плоскости точки А(-π /9; 0) и В(2π /9; 0), С(π /18; 2) и строим полуволну искомого графика.
Строим график функции у = 2 sin( 3x + π/3).
4. Информирование учащихся о домашнем задании
5. Рефлексия
Обучающая (Что я узнал в течение урока).
Развивающая (Что я в результате изучения данной темы у себя развил).
Воспитывающая (Что я в результате изучения данной темы в себе воспитал).