Классный час "Кубань – моя, степная дочь России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 4


Цели и задачи классного часа:

  • воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать свое отечество;
  • формирование у детей уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
  • укрепление единства и дружбы народов, проживающих на территории Краснодарского края;
  • мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование:

для учителя: мультимедиа, мультимедийная презентация, “лента времени”, карточки для групповой работы;

для учащихся: учебное пособие “Введение в историю Кубани”, цветные карандаши, альбомный лист.

Используемая литература:

  1. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. Учебное пособие для учащихся 4 класса. Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 1999. – 28 с.
  2. Хачатурова Е.А., Корсакова Н.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4-х и 5-х классов. Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005. - 72 с.
  3. www. krasnodar. interqrad.ru – краснодарский край как регион России: история, ресурсы, экономика, население, государственные учреждения, наука и образование, культура и искусство, карта края.

I. Организационный момент.

Учитель: Наш классный час я хочу начать стихами Виталия Бакалдина:

Хороша земля у нас на диво,
Это наши степи, наши нивы,
Нет, друзья, для нас судьбы счастливей,
Чем трудиться на земле. (В. Бакалдин)

II. Сообщение целей и задачи классного часа.

Учитель: Сегодня тема нашего классного класса “Кубань – моя, степная дочь России”. Мы отправимся в путешествие по “ленте времени” и вспомним тех, кто дал нам возможность учиться и трудится сегодня на кубанской земле.

III. Переселение черноморских казаков.

Учитель: Посмотрите на “ленту времени”. Какие исторические события выделены на ней? (1792 год – черноморские казаки получили грамоту от Екатерины II о пожаловании земли)

Учитель: Почему Екатерина II пожаловала земли черноморским казакам? (За заслуги перед Отечеством)

Учитель: Давайте представим, как это было. Для каждой группы подготовлена карточка с заданием. Внимательно прочитайте её и подготовьте ответ.

На подготовку отводиться три минуты.

Работа по группам

1 группа. Представьте себя одними из участников переселения казаков на Кубань и от их имени поделитесь “воспоминаниями” со своими товарищами.

2 группа. Рассмотрите карту, проследите путь казаков от берегов Днестра на Кубань.

Предполагаемый ответ учащихся: Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 году на берегу Тамани. Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, двигаясь посуху, подошел к Ейскому укреплению. Они дошли до берегов Кубани.

3 группа. Найдите на карте место основания Екатеринодарской крепости. Вспомните дату основания г. Екатеринодара. Определите по карте, какие народы издавна жили на землях Кубани.

Предполагаемый ответ учащихся: Казаки подошли к берегу Кубани. Здесь, в урочище Карасунский Кут казаки заложили крепость. С нее начался город Екатеринодар. Сюда привезли пожитки, оружие и походную церковь. Уже более 200 лет на кубанской земле рядом живут адыги и казаки. Сегодня здесь находиться Краснодарский край и Адыгея. Народы краснодарского края и Адыгеи связаны общей исторической судьбой и крепкой дружбой.

4 группа. По приданию, войсковой атаман З. Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!”. Почему З. Чепега остановил свой выбор Карасунском Куте?

Предполагаемый ответ учащихся: Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в неё Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. С юга и запада его защищала Кубань, с востока Карасун. К тому же Кут находился примерно в центре пограничной линии.

Учитель: С первых дней своего существования Екатеринодар являлся военно-административным центром. Военная и административная функции являлись главным смыслом существования Екатеринодара как города и определяли образ жизни его обитателей. Также важнейшей функцией города являлась экономическая. Он стал центром ярмарочной торговли. Уже в 1794 году в нем действовали четыре ежегодные ярмарки: Благовещенская, Троицкая, Преображенская, Покровская. В 1795 году был построен цех сапожников. В 1903 года по инициативе К.В. Россинского была открыта школа, которая через год стала войсковым училищем. В 1847 году в городе имелось три кирпичных завода.

Вот так интенсивно развивался наш город. Но давайте обратимся к “ленте времени”. Какое еще событие выделено в истории нашей Кубани? (1941 год – Великая отечественная война)

IV. Кубань в годы Великой Отечественной войны.

Учитель:

Душа и Вера им Отчизна.
Мир предков их так воспитал.
Казак России – символ Жизни,
И враг чтоб Землю не топтал! (Алексей Отрожко)

Учитель: В каком году пришла война на земли Кубани? (В июле 1942 г.)

Учитель: Какие регулярные части были созданы на территории Краснодарского края?

Предполагаемый ответ учащихся: К июлю 1942 г., когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Из добровольцев было создано более 90 истребительных батальонов и три казачьих соединения – 50-я отдельная кавалерийская дивизия, 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский корпус и Краснодарская пластунская дивизия.

Учитель: На сколько далеко гитлеровским войскам удалось продвинутся в глубь территории Краснодарского края?

(В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающие к ним районы)

Учитель: Кем хотели казаться оккупанты? (Оккупанты, пытались представить себя в роли “освободителей” казачества и кавказских народов.)

Учитель: А кем же на самом деле оказались оккупанты? (Гитлеровцы замучили и убили шестьдесят одну тысячу кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, впервые были применены душегубки.

Учитель: Какая битва сыграла решающую роль в освобождении Северного Кавказа? (Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110-километровой “Голубой линии”)

Учитель: В каком году освободили Кубань от фашистских захватчиков. (1943 год стал годом освобождения Кубани от фашистских захватчиков.

Учитель: ВОВ закончилась. Начались восстановительные работы. Трудолюбие, отзывчивость и патриотизм – качества, пронесенные казаками через века и эти качества особенно важны сегодня. Именно сегодняшнему поколению молодых кубанцев предоставлена историческая возможность создать новую современную Россию.

VI. Зимняя олимпиада в 2014 году.

Учитель: Ребята обратите внимание на “ленту времени”, какая дата выделена на ней? (2014 год)

Учитель: - Какое историческое событие будет в 2014 году для Кубани и России? (зимняя олимпиада в городе Сочи)

Творческое задание

Учитель: Давайте каждая группа нарисует символ этой олимпиады! (Каждая группа представляет свой символ)

VI. Итог урока

- Какие исторические события мы вспомнили?

- Вот, ребята, мы вернулись в наше время. Я уверена, что Кубань стала вам ещё дороже и милее, потому что на каждом уроке о родном крае мы узнаем много нового и интересного. Хочу закончить наш урок словами Александра Николаевича Ткачева: “Кубань – наша малая Родина, которой нельзя не гордиться. Она славиться своими людьми, которые, осваивали и защищали эту землю и сегодня делают все, чтобы она по праву называлась жемчужиной России. Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!” .