Цели: формировать духовно и нравственно развитую личность.
Задачи.
- Научить детей выделять нравственную сторону поступков.
- Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
- Дать понятие о значении добра для гармонии и счастья.
Наглядность: плакат “Дерево волшебных слов”, картинки по теме занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята. На нашем занятии присутствуют гости, родители, старшеклассники. Давайте поприветствуем их (дети кивают головой).
II. Постановка темы и цели урока.
Тема нашего занятия “Добрые и недобрые дела”. На этом занятии будем учиться выделять нравственную сторону поступков. Рассмотрим разные ситуации, вы услышите отрывки из художественных произведений, различные стихи. Бывшие мои ученики, а сейчас ученики 5д класса покажут вам инсценировку рассказа. И все вместе мы сделаем выводы: где добро или зло, где добрые и недобрые дела.
III. Актуализация знаний.
1. Повторение.
Ребята сегодня у нас занятие необычное. Мы отправимся в путешествие в Страну Добрых дел и поступков. (Звучит музыка)
За чистым, чистым полем. За дремучим лесом, за шумным морем, за глубоким океаном лежит Страна Добрых дел и поступков. Но попасть может тот, у кого есть волшебный цветок Цветик – семицветик и кто знает волшебные слова. А как называется произведение, где присутствует этот цветок? А кто написал это произведение (Валентин Петрович Катаев). А кто помнит волшебные слова? Давайте возьмёмся за руки все вместе скажем хором волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы попали в Страну Добрых дел и поступков. Вот мы и попали в Страну Добрых дел и поступков на остров Волшебных слов.
А растёт там дерево Волшебных слов. Только вот слова волшебные дерево потеряло, давайте найдём эти слова, для этого нужно вспомнить, какие волшебные слова вы знаете. (Доброе утро, здравствуйте, до свидания, приятного аппетита и т.д.). Молодцы справились.
2. Физминутка.
А теперь отправляемся в город “Добрые мысли, добрые чувства”.
Давайте возьмёмся за руки и скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы мы попали в город “Добрых мыслей, добрых чувств”.
Жители этого города дарят вам игру “Добрые мысли, добрые чувства”. (Психогимнастика)
Нужно молча, только глазами выразить друг другу добрые пожелания. Играем в парах. Начали передавать добрые пожелания.
Вопросы:
- А какие пожелания вы передавали? (Добро, любовь, счастье)
- Это был поступок?
- Какие появились ощущения после поступка? (Стало очень хорошо и уютно)
- Передайте словами свои ощущения. (Радость, счастье)
- Понравилась игра?
Отправляемся дальше в наше путешествие, в королевство “Добрых Дел”.
Давайте возьмёмся за руки и скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы попали в королевство “Добрых Дел”. А встречает нас король со своими дочерьми (Под музыку входят ученики 5 класса)
IV. Работа по теме занятия.
- Здравствуйте ребята (говорит король). Мы покажем вам инсценировку рассказа Льва Каминского “Чья помощь лучше?”
1. Инсценировка рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше?”
Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина, Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
Сегодня я прошёл по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы будете мне помогать? Старшая дочь Алина сказала:
– Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку “Всё могут короли”. С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку.
– А я лучше включу телевизор, – сказала средняя сестра Полина, – там будут показывать передачу “В гостях у сказки”. Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
– А ты что включишь? – спросил отец младшую дочь.
– Я включу пылесос, ответила Эвелина, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник, вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы вместе сядем, и будем смотреть телевизор.
– Ну, что же, – сказал король, – теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопросы:
- Понравился вам рассказ?
– Отчего король пришёл в ужас?
– Что он решил сделать?
– О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
– Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми?
Вывод: помогай родителям по дому.
Давайте поблагодарим наших артистов и скажем им спасибо.
2. Беседа о добрых делах дома.
Вопросы:
- Ребята, а какие добрые дела вы делаете дома? (Дети дают ответы.)
- Молодцы.
- Только ли дома необходимо совершать добрые дела?
- А сейчас познакомимся с несколькими ситуациями и проанализируем их.
3. Анализ ситуаций.
Чтение учителем стихотворения О. Григорьева.
Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: “Кто бы помог?”
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
– Вам не помочь донести мешок?
– Снять помогите! – сказал старичок.
Вопросы:
– Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?
– Как вы расцениваете данную ситуацию?
Вывод: Всякая помощь хороша вовремя.
Молодцы.
4. Рассмотрение ситуации в автобусе.
А теперь рассмотрим следующую ситуацию, слушайте внимательно.
Вы с родителями едете в автобусе и видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина.
Вопросы :
- Как вы оцените эту ситуацию?
- Что должен сделать сидящий мальчик?
- Что должны сделать мы? (Дети дают ответы)
Вывод: с почтением относитесь к старшим.
Молодцы.
Пришло время оздоровительной минутки.
5. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. И в нашей Стране Добрых дел и поступков тоже есть солнце.
Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)
Ребята, а школа наша тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.
7. Беседа о правилах поведения на перемене.
Но, оказывается, есть такие ученики, которые, часто на переменах ведут себя некрасиво: бегают, кричат, толкают друг друга, но на переменах нельзя создавать неудобства для окружающих. Давайте послушаем стихотворение Б. Заходера “Перемена”. И поговорим о правилах поведения в школе. Прочитают нам его наши одноклассники Лена и Олег.
“Перемена, перемена!”-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,–
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс поплёлся снова,
Бедный! Нет лица на нём!
Ничего, – вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!
Вопросы:
– Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?
– Как нужно выходить на перемену?
– Как ведёт себя Вова на перемене?
– Расскажите, как нужно вести себя на перемене.
- А как нельзя? (Дети дают ответы)
- А как вы ведёте себя на перемене?
- Всегда ли хорошо? (Дети дают ответы)
Я ещё раз хочу вам прочитать правила поведения на переменах.
Мы повесим его в классном уголке, чтобы не забывать об этом. Потому что плохое поведение мешает окружающим, т.к. школа- это источник тепла, радости, добра.
На этом наше путешествие подходит к концу. Но цветик – семицветик не прощается с вами. Мы с ним будем путешествовать и на следующих занятиях. И приготовил вам домашнее задание.
V. Домашнее задание.
Прочитать с родителями памятку добрых дел и добрых слов.
Памятка
1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
На следующем занятии рассказать о своих добрых делах и поступках. И не просто расскажите. А сделаете своими руками, с помощью родителей “Цветок добрых дел и поступков”. В центре наклеите свою фотографию, а на лепесточках напишите свои первые добрые дела и поступки. В конце четверти, на общешкольном празднике “Посвящение в первоклассники”, все классы представят свои цветы “Добрых дел и поступков”, на общешкольной выставке.
На этом наше занятие подходит концу.
VI. Итог.
Вопросы:
- Что было интересное на уроке?
- Что нового узнали?
VII. Вывод. Пожелание учителя детям.
В конце нашего занятия я хочу вам подарить добрые слова.
Ребята, творите добрые дела, дарите радость людям и вам будет легко и радостно жить, уважайте своих родителей, учителей, с почтением относитесь к старшим, не обижайте младших.