Проблемно-эвристический урок по теме "Вода на планете Земля"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • формировать знания о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое;
  • контролировать усвоение знаний учащимися;
  • приблизить детей к пониманию научной картины мира;
  • развивать ценностное отношение к природе, понимание её уникальности;
  • мотивировать действия детей на целенаправленную экспериментальную деятельность – утверждение или отрицание выдвинутой гипотезы.

Проблемный вопрос: обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы: «Изменяется ли количество воды на планете?»

Необходимое оборудование и материалы для урока:

ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация. На двери компьютерного класса таблички: «Тихо! Идёт исследование!», «Научная лаборатория»;
лабораторное оборудование: штатив, две тарелки, стекло, спиртовка, вещество для опыта: вода, лёд, кусковой сахар, комочки земли;
стаканы с водой по количеству детей, глобус с внутренней подсветкой; карточки для самостоятельной работы: «Круговорот воды в природе; «Три состояния воды», «Свойства воды»;
иллюстрации с изображением водных стихий, с изображением планеты Земля (вид из Космоса); речевые карточки, ручки, простые карандаши, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов (опора на зрительный анализатор);
  • подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью повышения мотивации, активизации познавательных способностей школьников, имеющих  нарушения функций слухового анализатора.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: (далее У.) Здравствуйте, дорогие ребята. Наша научная лаборатория вновь открыла двери. Сегодня мы проведём ещё одно исследование – определим, изменяется ли количество воды на нашей планете Земля. Вы готовы к сотрудничеству?
Д. Да!

Вниманию учащихся представляется глобус с внутренней подсветкой.

У. Что это?
Дети: (далее Д.) Это глобус. Это модель земли. Это наша планета.
У. Какого цвета больше?
Д. Голубого цвета.
У. Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Обратите внимание, наша планета голубая-голубая. Почему, как вы думаете?

Учащиеся рассматривают иллюстрации нашей планеты, выполненные из Космоса.

Д. Потому что воды на планете Земля больше, чем суши. Голубой цвет – это водное пространство.

II. Введение в тему

У. Послушайте загадку (слайд 2)
Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (Капелька).
У. Сегодня я расскажу вам удивительную историю, которая приключилась с Капелькой. Посмотрите, пожалуйста, где живёт Капелька (слайд 3).
Д. Капелька живёт в океане, в море, в озере, в водопаде, в реке, в облаке.
У. Капелька живёт в туче, в тумане, в луже, и даже в водопроводном кране, т.е. там, где есть вода, верно? Вы согласны со мной?
Д. Да!
У. С маленькой Капелькой мы совершим путешествие – «Круговорот воды на земле», при этом постараемся выяснить, изменяется ли количество воды на земле?

Дети считывают информацию с экрана «Круговорот – обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью» (слайд 4).

У. Круговороту, или по-другому можно сказать влагообороту, мы посвятим наше исследование. Что мы должны определить? Какую проблему будем решать?
Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.
Д. Изменяется ли количество воды на нашей планете Земля? (Слайд 5).
У. Итак, проблема, которую мы постараемся решить, есть. А что мы будем исследовать? Каков предмет исследования? (Слайд 5).
Д. Вода.
У. Давайте выдвинем предположение: больше становится воды, меньше или количество воды остаётся неизменным? (Слайд 5).
1) Да, изменяется (воды становится больше или меньше);
2) Нет, не изменяется.
Ну что ж, отправляемся вслед за Капелькой. Думаю, вам будет интересно проследить её путь, а он не простой, и в этом вы убедитесь сегодня. Итак, тема нашего урока «Вода на планете Земля» (Слайд 6).

III. Повторение изученного материала (слайды 7-10)

Закрепление познавательной задачи через инсценирование стихотворения.

Ребёнок-ведущий. Спросил на днях малыш-сосед у Капельки из крана:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. Я здесь из океана!
Ребёнок-ведущий. Потом малыш гулял в лесу, увидел Капельку-Росу.
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Спросил Росу.
Ребёнок-Капелька. Я, с облака упала!
Ребёнок-ведущий. На поле лёг туман седой, малыш увидел Капельку в тумане:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. А это мой секрет.
У. Думаю, что секрет Капельки вы сегодня разгадаете, это будет не сложно. Ребята, вода в природе встречается в разных состояниях. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, в каких состояниях встречается вода в природе?
Д. Вода в природе бывает в жидком состоянии (слайд 7).
У. Посмотрите, молекулы воды – это маленькие-маленькие частицы, они находятся в движении. Когда падает с гор вода – это явление называется водопадом.

Учащиеся считывают слово «Водопад» с карточки.

У. Ещё, в каких состояниях бывает вода?
Д.Вода бывает в твёрдом состоянии (слайд 8).
У. Посмотрите, молекулы воды застыли, они скованы, связаны друг с другом, поэтому не могут свободно передвигаться. Вода при замерзании переходит в другое состояние, она превращается в лёд. Ещё, в каком состоянии бывает вода?
Д. Вода бывает в газообразном состоянии (слайд 9).

Детям, испытывающим трудности в проговаривании слов, предложить речевые карточки, либо помочь дактилированием.

У. Молодцы! А теперь вспомните свойства воды. На прошлом уроке мы определили, что вода не имеет запаха, она прозрачная …

Далее учитель подводит детей к самостоятельности в определении свойств воды, дети составляют схему «Свойства воды».

У. Внимательно посмотрите, хорошо подумайте, вспомните и соедините стрелками составляющие свойства воды.
У. (слайд 10)Сравните свои результаты с результатами на экране. Ребята, самое главное свойство воды, это то, что она растворяет твёрдые вещества. Как вы думаете, сахар – это твёрдое вещество? Может ли его растворить вода?

Учащимся представляются кусочки комкового сахара разных размеров.

Д. Да! Нет. Не знаю. Забыл. Думаю, что может, а может быть, и нет?
У. Проведём опыт. Опустите кусочек сахара в стакан с водой. Что происходит?
Д. Сахар растворяется, он исчезает, его не видно. Вода растворила сахар. Я так и знал!
У. А теперь опустите комочек земли в стакан с водой. Что произошло?
Д. Вода растворила землю. Вода стала серой, грязной.
У. Вы убедились, что вода – это растворитель?
Д. Да.
У. Зачем вам это надо знать?

Произвольные ответы детей.

У. Запомните, вода растворяет твёрдые вещества – это самое главное свойство воды. А если в воду попадёт плохое вещество – яд? Как вы думаете, вода растворит яд? А что может быть, если эту воду выпьет человек, или какое либо животное?
Д. Если выпить эту воду, заболит живот или голова, можно погибнуть или даже умереть. Можно попасть в больницу. Можно долго болеть (произвольные ответы детей).
У. Ребята, подумайте, отравленная вода вредна только для человека и для животных? А если отравленная вода попадёт в землю? Что может случиться?

Через свободные размышления подвести детей к пониманию того, что отравленная вода вредна как для животного, так и для растительного мира. Если дети будут это знать, они всегда будут проявлять осторожность, предусмотрительность.

У. Сделайте вывод. Что вы приобретёте, если это будете хорошо знать?
Д. Пресная вода нужна для животных, для растений, для человека. Её надо беречь, следить, чтобы в неё не попадали ядовитые вещества, вредные отходы заводов и фабрик. Воду ещё надо кипятить, чтобы вредные вещества исчезли. Воду надо беречь.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. В ваших силах экономно расходовать воду в школе и дома, следить, чтобы краны с водой были закрыты. Вы не забыли, что сегодня мы совершаем путешествие с Капелькой? Перед дальней дорогой поиграем.

IV. Динамическая игра «Капельки»

На полу мелом обозначается круг – облако. В руках у каждого ребёнка символ капельки. Все дети – капельки в облаке. Ведущий играет роль облака, читает стихотворение «Кап-кап».

У. Капелькам подставь ладошки, пусть помоют их немножко,
С капельками подружись, поиграй и покружись.

Под музыку ведущий командует: «Идёт дождик». Капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка затихает, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облачко. Игру повторить 2 раза.

V. Постановка проблемы, поиск её решения (восприятие «лекционного» материала)

(слайды 11-19)

У. Послушайте историю одной Капельки. В большом Океане жила-была маленькая Капелька. Однажды Капелька стала подниматься вверх (слайд 11) и оказалась на гребне Волны (слайд 12). Она почувствовала что-то новое – воздух и увидела свет. Это был совершенно новый мир. Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Солнце грело всё сильнее и сильнее, и Капелька превратилась в маленькое Облачко пара (слайд 13) но не испугалась, она поняла, что перешла в другое состояние. Но тут солнце закрыла большая Туча (слайд 14). – Наконец-то, – сказала Туча.– Мы заждались тебя. Теперь можно отправляться в путь. Ветер понес Тучу всё дальше и дальше от Океана. Через какое-то время Капелька увидела впереди Землю (слайд 15)
– Вот тут полю пшеницы нужна вода, – громко сказала Туча. Ветер тут же с облегчением остановился, и наша Капелька дождиком стремительно полетела вниз (слайд 15). Она напоили пшеницу, потом растеклась Лужицей (слайд 16). Скатившись с откоса, Капелька попала в Ручеёк (слайд 17).
– Куда ты бежишь? – спросила Капелька.
– Я бегу к Большой Реке, которая течёт к Могучему Океану, – ответил Ручеёк.
– Тогда нам по пути, – обрадовалась Капелька.
– Это долгий путь, выдержишь ли ты? Если луч солнца согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в Облаке, пока не вырастешь, а потом опять опустишься сюда, на Землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется КРУГОВОРОТОМ, – объяснил Ручеёк.
– Я всё выдержу, я очень сильная – сказала Капелька и вместе с Ручейком
они побежали навстречу Большой Реке (слайд 18). Вскоре Большая Река добежала до Океана (слайд 19).
– Как я рад снова увидеть тебя, – обнял Океан свою капельку.  – Ты очень добрая, очень смелая, очень сильная и для всего живого – настоящий друг.– Много капелек объединены в одно целое, наша сила – в единстве, и вместе мы – Могучий Океан. А теперь отдохни, ведь ты утомилась в пути. И Капелька растворилась в Могучем Океане.
У. Вам понравилось путешествие маленькой Капельки? Эта история поможет нам в исследовании. Итак, вспомните, какая проблема встала перед нами в начале урока?
Д. Изменяется ли количество воды на планете?
У. Какое вещество мы выбрали как предмет исследования?
Д. Воду.
У. Какие выдвинули предположения?
Д. Да, изменяется.
– Нет, не изменяется.
У. Сейчас проведём опыт. Над тарелкой с водой я закрепляю тарелочку со льдом и нагреваю воду до кипения. Что мы видим под верхней тарелкой?

Учащиеся считывают информацию с речевой карточки.

Д. Тарелка отпотела.
У. Что происходит через некоторое время?
Д. Появились капельки.
У. Наблюдаем дальше. Смотрите, капельки становятся всё более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелочку. Ребята, как капли появились на дне тарелки?
Д. Они испарились с поверхности воды.
У. Вспомните, как солнышко пригрело, и наша Капелька превратилась в маленькое облачко пара. Какую работу в этом процессе выполняет лёд?
Д. Он охлаждает пар, пар превращается в маленькие капельки,  потом капельки становятся тяжёлыми, не могут удержаться на дне тарелки и падают в тарелку.
У. Как происходит движение капель?
Д. По кругу.
У. Получился круговорот воды, по-другому можно сказать – водооборот. Прочитайте хором эти два слова и сделайте вывод.

Под дирижирование учащиеся считывают заданную информацию с речевой карточки, далее свободно рассуждают.

Д. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз.
У. Таким образом, вода совершила круговорот, как наша Капелька. Каков же результат исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот.
У. Пар поднимается от земли и образует облака. Затем облака охлаждаются, превращаются в воду, капли падают на землю. Подведём итог нашей работы. Какое из предположений подтвердилось?
Д. Количество воды на земле не меняется.
У. Совершенно верно, благодаря круговороту или водообороту воды в природе её количество не меняется. Запишите результат исследования: нет.

VI. Слухоречевая работа (коррекция слуха)

(слайд 20)

У. Сейчас я «уйду» за фонетический экран. Слушайте внимательно.

Учитель произносит слова и словосочетания: охлаждение, нагревание, круговорот, испарение, образование облаков, выпадение осадков. Учащиеся, ориентируясь на слух, имея зрительную подсказку на экране монитора, считывают индивидуально, хором, в сопряжённой, либо в сопряжено-отражённой форме выделяя ударную позицию.

VII. Закрепление нового материала

У. Покажите, насколько хорошо вы поняли, как происходит круговорот воды в природе. Выполните задания.

Дети работают со схемой «Модель круговорота». На доске учителя схема закрыта.

У. Укажите стрелочками круговорот воды. Соедините прямой линией слово и соответствующее изображение на картинке. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

Дети получают карточки для самостоятельной работы. Взаимопроверка выполняется в паре.

У.Сумели ли вы правильно составить схему? Используя опорные слова, составьте модель круговорота воды в природе. Расскажите, как происходит путешествие Капельки.
Д. Под действием температуры вода испаряется с поверхности земли, образуются облака, когда пар охлаждается, вода в виде дождя падает обратно на землю. Вода поступает в землю и попадает в различные водоёмы.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. Капелька воды выпадает из тучи на землю в виде чистой дождевой воды. Но стоит ей попасть на землю, она начинает насыщаться различными веществами, почему?
Д. Потому что вода – растворитель – это её основное свойство.
У. Молодцы, с заданием справились, а сейчас заполните таблицу, отметьте, в каких состояниях вода встречается в природе? Если вам трудно, обратитесь за помощью к товарищу.

Дети работают со схемой «Состояния воды». На доске учителя схема закрыта.

У. Запишите составляющие в соответствующую колонку. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

Дети получают карточки для самостоятельной работы. Взаимопроверка выполняется в паре.

VIII. Охрана воды

У. Расскажите, как и почему надо беречь воду?
Д. Воду надо беречь потому, что она нужна всем живым организмам. Мы не должны бросать мусор в водоёмы, экономно расходовать воду, следить, чтобы краны с водой были закрыты.

Для правильного построения предложений, детям, испытывающим определённые трудности в процессе речевой деятельности предложить готовые речевые образцы.

IX. Релаксация «Путь Капельки» (слайд 21)

Звучит расслабляющая музыка.

У.Закройте глаза, представьте, что вы как Капелька качаетесь на волнах океана. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, вы превращаетесь в маленькое облачко пара и поднимаетесь вверх. Вас несёт белое Облачко, внизу видна земля. Облачко становится тяжелее и тяжелее, и вот много-много Капелек выпадают из Облачка и чистым дождём проливаются на землю …

X. Рефлексия (взгляд в себя)

У. Вам понравилось быть Капелькой? Все смогли представить Солнышко, Облачко, Дождик? Вы увидели землю? Молодцы! Вам понравилось путешествие Капельки?
Д. Да, очень!
У. А как вы справились с поставленной задачей на уроке? Вы решили проблему?
Д. Да, мы определили, что количество воды на земле не изменяется.
У. Может ли Капелька быть снежинкой?
Д. Когда в атмосфере становится холодно, капельки замерзают и становятся снежинками.
У.Перечислите состояния воды.
Д. Жидкое, твёрдое, газообразное.
У. Какое самое главное свойство воды?
Д. Вода – это растворитель, она растворяет твёрдые вещества.
У. Что показало нам исследование? Каков результат нашего исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот воды в природе.
У. Как можно сказать слово круговорот по-другому?
Д. Водооборот.

XI. Итог урока (слайд 22)

У. Вы сегодня все молодцы! Отлично сотрудничали! Провели целое исследование, определили, что вода не исчезает, она совершает круговорот, по-другому водооборот. Наша научная лаборатория закрывает двери, но не на долго.В заключение мне хотелось бы сказать: вода – наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг.
1 реб. Удивительно, не так ли?
2 реб. В супе, в чае, в каждой капле,
3. реб. В звонкой льдинке, и в слезинке,
4. реб. И в дождинке, и в росинке –
5 реб. Нам откликнется всегда
6. реб. Океанская вода!
У. Океаны, моря, реки и озёра прекрасны и удивительны. Нам надо познавать и беречь, этот загадочный мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека!

XII. Домашнее задание (слайд 23)

У. Подготовьте сообщения индивидуально.Какие водоёмы есть в нашей области?Где берёт воду наш город Томск?Как очищается питьевая вода в нашем городе?
Нарисуйте свою Капельку, какую вы себе можете представить. Желаю творческих успехов! На следующем уроке мы поговорим об источниках загрязнении воды. Спасибо! (слайд 24).

Список использованной литературы:

1. А. Лопатина, М. Скребцова. Активная ссылка на сайт:  Добрые Сказки – http://www.DobrieSkazki.ru.
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008 г.
3. Журнал “Вестник НЛП” №8. Авторский проект Ирины Гавриловой. Активная ссылка на сайт: "http://www.irinagavrilova.ru".
4. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С.109-116. (Я иду на урок).

Музыка к Презентации