Воспитательное мероприятие "Хлебу – почтение вечное!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, любовь к родной земле; расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба.

Оформление зала: над сценой – плакат с надписью: “Хлебу – почтение вечное!”.

Страницы из ватманов (пронумерованных с названиями и иллюстрациями): “История хлеба …?”, “Хлеб войны”, “Хлеб Целины”, “Рисуют дети..”, “Береги хлеб!”; плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: “Хлеб – всему голова”, “Хлеб на стол и стол престол. А хлеба ни куска и стол доска!”; выставка рисунков о хлебе учащихся 5-9 классов, репродукция картины И.И.Шишкина “Рожь”.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, записи песен “Хлеб – всему голова”, “Баллада о ледовой трассе”, “Песня о хлебе”, “Русское поле”...

Тихо звучит песня “Песня о хлебе”. Ведущие читают:

1-й ведущий. Есть хлеб – будет и песня…  (Презентация)

Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покорили реки, моря и океаны, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом.

Недаром в народе говорят: “Хлеб - всему голова!” “Хлеб на стол и стол престол. А хлеба ни куска и стол доска!”.

2-й ведущий.

Воистину, не углами
От века изба красна!
А хлебом!
Все тем же люди!
Так помните же сыны:
Хлеб – это судьба народа,
Хлеб – это судьба страны!

3. Ведущий. И сегодня наш устный журнал посвящен хлебу.

Поговорим сегодня о хлебе
О хлебе;
О родном неразлучном
И так без конца
Все о том, о насущном, …

Открываем первую страницу – “История хлеба …!?”

1-й ведущий.

Родословная хлеба…
Ее предыстоки
Затерялись в седой
Непроглядной дали.
Мы не знаем,
Где жил
Наш пращур далекий, первый пекарь
Кормилицы нашей Земли.
Скрыта доля его за семью облаками,
За хребтами веков, что стоят на стене
Над античными,
В пене морской Черепками
Древнегреческих амфор -
Хранилищ зерна.
Нам не ведома тайна
Явленья народу
Первых всходов пшеницы студеной росе
Как они пробивались, в какую погоду,
На каких континентах, в какой полосе,
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке?

2-й ведущий.  Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

 3-й ведущий. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

1-й ведущий. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

2-й ведущий. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.

Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. (Показ и комментарий слайдов 2-5)

Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

3-й ведущий.  

Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Мир – народам
Хлеб – голодным!

Вторая страница журнала – “Хлеб войны”

1-й чтец. К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны.

Хлеб войны?…

Самые страшные воспоминания – горящий на корню хлеб, валы огня на полях.

Первый удар во все времена вероломный враг почти всегда наносит по хлебу. Фашисты не случайно напали на родину нашу в сорок первом в конце июня. На своем пути они сжигали, “вытаптывали” хлебные поля.

2-й чтец. На оккупированных территориях немцы вывозили хлеб в “свои” склады с полицаями ходили по дворам и отбирали даже пригоршню зерна. Искали хлеб везде, в доме, сарае, стогах специальными щупами.

Страшные лишения в годы войны испытал наш народ – голод, холод, издевательства.

И как никто цену хлеба знали заключенные концлагерей и партизаны.

Фашисты выпекали для русских военнопленных особый хлеб “Остен – брот” только для русских. Вот он: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

Но во многих лагерях не давали и такого “хлеба”.

3-й чтец. Кто-кто, а партизаны знают как хорошо с хлебом и как плохо без хлеба.

Хлеб – ценнее оружия.

… Партизанский хлеб, особенно дорог. Поели партизаны – способны сражаться. Ни мясо, ни масло, ни сало… ничто не оценивалось так, так высоко, как хлеб. И не покорились они фашистам, в деревнях и селах крестьянами собирался хлеб и отправлялся партизанам, солдатам на фронт.

Гитлеровцы делали ставку на страх от зверств, которые они чинили. В селе Сувид Черниговской области за связь с партизанами и обеспечение их хлебом заперли в доме и заживо сожгли сто детей, стариков и женщин.

Кровавым заревом поля озарены,
И черный дым клубами грозно вьется…
Чья это тень прижалась у стены?
Чей это стон придушенный несется?
Там жгут людей, там жгут живых людей…
Под этой пыткой дрогнул бы и камень…
Когда старух и маленьких детей
Они спокойно вкидывали в пламень…
Их было сто.
Им всем хотелось жить…
Свои идут… Уж слышна канонада,
Но разве изверга возможно умолить.
И разве немцам ведома пощада!
А дом горит, горит со всех сторон…
Закрыты двери, окна на запоре…
Сто голосов слились в единый стон…
Кругом бушует огненное море!

1-й чтец. Читаем и перечитываем воспоминания о блокаде, блокадном хлебе. Сколько их ленинградцев умерло в ту суровую зиму 1941-1942 годов от холода и голода. (Показ слайдов 6, 7)

Пискаревское кладбище … На общей могиле – кусочек хлеба. Рядом надпись: “Если бы у меня тогда был такой кусочек хлеба, мама бы выжила…”.

Блокадные дни … между хлебом и жизнью зловеще стоял знак равенства. От голода умирают дети.

На одном из километров Ленинградской Дороги жизни есть памятник – на гигантских плитах-страницах высечены известные всему миру слова Тани Савичевой.

(Демонстрируется фотография Тани Савичевой, ее дневник, фотография памятника слайды 8-10)

“Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года”

“Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 года”

“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года”

“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года”

“Дядя Леша – 10 мая в 4 дня 1942 года”

“Мама – 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года”

“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Навсегда запомним слова Тани Савичевой…

Остановимся. Прислушаемся.

Будто из могил обращаются к нам погибшие в войну, от голода.

Растите, почитайте хлеб и берегите его!

2-й чтец. В музеи истории Санкт-Петербурга хранится черствый потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека. “125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам”.

История блокадного хлеба связана с ленинградским ученым Щербатенко. Он разработал рецепт хлеба, который включал: 50% - ржаной муки; 15% - целлюлозы; 10% - солода; 25% - соевой муки, отрубей и обойной пыли.

Это был горький блокадный хлеб - грубый, морщинистый. Но это был хлеб, и он спас многих ленинградцев от голодной смерти.

(Звучит песня “Баллада о ледовой трассе” и демонстрируются фотографии из музея, картинки из журналов)

Девочка: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города 125 граммов.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба).

1-й чтец в военной форме.

 “Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне”.

Я помню хлеб.
Он черен был и липок.
Ржаной муки был
Грубоват помол
Но расплывались лица от улыбок.
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб.
Он к щам годился постным
Раскрошенный, он был не плох с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отлепляли языком.
Он кислым был, - ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами.
Я крошки подбирал после еды.

3-й чтец. Стихотворение, которое сейчас прочитаю было написано в 1950 году, спустя несколько лет после блокады.

На Невском замерло движенье
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла -
В ее протянутых руках
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем.
Размятый множеством машин
И все забывшем равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
- Кусочек этот бы тогда –
И сына б я не потеряла.

Скульптура мудрой матери, поднимающей хлеб находится в С.Петербурге (Ленинграде).

В маме и хлебе – началах начал, слитых воедино, торжество разума над безумием, жизни над смертью, мира над войной.

1-й чтец.

Я с детства запомнил слова,
Не устану я их повторять:
Хлеб и мать есть всему голова!
Обижаться на мать – это грех,
От которого страшно сгореть.
Обижаться на мать – что на хлеб
Он и черствый не даст умереть…
Да бессмертными будут навек
Хлеб и Мать, и Россия моя!

2-й чтец.

Давно прошла военная пора,
Но в памяти еще жива блокада…
Пусть знает наша детвора,
Как хлеб беречь нам этот надо.

1-й чтец.

Мы открываем третью страницу нашего журнала - “Хлеб Целины!”

(На фоне музыки к песне “Едут новоселы” читают…)

Устремились эшелоны с первоцелинниками, мощной сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами и строительными материалами. На полустанках и станциях их узнавали по размашистым меловым надписям на вагонах: “Даешь Целину!” (Слайд 11)

2-й чтец. Хроника 1954 года: первыми 28 февраля, целинные земли встретили отряд алма-атинских комсомольцев, 6 марта – первую группу москвичей. Затем, прибыли энтузиасты из Донбасса, Ставрополя, Москвы, Ленинграда, Львова, Урала, Вологды и т.д.

3-й чтец. В песне, которую вы услышали поется о том, как парень обещает ввести свою возлюбленную “молодой хозяйкой прямо в новый дом”. Не обижаясь на поэта, человек он эмоциональный, должны сказать, прямо: такого не было. Поначалу не было в целинных совхозах, как говорится в народе, ни кола, ни двора.

Поднимались первые борозды. Вбивались первые колышки на землях новых совхозов.

1-й чтец. Двинулся трактор…

Задрожала неподатливая, как камень веками слежавшаяся земля.

… выходили из строя машины, горели лемеха…, но комсомольцы не сдавались.

И боевые листки, которые выпускались ежедневно, начинались словами:

“Много дел, но цель одна:
Больше дать стране зерна.
Наша главная задача –
- Молотьба и хлебосдача”.

(Показ слайда 12)

2-й чтец. В Москве в музее революции хранится вместительная палатка прославленной теперь на всю страну бригады первоцелинников.

В ней – стол со скамейками, на столе – миска, кружка, ложки, чайник. В стороне – небольшая железная печь с трубой, выведенной наружу. В палатке нет коек, их и не было – первопроходцы обходились без них.

Целина формировала Личности. Много раздумий вызывают строки стихотворения “На целине”.

В шкатулке грамота хранится
За освоенье целины.
Вдруг полыхнет пером жар – птицы,
И годы юные видны.
И двадцати нет за спиною.
Зато душа полным – полна.
Такое солнце надо мною -
Сгорела, словно степь, спина.
Уборка придавила круто,
Но сердцу вольно и легко.
Зерно в любое время суток
Несется Иртышем – рекой.
Целуют в губы, дышат в ухо
Мне атбасарские ветра.
И не годится падать духом, хотя мозолям и не рад.
С тех пор чего не видел только,
Но снится, как пришел в отряд,
Как было радостно и горько
Тогда свою вершину брать.

3-й чтец. Хороши стоят, красуются хлеба на новых землях! На тридцати трех с лишним миллионах гектаров поднятой целины и залежей шумят спелые колосья.

Целинный хлеб – один из самых дешевых в стране. Сильные и твердые сорта пшеницы целины – наиболее ценные. Каждая третья буханка хлеба выпекается сейчас в стране из целинного зерна.

История человечества не знала такого подвига – столь массового освоения новых земель, превращения их в край хлебный.

Вот что такое Целина!

Звучит песня “Русское поле”. Выходят ведущие 4-ой страницы.

1-й чтец.

Следующая страница нашего журнала - “Рисуют дети!”

Да, поэты, музыканты, художники, хлебу славу слагают. Торжественно величаво звучали слова русскому хлебному полю.

Точно море шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Кажется, что нет конца и края этому золотому морю. Уже более 100 лет живет и волнует людей картина И.И.Шишкина “Рожь”. (Слайд 14)

Она волнует людей так же, как и в первый день ее создания, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.

2-й чтец. Стихи о хлебе: Руки человека (автор Я. Дягутите). Это стихотворение из книги Я. Дягутите “Рожь поет” (показ слайда 15)

Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.

3-й чтец. Детские рисунки о хлебе. Авторы рисунков уч-ся 5-9 классов.

(Экскурсовод показывает рисунки, называет авторов, читает надписи под рисунками)

Бесконечные мысли несут с собой ребячьи рисунки о хлебе. Просматриваются умения творить и мыслить, но главное - добро!

Все “авторы”, как и многие поколения до них, сходятся на одном: да, он – всему голова!

(Показ слайда 16)

Пятая страница журнала – “Береги хлеб!”

Девиз страницы: “Хлеб – народное добро. Берегите его!”

1-й чтец. Хлеб привычно стал нашей каждодневной пищей. Бытовое общение с ним заслонило его великую и непреходящую ценность, и хлеб имеющий многовековую биографию, просто и естественно сфокусирован в сознании сиюминутной пользой.

Ценность хлеба! Прежде всего это понятие экономическое. Реальную цену хлеб имеет немалую. Это семена, машины элеваторы, мельницы, пекарни и т.д. Но есть еще одно понятие о его ценности.

Именно хлебом, отношением к нему, умением дорожить им, делиться в трудную минуту определяется душевная щедрость человека.

2-й чтец. … Это случилось 3 июля 1972 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва. Анатолий работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было поле еще не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться и туда. Анатолий Мерзлов бросился к своему трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.

Радостью земною.
И солнышком, и щедрою Пахнет хлеб…
Как сладко пахнет хлеб:
Любовью тружеников, весною,
И нашим счастьем!
День труда окреп.
Душисто пахнет хлеб.

3-й чтец.

Да, наша родина – великая хлебная держава.
Да, необозримы ее поля.
Но всегда ли мы почтительны к хлебу?
Мальчик
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что
В народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!”

- Ребята! Берегите хлеб! Помните, что каждый кусочек хлеба – это результат нелегкого труда хлебороба, пахаря, сеятеля!

Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.

Звучит песня “Баллада о хлебе”.

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась -
Боль огня и свинца
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нёс боец по земле
Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

На сцену выходят 4 ведущих.

1-й ведущий.

Не боюсь я в стихах повториться.
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит кто-то всерьез недоспал.

2-й ведущий.

Зори росные, свет полуденный,
Хлеборобской заботы тропа,
Перебродят и пламенем зерна,
Запылают в колосьях снопа.

3-й ведущий.

Ничего нет на свете вкуснее,
Благородней работы жнеца,
Если рожь где-то жемчугом зреет,
Кто-то трудится в поте лица.

4-й ведущий.

Не боюсь я в стихах повториться.
Хлеб не знает предела похвал.
Если надо кому поклониться-
После мамы его бы назвал.

(Показ слайда 17)

Используемая дополнительная литература:

Виктор Карамзин “Наш хлеб”. Документальное повествование о хлебе. Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО “ПРАВДА”, 1986.