Программа: традиционная
Тип урока: обобщающий
Задачи урока:
- закрепить знания по теме;
- закрепить умения экономического анализа результата взаимодействия спроса и предложения,
- закрепить навыки решения задач по данной теме;
- развивать логическое и творческое мышление;
- воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.
Оборудование:
- у учителя: ноутбук с необходимыми слайдами;
- у каждого ученика: комплект заданий (Приложение 1)
План урока:
- Сообщение темы и организационный этап – 1 мин.
- Этап постановки задач урока – 1 мин.
- Закрепление знаний, умений и навыков по теме:
«Взаимодействие спроса и предложения» – 40 мин.:
- Фронтальная работа с графиком рыночного равновесия – 7 мин.
- Комбинированная форма организации учебной
деятельности – 33 мин.
- Работа с Индивидуальным заданием №1 и Индивидуальным заданием №2
- Задание №2 (фронтальная работа с табличной задачей) – 15 мин.
- Задание №3 (индивидуальная работа с графическими задачами) – 15 мин.
- Работа с бинарными тестами – 3 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и организационный этап
– Сегодняшний наш урок является обобщающим по теме «Взаимодействие спроса и предложения». На парте у вас: комплект заданий (Приложение 1).
2. Этап постановки задач урока
– На сегодняшнем уроке мы должны:
- Закрепить знания по данной теме.
- Закрепить умения экономического анализа взаимодействия спроса и предложения.
- Закрепить навыки решения задач по данной теме.
3. Закрепление знаний по теме
а) Фронтальная работа с графиком рыночного равновесия
Задание 1. Ребята, перед вами график результата взаимодействия спроса и предложения. Прошу вас внимательно рассмотреть его и ответить на некоторые вопросы:
1) При какой цене рынок находится в состоянии равновесия? В чём выражается рыночное равновесие?
Ответ: Рынок находится в состоянии равновесия при цене РЕ. Состояние равновесия выражается в том, что то количество товара, которое хотят продать продавцы равно количеству товара, которое хотят приобрести покупатели.
2) При какой цене будет возникать излишек товара на рынке? Почему?
Ответ: Излишек товара на рынке будет возникать при цене выше равновесной рыночной цены, например, при цене Р1. В данном случае объём предложения (Q2) больше объёма спроса (Q1). Излишек составит (Q2 – Q1).
3) При какой цене будет возникать дефицит товара? Почему?
Ответ: При любой цене ниже равновесной рыночной цены, например, при цене Р2 возникнет дефицит товара на рынке, так как объём спроса (Q4) в данном случае будет превышать объём предложения (Q3). Дефицит составит (Q4 – Q3)
4) При какой цене будет продано максимальное количество товара?
Ответ: максимальное количество товара будет продано при равновесной рыночной цене. При цене выше равновесной будет продано продукта столько, сколько захотят купить покупатели (Q1), а при цене ниже равновесной – столько, сколько захотят продать продавцы (Q2). И в том и в другом случае это меньше чем при равновесной рыночной цене (QЕ).
5) Может ли изменяться положение равновесной точки? Если может, то за счёт чего?
Ответ: Положение равновесной точки может изменяться за счёт смещения кривых спроса или предложения, когда изменяется сам спрос или предложение.
– Ребята, после того, как мы с вами повторили основные вопросы теории взаимодействия спроса и предложения, предлагаю вам поработать с практическими заданиями по данной теме.
б) Комбинированная форма организации учебной деятельности
– Некоторым из вас предлагаются индивидуальные задания:
Индивидуальное задание №1
Спрос на бананы описывается уравнением: QD = 2400 –100P, а предложение бананов – уравнением QS = 1000 + 250 P, где
Q – количество бананов проданных за день;
Р – цена бананов.
1) Определить параметры рыночного равновесия.
2) Какое количество бананов будет продано при
цене 3 у.е./кг.
3) Какое количество бананов будет продано при
цене 5 у.е./кг.
Решение:
1) При рыночном равновесии
QD = QS
2400 – 100P = 1000 + 250 P
350P = 1400
PЕ = 4 (у.е./кг)
QЕ = 2400 – 100 * 4 = 2000 (кг)
2) Цена 3 у.е./кг ниже равновесной рыночной цены, поэтому на рынке возникнет дефицит товара и его продадут столько, сколько захотят продать продавцы. Чтобы определить это, нужно заданную цену подставить в уравнение предложения, т.е.: Q = 1000 + 100 * 3 = 1300 (кг)
3) Цена 5 у.е./кг выше равновесной рыночной цены, поэтому на рынке возникнет излишек товара и его продадут столько, сколько захотят купить покупатели. Чтобы определить это, нужно заданную цену подставить в уравнение спроса, т.е. : Q = 2400 – 100 * 5 = 1900 (кг)
Ответ: РЕ = 4 у.е.; QЕ = 2000 кг; при Р = 3 у.е. Q = 1300 кг; при Р = 5 у.е. Q = 1900 кг.
Индивидуальное задание №2
К чему приведёт одновременное увеличение спроса и предложения? (Ответ пояснить с помощью графика)
Решение: Если увеличивается спрос, то возникает эффект увеличения равновесного количества и равновесной рыночной цены; когда увеличивается предложение, то равновесное количество товара тоже увеличивается, но происходит снижение равновесной рыночной цены. Поэтому, если одновременно увеличиваются и спрос, и предложение, то равновесное количество товара определённо будет увеличиваться, а об изменении равновесной цены ничего определённого сказать нельзя. Это будет зависеть от того, в каких пропорциях будут изменяться спрос и предложение.
– Остальных прошу обратиться к Заданию 2 в Приложении 1: по имеющимся данным (см. табл.) проанализируйте ситуацию на рынке томатов и ответьте на вопросы (15 мин.).
Цена за 1 кг |
Величина спроса |
Величина предложения QS(кг) |
10 |
10 |
4 |
12 |
9 |
5 |
14 |
8 |
6 |
16 |
7 |
7 |
17 |
6 |
8 |
18 |
5 |
9 |
А) На основании имеющихся шкал спроса и
предложения определите равновесную цену и
равновесное количество.
Б) Что будет иметь место – дефицит или избыток
томатов на рынке, если цена будет равна 12 руб;17
руб?
В) Почему и в каком направлении будут изменяться
цены на томаты в случаях дефицита и избытка?
Г) Покажите на графике, как изменится равновесная
цена и равновесное количество, если начнёт
бытовать мнение, что употребление томатов может
привести к аллергическим заболеваниям.
Ответ:
А) Равновесная цена – 16 руб., т.к. только при этой
цене величина спроса равна величине предложения
(7 кг)
Б) Если цена томатов будет равна 12 руб., то
возникнет дефицит товара, т.к. величина спроса (9
кг) будет больше величины предложения (5 кг).
Дефицит составит: 9 – 5 = 4 (кг)
Если цена томатов будет равна 17 руб., то
возникнет излишек товара, т.к. величина спроса
(6 кг) будет меньше величины предложения (8кг).
Излишек составит: 8 – 6 = 2 (кг)
В) Если на рынке будет дефицит товара, то цена
будет стремиться к равновесной цене, т.е. будет
повышаться, т.к. покупатели будут конкурировать
за продукт и давать надбавки к цене.
Если на рынке будет излишек товара, то между
собой будут конкурировать продавцы, и сбивать
цену, стремясь избавиться от своих излишков,
поэтому цена будет постепенно понижаться, т.е.
стремиться к равновесной цене.
Если в обществе сформируется мнение, что употребление томатов может привести к аллергическим заболеваниям, то спрос на томаты уменьшится, на графике это выразится смещением кривой спроса влево – вниз. В результате и равновесная рыночная цена, и равновесное количество уменьшатся.
– Ребята, какой вывод можно сделать, решив эту задачу?
Ответ:
При неизменном спросе и предложении равновесная цена и равновесное количество не изменяются. Их изменение происходит лишь в том случае, если на спрос или предложение будут влиять неценовые факторы.
– Для закрепления навыков по этому понятию, прошу решить графическую задачу
Задание 3.
– Что произойдёт с равновесной ценой и равновесным количеством, если:
А) Рынок пшеницы – увеличилась цена на
минеральные удобрения;
В) Рынок парикмахерских услуг – резко
увеличилось количество парикмахерских;
С) Рынок мороженого – наступила зима;
D) Рынок карамели – увеличилась цена на шоколад.
Е) Рынок стали – построен новый автомобильный
завод;
F) Рынок услуг такси – повысилась цена бензина.
– Прошу закончить работу и выполнить
взаимопроверку по ключу, приведённому на
слайде. Оцените проверенные работы по
приведённым критериям. Тех, кто работал с
индивидуальными заданиями, прошу выйти к доске и
прокомментировать решение задач.
Остальные ребята работают с бинарными
тестами. Их два варианта. Каждый вариант
тестов содержит семь утверждений. Если вы
согласны с этими утверждениями, то около этого
утверждения поставьте знак «+», если нет – знак «
– ». На выполнение этого задания вам даётся 2 мин.
Бинарный тест
Вариант 1
1. Кривая спроса показывает, что при снижении
цены растёт объём спроса.
2. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что
предложение увеличилось.
3. Если цена на какой-то товар устойчива, то она
установилась на уровне пересечения кривых
спроса и предложения.
4. Рост спроса означает, что увеличивается и
предложение.
5. Падение цены на товар приведёт к росту спроса
на него.
6. Рост доходов населения приведёт к росту спроса
на инфериорные товары.
7. Если цена товара ниже равновесной рыночной
цены, то возникает излишек товара на рынке.
Вариант 2
1. Кривая предложения показывает, что при
повышении цены растёт объём предложения.
2. Сдвиг кривой спроса влево означает, что спрос
уменьшился.
3. Если цена на какой-то товар не устойчива, это
значит, что она не находится в точке равновесия.
4. Умньшение предложения означает, что
уменьшается и спрос.
5. Увеличение цены на товар приведёт к
увеличению объёма спроса на него.
6. Рост доходов населения приведёт к увеличению
спроса на нормальные товары.
7. Если цена выше равновесной рыночной цены, то
возникнет излишек товара на рынке.
– Прошу провести взаимопроверку выполненной работы и оценить её по критериям, приведённым на слайде.
– Прошу передать проверенные работы учителю.
4. Итог урока
– Ребята, давайте подведём итог урока. Вспомните поставленные задачи.
Ответ:
Нужно было закрепить знания по теме
«Взаимодействие спроса и предложения;
Закрепить умения экономического анализа по
данной теме;
Закрепить навыки решения задач по этой теме.
– Поставленные нами задачи выполнены. За этот урок некоторые из вас получат по три оценке, остальные – по две.
5. Домашнее задание
– Составить и решить задачу по данной теме.
Литература:
Савицкая Е.В. «Рабочая тетрадь по экономике»: для 9 кл. общеобразоват.учрежд. – в 2-х частях. Ч. 1. – М.: Вита-Пресс, 2004.