Урок мужества на тему "Мы дружбу меряем окопной меркой"

Разделы: Внеклассная работа


Цель написания методической разработки:

Повышение профессионального мастерства.

Обоснование выбора темы:

В 2010 году весь наш народ будет отмечать 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Долог и труден был путь к Победе. На защиту Отечества встали все от мала до велика. На этой самой страшной войне XX века пришлось стать солдатом и женщине. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

“Женщина” и “Жизнь” - слова-синонимы, “женщина” и “война” - противоестественное словосочетание, но тогда, в далеком 1941-м, женщина стала солдатом, чтобы бесстрашно защищать жизнь.

Наш рассказ о подвиге женщин на войне. О подвиге тех девчушек, которые едва сняв школьную форму и бантики с косичек, надев гимнастерки, уходили в войну…

Методическая разработка адресована преподавателям и студентам.

Мы дружбу меряем окопной меркой

В центре сцены: плакат “Родина – мать зовет” (слайд 1). Презентация

На столиках лежат санитарная сумка, каска, пробитая пулей, и гвоздики

Действующие лица:

  • ведущий;
  • чтецы;
  • девушки в пилотках и гимнастерках.

В качестве фона звучит аудиозапись песни “Священная война” (стихи Б.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова).

Вступительное слово:

65 лет прошло с окончания войны. Много это или мало? Для нас, не знавших войны, много. Для ветеранов войны – как один миг. Нелегко далась нам эта Победа и, наверное, потому трудно говорить о ней, трудно выделить самые важные моменты, показать наиболее значимую роль того или иного периода. Никогда нам с вами в полной мере не понять, не почувствовать то, что испытали они, прошедшие ту войну. Мы долго думали, как построить свой рассказ, на чем сосредоточить внимание. И решили рассказать о подвиге женщин на войне. О подвиге тех девчушек, которые едва сняв школьную форму и бантики с косичек, надев гимнастерки, уходили в войну… (Звучит песня “Священная война”)

“Женщина” и “Жизнь” - слова-синонимы, “женщина” и “война” - противоестественное словосочетание, но тогда, в далеком 1941 - м, женщина стала солдатом, чтобы бесстрашно защищать жизнь. “… Кто говорит, что на войне не страшно, то ничего не знает о войне….”, напишет Юлия Друнина позже. А они и не знали, они просто шли защищать свою Родину, “бить врага, громить фашистов”. Смерть, боль страдание – это будет потом…

(Громкость звучания песни “Священная война” постепенно нарастает, на экране появляются кадры военной хроники) (слайд 2-3).

1-й чтец.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

А.Твардовский

Ведущий. Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, сжигали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь в Советскую Россию... И просчитались...(слайд 4).

2-й чтец “...Сколько видел и пережил – сожженные села, женщины, у которых убиты дети, и, может быть, главное – людей в освобожденных селах, которые не знали от радости, куда нас посадить, чем угостить. Нам всегда казалось, что мы все понимаем, мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем. И вот за то, чтоб смелый и умный народ наш никто не смел назвать рабом, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо...”

Ведущий. Так писал в 1942 году с фронта молодой талантливый поэт Павел Коган незадолго до своей смерти под Новороссийском. Он погиб, как тысячи других героев, защищая свою Родину.

3-й чтец.

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!

П.Коган

Ведущий. Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи... С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами (слайд 5, 6).

На этой самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

4-й чтец.

...Я говорю с тобой под свист снарядов, (слайд 7)
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Женщины с бойцами встанут рядом, (слайд 8)
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.

О.Берггольц

Ведущий. За годы великой Отечественной войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800 тыс. женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Большинство из них – совсем юные, толь – только окончившие школу или институт. Жизнь для них раскололась на “до” и “после”.

Чтец 5:

Я ушла из детства (слайд 9)
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому, что имя ближе,  чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Ю.Друнина

Исполняется песня Б.Окуджавы “До свидания, мальчики”

Ведущий: На войне девушки были разведчицами, связистами, партизанами, медсестрами, снайперами и летчицами

Ведущий: Так какими же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили?

На сцену строем выходят восемь девушек. Они по очереди выступают на фоне тихой торжественной музыки.

Ведущий: Вспоминает Мария Петровна Смирнова, санинструктор, награжденная знаком Международного Красного Креста - золотой медалью “Флоренс Найтингейл”.

1-я девушка (выходит вперед). В 41-м году окончила школу... Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат, отправили назад. Еще дважды ходила туда и получала отказ. 28 июля шли через нашу Слободку отступающие части, и я вместе с ними без всякой повестки ушла на фронт. Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. Потом привыкла... Через 10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязалась сама. 25 декабря 1942 года наша 303-я дивизия 56-й армии заняла высоту над подступах к Сталинграду. Немцы решили ее, во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад. На ничейной земле остался раненый лейтенант Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли две овчарки-санитарки, но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост, сначала тихо, а потом все громче запела нашу любимую довоенную песню (“Я на подвиг тебя провожала”). (Девушка поют куплет этой песни) Умолкло все с обеих сторон — и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки и повезла к нашим (слайд 10). Иду, а сама думаю: “Только не в спину, пусть лучше в голову стреляют”. Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших... Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то подсчитал: целый стрелковый батальон. (Занимает свое место в строю.)

Ведущий. Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войну. Вот что она вспоминает...

2-я девушка (выходит вперед). Никому не поверю, если скажут, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще 5-10 минут – и атака, тебя начинает трясти... Но это до первого выстрела.

Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время – тоже история. Вот у меня такие чувства были, я до сих пор не верю, что живая осталась. И раненая, и контуженная, но живая.

Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат стоял рядом, охранял, его спалило. Это уже не человек, а черный кусок мяса... Он только подскакивает, а все смотрят, растерялись... Схватила я простыни, побежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он покидался, покидался, пока сердце не разорвалось, и затих... Разнервничалась, в крови вся. Меня трясло, как в припадке, отвели в землянку под руки. А тут снова бой начался... И в этом бою, когда на нас пошли танки, двое струсили. Погибло много наших товарищей. Раненые попали в плен, те, которых я стащила в воронку. За ними должна была прийти машина... А когда эти двое струсили, началась паника. Цепь дрогнула, побежала. Раненых оставили. Мы пришли потом на то место, где они лежали – кто с выколотыми глазами, кто с животом распоротым. К нашим раненым фашисты не имели жалости... (слайд 11). И я как об этом узнала, как это увидела, как ночь черная сделалась. Утром построили весь батальон, вывели этих трусов вперед и зачитали им приговор – расстрел. Нужно было семь человек, чтобы привести приговор в исполнение... Три человека вышли, остальные стоят, я взяла автомат и вышла, как я вышла – все за мной... Нельзя было их простить... Из-за них такие смелые ребята погибли. Самые лучшие погибли... С войны, даже если живой придешь, душа болеть будет... Очень больно... Мы же молоденькие совсем пошли... Девочки... (Занимает свое место в строю.)

6-й чтец.

Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина

Исполняется песня “Последний бой”. Сл. и муз. Ножкина М.

Ведущий. Трудно вспоминать о пережитом на фронте... И не вспоминать нельзя... О своей войне рассказывает Ксения Сергеевна Осадцева.

3-я девушка (выходит вперед). ...9 июня 1941 года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война... В 1942 году добровольно пошла в эвакосортировочный госпиталь три тысячи двести первый. Это был очень большой фронтовой госпиталь. Бои шли очень жестокие, раненых было много. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. 30 мая 43-го года ровно в час дня был массированный налет на Краснодар. Я выскочила посмотреть, как успели отправить раненых с железнодорожного вокзала. Две бомбы угодили в сарай, где хранились боеприпасы. На моих глазах ящики взлетали выше шестиэтажного здания и рвались. Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стене. Потеряла сознание... Когда пришла в себя, было 6 часов вечера, пошевелила головой, руками – вроде двигаются, еле-еле продрала левый глаз и пошла в отделение, вся в крови. В коридоре встретила меня старшая сестра, она не узнала меня, спросила: “Кто вы? Откуда?” Подошла ближе, узнала и говорит: “Где тебя так долго носило, Ксеня? Раненые голодные, а тебя нет”. Быстро перевязали голову, левую руку выше локтя, и я пошла получать ужин. Стала раздавать ужин, в глазах темно, пот льется градом, упала... Привели в чувство, и только слышится: “Скорей!.. Быстрей!” И я еще давала тяжелораненым кровь. Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая до колена, забинтована. Руку прооперировали, тоже перебинтована, голова забинтована. Так и проскакала я круглосуточно все эти двадцать месяцев и перенесла все, что только можно было перенести в это тяжелое, трудное время войны... (Занимает свое место в строю.)

Чтец 7:

Могла ли, я простая санитарка, (слайд 12).
Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?
Могла ли знать в бреду окопных буден,
Что с той поры, как отгремит война,
Я никогда уже не буду людям
Необходима так и так нужна?

Ведущий: Это стихи Юлии Друниной, ушедшей на войну тоже девчушкой молоденькой …

4-я девушка: Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх “опоздать” погнал меня в военкомат уже 22 июня. Я была городской девчонкой выросшей в интеллигентной семье, девочкой, которой до совершеннолетия не хватало целых двух лет. Поэтому, сначала работала в госпитале, а потом рыла окопы. В первый день уже через полчаса на руках образовались кровавые мозоли…Спали в холодных сараях…

Ведущий: Трудности ее не остановили. Вместе с дивизией народного ополчения, которая тут же рыла окопы, Юлия ушла на фронт. Позднее поэтесса напишет:

Чтец 8

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней. (Слайд 13)

Нет, это не хаты-
То юность моя в огне…
Идут на войну девчата,
Похожие на парней.

4-я девушка: В батальоне нас, девушек, было двое. Спали мы, подослав под себя одну шинель, ели из одного котелка – как тут не подружиться? Немного времени отпустила нам на дружбу война, но ведь даже по официальным меркам один день засчитывается за три.

Ведущий: “Я дружбу меряю окопной меркой” - напишет она позднее.

Вместе с Юлией Друниной воевала Зинаида Самсонова, впоследствии Герой Советского Союза, о которой ходили легенды.

Чтец 9: (Зинка)

Ведущий. Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовки, они шли мстить за поруганную честь Родины... Вот что вспоминает старший сержант, снайпер Клавдия Григорьевна Крохина (слайд 14).

5-я девушка (выходит вперед). Мы залегли, и я наблюдаю. И вот вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал, и вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: как это я убила человека?.. Потом прошло. И вот как прошло. Мы шли возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии, и там, около дороги стоял барак или дом, не помню: все горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, и среди них звездочки обгоревшие, это наши раненые или пленные сгорели. После, сколько я ни убивала, мне не было жалко. Как увидела эти горящие кости, не могла прийти в себя, только зло и мщение остались... (Занимает свое место в строю.)

Исполняется песня С.Гудзенко “Мое поколение”

Ведущий: Девушки рвались на фронт, они хотели воевать как можно скорее и хоть немного приблизить окончание войны. И они сражались! В Красной Армии было единственное в мире женское подразделение ночных бомбардировщиков. Фашисты называли их “Ночными ведьмами”, утверждая, что это бандитки, выпущенные из тюрем.

“Кадры из кинофильма “В небе ночные ведьмы” (слайд 15).

Ведущий: и если они были ведьмами, то их помелом был самолет – биплан ПО-2. его главное приимущество было в том, что он мог снижаться до 30 м. и бросать бомбы очень метко.

Наталья Кравцова вспоминала о своем самолете…

6-я девушка: “Нам дали самолеты ПО-2. до войны на них училась летать молодежь в ароэклубах, но никто и подумать не мог, что его будут использовать в военных целях. Самолет был деревянной конструкции, сплошь из фанеры, обтянутый перкалью. Достаточно было одного прямого попадания, как он загорался – и сгорал в воздухе, не долетая до земли.

За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 12-15 боевых вылетов. Как мы выдерживали такое, где ломались здоровые мужики? Не знаю… так мы были воспитаны. Раз началась война, мы обязаны чем – то помочь. Нужны медсестры – будем медсестрами, нужны летчики – будем летчиками. А то, что чувствуешь, что тебе придется перенести, - это уже другое дело (слайд 16-18).

Чтец:

Как много пережито в эти лета
Любви и горя, счастья и утрат…
Свистя, обратно падал на планету
Мешком обледеневшим стратостат.

Но даже скорбь, смущаясь, отступала
И вечность нам приоткрывалась,
Когда невнятно смерть повествовала –
Как погибали наши экипажи.

Они держали руку на приборах,
Хранящих стратосферы откровенья,
И успевали выключить моторы,
Чтобы земные уберечь селенья.

Так велика была любовь и память,
В смертельную минуту, не померкнув,
У них о нас, -
Что мы как будто сами,
Как и они, становимся бессмертны.

О.Бергольц.

Ведущий: Фронт проходил всюду – на передовой и в тылу. Воевали все – отцы, матери, дети... Вот что вспоминает партизанская связная Мария Иосифовна Ясюкевич (слайд 19).

6-я девушка (выходит вперед): Я была совсем девочкой, 13 лет. Я знала, что отец помогает партизанам, понимала… Однажды отец пытался два раза выехать с хутора. Надо было пробраться в лес, где его ждали партизаны, но патруль возвращал его обратно. Стало темнеть, вижу, ходит по двору, переживает... Зовет меня: “Марийка...” А мать в голос: “Не пущу дитя...” Но я все же побежала в лес, я там все дорожки знала, правда, темноты боялась. Партизан нашла, они ждали, все передала, что отец сказал. А когда назад возвращалась, уже светать стало. Как обойти немецкий патруль? Кружила по лесу, провалилась в озеро, пиджак отцовский, сапоги, все утонуло. Как сама выбралась из полыньи, не помню... (Занимает свое место в строю.)

Ведущий. Дороги... Нескончаемые трудные и горестные дороги войны пролегли через весь тыл. Местное население помогало партизанскому движению всем, чем могло... Рассказывает Александра Никифоровна Захарова, партизанский комиссар (слайд 20).

6-я девушка (выходит вперед). Помню, как раненые ели ложками соль... Как в строю называют фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от слабости. Народ нам помогал. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они же сеяли, пахали, чтобы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну. Пахали ночью, пока не стреляют... У нас было оружие, чтобы защищаться. А они? За то, что буханку хлеба дал партизану, — расстрел; я переночевала и ушла, а если кто донесет, что я в этой хате ночевала, им всем расстрел. А там женщина одна, без мужика, а с ней трое маленьких детей. Она не прогоняла, когда придем. И печку вытопит, и обстирает нас... Она нам последнее отдаст. Мы едим, а дети сидят, плачут, голодные... Что бы мы без них сделали в войну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей, которые отдавали последнее, веря в нашу победу.

Чтец:

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Рубила, возила, копала, -
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.

М. Исаковский

Ведущий. Война... И милосердие... Сопротивление и жалость ко всему живому... Вот что вспоминает санинструктор Зинаида Васильевна Корж.

7-я девушка (выходит вперед). Бой под Будапештом. Это была зима... Я тащила младшего сержанта. Сама я была в брюках и телогрейке, на голове шапка-ушанка. Тащу и вижу: черный такой снег. Я поняла, что это глубокая воронка, — то, что мне надо. Спускаюсь в эту воронку, а там кто-то живой... и скрежет какого-то металла... Поворачиваюсь, а фашист раненный, в ноги раненный, лежит, и на меня автомат наставил. А у меня, когда я раненого тащила, волосы из-под шапки выбились, сумка санитарная через плечо и красный крест... Когда я повернулась, он увидел мое лицо, понял, что это девушка, и вот так: “Ха-а-а”. У него, значит, нервное напряжение спало, и он этот автомат отбросил. Ему безразлично стало... И вот мы втроем в одной воронке: наш раненый, я и этот немец. Воронка маленькая, ноги у нас вместе. У немца огромные такие глаза, смотрят, душу прожигают... Наш раненый не поймет в чем дело, за пистолет хватается, а тот ничего не делает, только на меня смотрит. Перевязываю своего раненого, а немец лежит в крови, истекает кровью, одна нога у него перебита совсем. Еще немного, и он умрет. И я, окончив перевязывать нашего раненого, разрываю ему, этому немцу, одежду, перевязываю ему рану и накладываю жгут и дальше перевязываю нашего. Немец говорит: “Гут, гут... Данке”. Его силы покидают... Я перевязала нашего раненого, а потом думаю, что скоро приедет повозка, надо вытащить их обоих. Вытащила, погрузила на линейку и повезла в госпиталь. (Занимает свое место в строю)

Ведущий. Да, ненависть, обида – все смешалось.

Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, солдат которого, несмотря на ненависть к своему врагу, делится с ним куском хлеба? Нет, тысячу раз нет.

Чтец:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, — запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

К.Симонов

Ведущий: В калмыцких степях поются песни, слагаются легенды о юной героине — калмычке Тамаре Хахлыновой. Начало войны она встретила студенткой второго курса Сталинградского медицинского института.

Злодеяния фашистов на оккупированных территориях Советской страны вызывали святую ненависть в душе Тамары. Она пошла работать в больницу, давала свою кровь раненым бойцам, в то же время настойчиво изучала военное дело. Вскоре получила значок “Ворошиловский стрелок”.

Девушка бережно хранила портрет Зои Космодемьянской, вырезанный из газеты. Над ним сохранилась надпись, сделанная рукой Тамары: “Клянусь, Зоя, я отомщу за тебя!”

Выполняя свою клятву, Тамара поступила в спецшколу, готовившую кадры для партизанской борьбы.

После успешного окончания спецшколы в составе партизанского отряда П. Н. Яковлева — Б. Г. Убушиева девушка перешла линию фронта. Отряд развернул активные действия в тылу врага — в Целинном районе, самом ближайшем к столице республики.

В неравном бою с многократно превосходившими силами карателей юная партизанка мужественно приняла смерть. Газета “Правда” 25 февраля 1943 года писала: “Из уст в уста передается рассказ о подвиге юной партизанки Тамары Хахлыновой, которая в неравной схватке уничтожила 10 фашистов-карателей, а одиннадцатому — офицеру — раздробила прикладом голову”.

Над курганом одиноким
Пролетала хмара.
Мстить за смерть идет с отрядом
Юная Тамара,
Чтоб родная степь,
Как прежде,
Вольностью дышала,
Сторона родная вечно
Радостью сияла.
Не страшилась ты фашистов,
За правое дело
Со зверьем, несущим рабство,
В бой вступила смело...

В годы Великой Отечественной войны в различных родах войск сражались наши землячки: лейтенант Александра Мукукенова, командир взвода 110 Калмыцкой дивизии младший лейтенант Евгения Зазуля, военный моряк Мария Бадалдаева, зенитчицы Светлана Бадма – Гаряева и Ээвя Манджиева и многие другие.

Ведущий. Кипела ярость благородная, вставала как волна, ведь шла война, война народная, священная война. Неумолимое возмездие вступило на вражескую землю... И враг был остановлен. Пробитое пулями Красное знамя Победы гордо реяло над Берлином. Многим не суждено было вернуться с этой самой страшной войны...

Чтец:

Умру — вы вспомните газеты шорох,
Ужасный год, который всем нам дорог.
А я хочу, чтоб голос мой замолкший
Напомнил вам не только гром Волги,
Но и деревьев еле слышный шелест,
Зеленую таинственную прелесть.
Я с ними жил, я слышал их рассказы,
Каштаны милые, сливы, вязы.
То не ландшафт, не фон и не убранство,
Есть в дереве судьба и постоянство,
Уйду — они останутся на страже,
Я начал говорить, они доскажут.

И.Эренбург

Ведущий. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию. (Все актеры выходят на поклон.)

Чтец:

Я обнимаю всех живых,
И плачу над умершими,
Но вижу замершими их, глаза их чуть помершими.
Их души вечные летят
Над злом и над соблазнами.
Я верю, что они следят,
Как плачем мы и радуемся

Б.Окуджава

Ведущий. Путь к победе был долгим и трудным... Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев...

Ведущий. Но сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле...

12-й чтец.

Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Еще теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог...

Исполняется песня “Весна 45 года”

Весна сорок пятого года…
Так ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принес жаркий май.
На площади вены Спасенной
Собрался народ стар и млад.
На старой израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.

Припев:

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай
Тот цветущий и поющий яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе сквозь года
Помнит сердце, не забудет никогда!
Легко, вдохновенно и смело
Солдатский вальс этот звучал.
И Вена кружилась и пела,
Как будто сам Штраус играл.
А парень с улыбкой счастливой
Гармонь свою к сердцу прижал,
Как будто он волжские видел разливы,
Как будто Россию обнял.

Припев:

Над Веной седой и прекрасной
Плыл вальс, полон грез и огня.
Звучал он то нежно, то страстно,
И всех опьяняла весна.
Весна сорок пятого года…
Так долго Дунай тебя ждал!
Вальс русский на площади Вены свободной
Солдат на гармони играл.

Заключительное слово: Подвиг женщин на войне, – ярчайшая страница истории Великой Отечественной войны. И хотя много лет прошло с той поры, мы не перестаем восхищаться их мужеством и храбростью, воздавая должное героизму и стойкости.

Наша встреча подошла к концу. Мы благодарим участников и гостей и надеемся, что истории, реальные истории из жизни фронтовиков, рассказанные сегодня и стихи поэтов – фронтовиков не оставили вас равнодушными.

Литература

1. Алексеевич С.А. У войны не женское лицо: документальная проза. – М.: Правда, 1988.

2. Бергольц О. Избранные сочинения в 3-х т. – Л.: Худ. литература, 1972.

3. Венок славы. Антропология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.1. – М.: Современник, 1987.

4. Джимбинов Б. Путешествие в страну Бумба.- М., 1978. – С. 76-77

5. Друнина Ю. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989.

6. Илишкин Н. незабвенные наши фронтовики. – Элиста: Джангар, 1995.

7. Симонов К. Избранные стихотворения. –М.:, 1989.

8. Наедине со всеми популярные песни разных лет. –М.: Профиздат. 1989 С. 67.

9. Юрьева Е. Нецелованный полк. - /Читаем, учимся, играем. – 2010. – №1.

Отзывы

Ломакина О.А. председатель цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин:

Выбранная тема актуальна в преддверии 65-летия Великой Победы. Содержание мероприятия соответствует целям и теме. Использован интересный информационный материал о подвиге и мужестве советских женщин в годы войны. Ключевым эмоциональным моментом стало инсценирование воспоминаний женщин – солдат: очень проникновенно, глубоко; студенты продемонстрировали хороший уровень актерского мастерства и техники речи.

Сочетание литературы, музыки и исторических фактов позволило добиться эмоционального отклика от присутствующих.

Мероприятие имеет высокий воспитательный потенциал. Организовано и проведено на высоком методическом уровне.

Алфутова Н.Н., председатель методической комиссии классных руководителей и руководителей дополнительного образования:

Урок мужества приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Форма урока раскрывает полностью его содержание и имеет главною целью воспитания в студентах нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремлению к миру на земле.

Речь преподавателей и студентов грамотная и четкая. Постоянная смена форм деятельности: чтение стихов, исполнение песен, инсценирование, позволило в полной мере отразить подвиг женщин в годы войны.

Москаленко С.В., председатель цикловой комиссии учетных дисциплин:

Тема современна и актуальна, так как современное поколение не всегда знает историю своей страны и историю Великой Отечественной войны, особенно о подвиге женщин на войне.

Студенты, и само мероприятие в целом, были очень хорошо подготовлены. Стихи в исполнении студентов звучали от души, трепетно. Одежда детей при инсценировании соответствует тому времени. Хорошо, что привлечены студенты заочной формы обучения. Использованы различные методы, удачно подобраны слайды

Поставленные цели достигнуты. Данное мероприятие имеет огромное значение в воспитании патриотизма, интереса к мужеству советских женщин в годы войны.

Бондаренко А.Н., заведующая бухгалтерским отделением:

Цель урока мужества - рассказать о подвиге женщин на войне была достигнута благодаря большой подготовительной работе преподавателей и студентов. Использование разнообразных форм и методов, инновационных технологий позволило провести его на высоком современном уровне.

Каджикова Г.Д., руководитель воспитательной службы колледжа:

Вступительное слово преподавателей настроило аудиторию на предлагаемую тему. Мультимедийная презентация дополнила содержание. Разнообразное решение воспитательных задач имело эмоцианальное воздействие на студентов.

Совместная деятельность ярко отразила взаимодействие студенческого и преподавательского коллективов педагогического отделения.

Харченко Т.Н., заведующая заочным отделением:

В данной литературно-музыкальной композиции была поднята тема женщины на войне. Выбранная форма проведения наилучшим образом позволяет раскрыть и довести до слушателей мысль о подвиге женщин на полях Великой отечественной войны. В сценарии война была представлена воспоминаниями женщин – солдат, защищавших свою Родину и мир на нашей земле. Это были санинструкторы и летчицы, снайперы и партизанские комиссары.

Рассказы студентами педагогического отделения произносились с такой убедительностью и чувственностью, что создавалось впечатление просмотра кадров из фильма “А зори здесь тихие”. Демонстрация документальных фотографий, запечатлевших ужасы войны, боль и горечь народа, пережившего это, вызывает восхищение мужеством и чувством самопожертвования ради мира и победы.

Всем содержанием урока мужества был показан характер людей того времени и в этом был ответ: почему мы победили в той войне.

Показан высокий методический уровень проведения, умело составлен сценарий и отлично подготовлены студенты.