Процесс информатизации общества, который подразумевает применение информационных технологий во всех сферах науки и производства, затрагивает и образование на всех его ступенях. Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
В настоящее время все большее внимание отводится вопросу необходимости пересмотра традиционной технологии обучения в учебных заведениях, особенно средне – профессиональных и высших, которые направлены на подготовку специалистов определенной сферы деятельности. Данная проблематика, прежде всего, связанна с низкой эффективностью применяемых информационных технологий, что в конечном итоге, приводит неспособности формирования конкурентоспособного выпускника, который бы обладал отличительными навыками и умениями на рынке труда. Безусловно, огромную роль в становлении профессиональных способностей студента играет учебное заведение, которое должно обеспечивать все условия для развития и совершенствования будущего специалиста.
В современном обществе работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности, а информационная культура – важным фактором развития личности, частью общей культуры человека. Организация учебного процесса является весьма важным и первостепенным фактором зарождения истинного профессионала, поэтому в последнее время огромное значение отводится новым активным технологиям обучениям, хотя их использование не является абсолютным гарантом повышения эффективности обучения.
Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке специалистов. Перед средним профессиональным образованием стоит вопрос: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения. Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказаться в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Применение современных информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению.
Основными преимуществами современных информационных технологий являются наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам.. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Учебные дисциплины обладают уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению и преобразованию действительности, склонность к самореализации, способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех студентов, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Многие основные инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, то есть таких способов организации учебной работы, которые предполагают совместную деятельность студентов. Каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений и навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображения и т.д.).
Немаловажный фактор качественного обучения зависит от личности преподавателя, который в современном мире, должен отвечать не только обязательным требованиям профессионализма и компетентности, но и обладать способностями видеть, реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства студента, вовремя поддержать его, умением формировать психологический климат, обстановку жизнерадостности, организовать интересованную деятельность, использовать творческие методы. Только образование, построенное на взаимной высокой заинтересованности педагога и студента может эффективно перейти непосредственному использованию современных активных технологий обучения.
Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. Использование современных информационных технологий должно быть всегда в их взаимосвязи и взаимоединстве, должна быть обеспечена их интеграции в процессе обучения, что приведет к наиболее высокому конечному результату. При этом все эти технологии должны способствовать реализации главной цели образования – воспитание свободной, самоопределяющейся, самореализующейся, творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
Таким образом, использование преподавателями современных информационных технологий и методов в процессе обучения способствуют преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к развитию творческих способностей студентов.