ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Информация об учебном занятии | ||||||
Область деятельности дополнительного образования детей | декоративно-прикладное творчество | ||||||
1 | учреждение дополнительного образования | МОУ ДОД "Центр детского творчества" Тарского муниципального района Омской области | |||||
2 | Педагог дополнительного образования | Рарич Светлана Витальевна | |||||
3 | детское объединение | Мастерская "Волшебные бисеринки" | |||||
образовательная программа | "Бисерное рукоделие" | ||||||
4 | возраст учащихся | 9-16 лет | |||||
5 | количество человек в группе | 15 человек | |||||
6 | продолжительность учебного занятия | 45 минут | |||||
7 | тема учебного занятия | Итоговое занятие "Русская ярмарка" | |||||
8 | место данного учебного занятия в образовательной программе детского объединения | 1 год обучения, тема 6 | |||||
9 | тип учебного занятия | Проверка знаний и способов деятельности | |||||
10 | форма учебного занятия | Ярмарка | |||||
11 | цель учебного занятия | Обеспечение проверки и оценки знаний и способов деятельности воспитанников | |||||
12 | задачи учебного занятия | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|||||
13 | перечень вводимых понятий | Ярмарка, торги, товар, народная игра, забава. | |||||
Принципы обучения | Принцип единства
образовательной, развивающей и воспитательной
функции; Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога; Принцип доступности обучения; Принцип связи обучения с жизнью; Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. |
||||||
14 | Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы | Повторение основных понятий. Сформируют представление о проведении ярмарки. Закрепят основные приёмы работы с бисером. Выполнят коллективную работу творческого плана. | |||||
15 | Средства обучения (дидактические материалы, оборудование, ТСО, инструменты, материалы) | Инструменты и материалы для
бисероплетения: проволока, леска 0,15-0,17 мм, нитки
ЛЛ; иглы для бисера, ножницы. Готовые изделия из бисера, СD-диски с записями народных песен, магнитофон, карточки с заданиями, грамоты детям, благодарственные письма родителям, брошюры "Секреты бисероплетения". |
|||||
Методы обучения |
|||||||
Дидактическая задача | Методы обучения | Способ организации учебно-познавательной деятельности детей | |||||
Обеспечение мотивации воспитанников к продуктивной деятельности. | Метод стимулирования и мотивации - создание ситуации занимательности. | Создание благоприятного психологического климата для творческой работы, беседа. | |||||
Актуализация опорных знаний, ориентированных на осознание ребёнком себя в социуме. | Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. | Беседа. | |||||
Создание проблемной ситуации | Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса. | Постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемную ситуацию. | |||||
Получение детьми практического опыта в процессе совместного творческого поиска. | Метод игры. | Народные игры и забавы на ярмарке. | |||||
Анализ и оценка достижения цели занятия. | Методы контроля и самоконтроля. | Самооценка детьми собственной деятельности. | |||||
Ход учебного занятия по теме "Русская ярмарка" |
|||||||
№ | Этапы | Содержание работы | Время (мин.) | ||||
1 | Организационный | (Комната оформлена под
"ярмарку", торговые лавки заполнены разным
"товаром": изделия детей из бисера - сувениры,
украшения, многое другое. В центре ярмарки - стол
с самоваром и калачами, блинами, сладостями.
Играет мелодия "Ехал на ярмарку ухарь купец:".
На занятие приглашены родители, бабушки и
дедушки)) Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию. Педагог:
- Здравствуйте, люди добрые, да ребятишки славные! Благодарю вас, что пришли сегодня к нам на праздничную ярмарку, ярмарку необычную! Приглашаю всех на Праздничную площадь можно, только отперев замок, ключ от которого спрятан в сувенирах и игрушках, расположенных на столе перед дверью. Кто первым найдёт ключ, тот и откроет нам дверь на Праздничную площадь. |
5 минут | ||||
2 | Подготовительный | Педагог: (играет ярмарочная
музыка)
|
5 минут | ||||
3 | Основной | Педагог: - В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века. - Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом. - однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане! - О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием. По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка. - В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)". Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов. - У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.
|
15 минут | ||||
4 | Игровая часть | Педагог: - Спасибо вам, девочки, вы с интересом нам рассказали о таком прекрасном виде декоративно-прикладного творчества как бисероплетение, а сейчас мы хотим научить вас как же нужно хлопать нашим юным мастерицам. Я буду произносить слова, а вы должны либо хлопать, либо нет.
- Следующий конкурс: надо заплести девичью косу. Коса ведь - девичья краса (звучит музыка " Ехал на ярмарку:"). Кто быстрее и красивее заплетёт косу, тот победитель. - Сейчас я предлагаю всем продолжить нашу ярмарку. На ярмарке кроме торгов народ ещё и развлекался, предлагаю всем поиграть в русскую народную игру "Венок" (под музыку) (Приложение 1). - Сегодня мы разучим старинную игру "Заря". (Приложение 1) - А ещё ребятишки любили играть в такую игру как "Стадо". (Приложение 1) Когда ярмарка заканчивалась, начиналась ещё одна потеха: участники устраивали бои "стенка на стенку". Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям - свистулек из акации, жене - платок или бусы, старикам - земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось! |
|||||
5 | Итоговый | Педагог: - Наша Тарская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тарским Прииртышьем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей русской ярмарке и узнали много нового. Что вы сегодня увидели на ярмарке? О чём можете рассказать? - Пришла пора прощания и хочется сказать слова благодарности нашим мастерицам и их родителям (вручение грамот, благодарственных писем и брошюр "Секреты мастерства") Приложение 4.
(звучит песня В.Девятова "Этой ярмарки краски". Ярмарка заканчивается чаепитием за общим столом. |