Значимые части слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Цель: систематизировать знания по теме «Значимые части слова»

Задачи:

  • повторить способы действий при выделении основы и окончания, корня и аффиксов;
  • упражняться в нахождении одноморфемных слов,
  • развивать умение слушать друг друга, работать в парах

Оборудование: проектор, школьные ноутбуки, ноутбук учителя, экран

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дорогие, ребята! Сегодня я хочу начать урок с возвращения к разговору, который состоялся у нас неделю назад. Разрешите вам напомнить: «Весенним вечером ребята, как обычно собрались у Пети. Петин папа спросил, что нового они узнали во втором классе?
Маша сказала:
– Ой, мы за год так много узнали! Разве обо всём расскажешь?
Тогда Петин папа попросил рассказать о самом главном. Все ребята сошлись в одном, самое главное – это то, что мы узнали про слово. Первым стал вспоминать Петя, давайте очень быстро вспомним, о чем он говорил. (Для того, чтобы из слов получилось высказывание, они должны изменяться)

Слова изменяются (Презентация 1, слайды 2-4)

Предметы

Действия

Признаки

по числам (ед.ч и мн.ч)
падежам (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю)
настоящего времени по лицам, числам:

я         мы
ты        вы
он, она, оно    они

прошедшего времени по числам, родам (ж., м., ср.)

по числам (ед.ч и мн.ч)
падежам (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю)
по родам (ж., м., ср.)

II. Новая тема

После Пети стал рассказывать Алёша (в роли Алёши выступает подготовленный ребёнок). Итак, встречайте – Алёша. (Презентация 1, слайды 5-6)

Алёша: Я думаю, самое важное и интересное, что мы узнали о слове, – это то, как оно устроено. Оказывается, слово, как и любая вещь, состоит из разных частей. И у каждой части – своя особая работа. Вот совсем коротенькое слово – море. Но в нём две части. Первая из них мор, указывает, какой именно предмет называет слово. Это основа слова. А вторая часть е, сообщает, что речь идёт об одном предмете. Это окончание.
Основа слова сама может состоять из нескольких частей. Самая главная из них – это корень. Он повторяется во всех словах, которые образованы от одного и того же слова. Например, в словах моряк, морской, приморский тот же корень -мор-, что и у слова море, от которого они образованы. Такие слова называются однокоренными или родственными. Они образуются с помощью приставок или суффиксов. Это тоже очень важные, но совсем не обязательные части основы слова.

– Всё ли вам ребята понятно из рассказа Алёши? Есть у вас к нему вопросы?

(Bопросы от ребят заготовлены заранее, 3 человека)

  • Бывают ли слова без окончания? А без основы?
  • Какая часть слова может быть нулевой?
  • Может ли одна и та же приставка работать в разных словах? А один и тот же суффикс?

Учитель: Нет ли у тебя Алёша интересного задания для ребят?

Алёша: Есть (Презентация 1, слайд 7) Проверьте, являются ли однокоренными слова дорога, бездорожье, дорогой.

III. Физминутка

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

Учитель: В физминутке встретилось слово, однокоренное данным словам, выпишите его и докажите, что вы правы.

IV. Закрепление  полученных знаний

Стр. 121 упражнение № 356 (подобрать однокоренные слова):

Заготовить, готовить, заготовка, готов, готовый.
Тетрадный, тетрадка, тетрадь, тетрадочка.
Домик, дом, домище, домовой, домовёнок.

V. Физминутка для глаз

По маленьким ноутбукам, песенка о матрёшках (Презентация 2)

Учитель: Проверим, на сколько внимательно вы слушали физминутку. Кто сможет назвать однокоренные слова, которые в ней встретились? Я тоже их выписала, проверьте:

  • матрёшечки
  • матрёшки
  • матрёшек

– Права ли я? (Нет, слова «матрёшки» и «матрёшек» – это изменение одного и того же слова)

VI. Лото (по маленьким ноутбукам)

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по этой теме, для этого необходимо выполнить небольшой тест (Презентация 3).

VII. Рефлексия

Учитель: Продолжите предложение:

– Сегодня на уроке было …
– Сегодня на уроке я узнал … (отправляют на монитор учителя через локальную сеть)

VIII. Итог урока

– Домашнее задание: написать мини-сочинение, в котором будут использоваться однокоренные слова  к слову снег.