Цель: систематизировать знания по теме «Значимые части слова»
Задачи:
- повторить способы действий при выделении основы и окончания, корня и аффиксов;
- упражняться в нахождении одноморфемных слов,
- развивать умение слушать друг друга, работать в парах
Оборудование: проектор, школьные ноутбуки, ноутбук учителя, экран
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Дорогие, ребята! Сегодня я хочу
начать урок с возвращения к разговору, который
состоялся у нас неделю назад. Разрешите вам
напомнить: «Весенним вечером ребята, как обычно
собрались у Пети. Петин папа спросил, что нового
они узнали во втором классе?
Маша сказала:
– Ой, мы за год так много узнали! Разве обо всём
расскажешь?
Тогда Петин папа попросил рассказать о самом
главном. Все ребята сошлись в одном, самое
главное – это то, что мы узнали про слово. Первым
стал вспоминать Петя, давайте очень быстро
вспомним, о чем он говорил. (Для того, чтобы из
слов получилось высказывание, они должны
изменяться)
Слова изменяются (Презентация 1, слайды 2-4)
Предметы |
Действия |
Признаки |
по числам (ед.ч и мн.ч) падежам (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю) |
настоящего времени по
лицам, числам:
прошедшего времени по числам, родам (ж., м., ср.) |
по числам (ед.ч и мн.ч) падежам (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю) по родам (ж., м., ср.) |
II. Новая тема
После Пети стал рассказывать Алёша (в роли Алёши выступает подготовленный ребёнок). Итак, встречайте – Алёша. (Презентация 1, слайды 5-6)
Алёша: Я думаю, самое важное и
интересное, что мы узнали о слове, – это то, как
оно устроено. Оказывается, слово, как и любая
вещь, состоит из разных частей. И у каждой части –
своя особая работа. Вот совсем коротенькое слово
– море. Но в нём две части. Первая
из них – мор, указывает,
какой именно предмет называет слово. Это основа
слова. А вторая часть – е, сообщает,
что речь идёт об одном предмете. Это –
окончание.
Основа слова сама может состоять из нескольких
частей. Самая главная из них – это корень. Он
повторяется во всех словах, которые образованы
от одного и того же слова. Например, в словах моряк,
морской, приморский тот же корень -мор-,
что и у слова море, от которого они образованы.
Такие слова называются однокоренными или
родственными. Они образуются с помощью приставок
или суффиксов. Это тоже очень важные, но совсем не
обязательные части основы слова.
– Всё ли вам ребята понятно из рассказа Алёши? Есть у вас к нему вопросы?
(Bопросы от ребят заготовлены заранее, 3 человека)
- Бывают ли слова без окончания? А без основы?
- Какая часть слова может быть нулевой?
- Может ли одна и та же приставка работать в разных словах? А один и тот же суффикс?
Учитель: Нет ли у тебя Алёша интересного задания для ребят?
Алёша: Есть (Презентация 1, слайд 7) Проверьте, являются ли однокоренными слова дорога, бездорожье, дорогой.
III. Физминутка
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
Учитель: В физминутке встретилось слово, однокоренное данным словам, выпишите его и докажите, что вы правы.
IV. Закрепление полученных знаний
Стр. 121 упражнение № 356 (подобрать однокоренные слова):
Заготовить, готовить, заготовка,
готов, готовый.
Тетрадный, тетрадка, тетрадь,
тетрадочка.
Домик, дом, домище, домовой, домовёнок.
V. Физминутка для глаз
По маленьким ноутбукам, песенка о матрёшках (Презентация 2)
Учитель: Проверим, на сколько внимательно вы слушали физминутку. Кто сможет назвать однокоренные слова, которые в ней встретились? Я тоже их выписала, проверьте:
- матрёшечки
- матрёшки
- матрёшек
– Права ли я? (Нет, слова «матрёшки» и «матрёшек» – это изменение одного и того же слова)
VI. Лото (по маленьким ноутбукам)
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по этой теме, для этого необходимо выполнить небольшой тест (Презентация 3).
VII. Рефлексия
Учитель: Продолжите предложение:
– Сегодня на уроке было …
– Сегодня на уроке я узнал … (отправляют на
монитор учителя через локальную сеть)
VIII. Итог урока
– Домашнее задание: написать мини-сочинение, в котором будут использоваться однокоренные слова к слову снег.