Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по предупреждению детского травматизма “Как избежать неприятностей” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на два года обучения <Приложение 1>.
Программа направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений.
Предупреждение детского травматизма – одна из наиболее актуальных проблем современности. Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. В этих особых условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, т.к. детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.
Данная программа разработана на основе программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. с использованием системы работы по предупреждению детского травматизма на основе русских народных и авторских сказок.
Цели программы
- формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- формирование ценностей здорового образа жизни, необходимость которых продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей;
- формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.
Задачи программы
- выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит безопасность ребенка;
- находить адекватные способы объяснения детям этих правил и слежение за их выполнением;
- рассказать детям о различных взаимоотношениях между людьми, о причинах возникновения различных эмоций (страх, испуг, злость и т.д.);
- научить выходить из трудных жизненных ситуаций или внутренних конфликтов;
- закрепить знания об опасных предметах, правилах поведения в общественных местах и на проезжей части;
- обсудить всевозможные способы вызова помощи в критических ситуациях;
- призывать детей к здоровому образу жизни, объясняя специфику человеческого организма и его потребностей.
Условия реализации задач
- Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в ДОУ, которая включает: уголки безопасности в группах; информационные уголки для родителей; познавательно-агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых;
- успешной реализации программы способствуют: чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Прогнозируемые результаты
- знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;
- формирование ценностей здорового образа жизни;
- знания основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из четырех связанных между собой блоков: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок на улице”, “Здоровье ребенка”, “Ребенок и природа”.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (16 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (28 занятий).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора (по подгруппам до 15 детей).
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы обследования: Обследование детей проводится два раза в год – до и после начала этапа обучения в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1-й год обучения | ||||
1. | Ребенок на улице | 2 ч 05 мин | 50 мин | 1 ч 15 мин |
2. | Ребенок и другие люди | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
3. | Здоровье ребенка | 2 ч 05 мин | 50 мин | 1 ч 15 мин |
4. | Ребенок и природа | 1 ч 40 мин | 40 мин | 1 ч |
Всего: | По первому году обучения | 6 ч 40 мин | 2 ч 40 мин | 4 ч |
2-й год обучения | ||||
1. | Ребенок на улице | 5 ч | 1 ч 40 мин | 3 ч 20 мин |
2. | Ребенок и другие люди | 4 ч | 1 ч 20 мин | 2 ч 40 мин |
3. | Здоровье ребенка | 2 ч 30 мин | 50 мин | 1 ч 40 мин |
4. | Ребенок и природа | 2 ч 30 мин | 50 мин | 1 ч 40 мин |
Всего: | По второму году обучения | 14 ч | 4 ч 40 мин | 9 ч 20 мин |
Итого по курсу обучения: | 20 ч 40 мин | 7 ч 20 мин | 13 ч 20 мин |
Методическое обеспечение.
“Формы и методы работы с детьми, методики и технологии не являются раз и навсегда зафиксированными и постоянными” - отмечал в своей теории педагогической логики А.С.Макаренко. Поэтому для автора было очень важно соотнести выбираемые технологии обучения и воспитания с особенностями каждого ребенка и детского коллектива. Общий принцип выбора методов – гуманизм отношений педагога и воспитанников.
Внешнее выражение педагогического процесса основывается на таких формах обучения, как:
- традиционные занятия;
- игровые занятия.
Методы и приемы:
Методы формирования познания | Методы организации деятельности формирования опыта поведения | Методы стимулирования деятельности | Методы контроля, самоконтроля, самооценки |
объяснение; разъяснение; беседа; рассказ; пример | упражнение; тренировка; приучение; поручение; воспитывающие ситуации | поощрение; порицание; одобрение; похвала; соревнование; контроль | педагогическое наблюдение за детьми; беседы |
Методы и приемы применяются в единстве с определенными средствами обучения.
В качестве дидактического материала автор данной программы использует:
1. Демонстрационный материал “Как избежать неприятностей”.
2. Демонстрационный материал “Уроки доброты”.
3. Демонстрационный материал “Уроки Вежливости”.
4. Демонстрационный материал “Я развиваюсь”.
5. Демонстрационный материал “Транспорт”.
6. Настольные игры:
- Основы безопасности на дорогах
- Лото “Транспорт”
- Домино “Дорога”
- Занимательная дорожная азбука
- Лото “Основы безопасности”
- “Правила дорожного движения”
- “Лото вежливости”
- Игра-лото “Семья”
- Игра “Дорожные знаки”
7. Раскраска “ОБЖ для детей”.
8. Пособие “Мое тело”.
9. Подвижные игры: “Светофор”, “Стоп”, “Знакомый, свой, чужой”, “Веселый трамвай”, “Спасатели”, “Семья”, “Больница”, “Воробышки и автомобиль”, “Разноцветные автомобили”, “Съедобное-несъедобное” и др..
Список литературы для детей и родителей
- З.Александрова “Про девочку “Да” и мальчика “Нет”.
- С.Михалков “А что у вас?”, “Дядя Степа милиционер”.
- Граубин “Спички”.
- А.Барто “Стекло”, “Медвежонок - невежа”, “Девочка чумазая”.
- К.Чуковский “Мойдодыр”, “Котауси и Мауси”, “Путаница”.
- РНС “Колобок”, “Снегурочка и лиса”, “Гуси-лебеди”, “Петушок – золотой гребешок”.
- Т.Д.Нуждина “Зубная щетка”, “Мыло”, “Вилка”.
- А.Н.Толстой “Саша был трус”.
- Е.Казаков “Чик-чик ножницами”.
- Ю.Пермяков “Торопливый ножик”.
- Г.Остер “Вредные советы”.
- Н.Найденова “Наши полотенца”.
- Н.Носов “Автомобиль”.
- П.Образцов “Лечу куклу”.
- Е.Пермяков “Про нос и про язык”.
- Л.Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”.
- С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.
- Ш.Перро “Красная шапочка”, “Золушка”.
- Т.Шишкова “У страха глаза велики”, “Смелый трусишка”.
- В.И.Туралина, И.В.Журавлева “Сережа и Тимоша – поучительная история двух друзей”.
- “Сказка про город дорожных знаков”.
- Ю.Тувим “Овощи”.
- И.Ю.Светенко “Правила Пети Иванова”.
- С.Волков “Про правила дорожного движения”.
- Книга-пособие “Здравствуй, друг, дорожный знак”.
- Р.П.Бабкина “Мой друг - Светофорик”.
- “Сказка про город дорожных знаков”.
- В.Осеева “Волшебное слово”.
- Стихи, загадки, пословицы, поговорки.
Список использованной литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность. – Спб.: “Детство-Пресс”, 2004.
- Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
- Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2005.
- “Истоки”: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: 2001.
- Князева О.Л. “Я-ты-мы”. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2003.
- Козлова С.А.. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: “ЛИНКА - ПРЕСС”, 2000.
- Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО “Издательство ДОМ.XXI век”.
- Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. Социальное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2010.