Метод координат

Разделы: Информатика


Цель: Сформировать представление о методе координат и его использовании для кодирования графической информации.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации
  • усвоить понятие системы координат
  • освоить основные приемы построения изображений в системе координат.

Развивающая:

  • развитие логического мышления, внимания, усидчивости.

Воспитывающая:

  • повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

Дидактические средства и материалы: презентация, раздаточный материал.

Психолого-педагогическая характеристика класса: класс 5 “б” – сильный, в нем учатся активные, живые дети, которые легко идут на контакт, могут рассуждать и делать выводы. Поэтому можно построить урок с элементами поисковой деятельности и игровыми моментами.

Место темы в структуре учебного курса: первый вводный урок.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами игры и поисковой деятельности.

Вид урока: Урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Изучение нового материала (9 мин)
  3. Закрепление изученного материала (20 мин)
  4. Итоги урока. Домашнее задание (3 мин)
  5. Физкультминутка (2 мин)
  6. Работа за компьютером (8 мин)
  7. Рефлексия (1 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня и поговорим, и поиграем, и поработаем за компьютером. За активную работу я буду награждать вас звездочками. В конце урока мы их подсчитаем и тем, кто заработал их больше всего поставим отметки.

2. Изучение нового материала

– Посмотрите, ребята, что я вам принесла сегодня на урок! (Учитель показывает цифровой фотоаппарат.)

Вопрос: Я думаю, все вы мне сейчас скажите, что это? (Цифровой фотоаппарат.)
Вопрос: А кто-нибудь знает, почему он называется цифровым? (Вся информация в нем (фотографии) хранится в цифровом виде, т.е. в виде цифр.)

Если учащиеся не отвечают сразу на этот вопрос можно тогда вспомнить с ними, какие способы кодирования информации существуют и после этого вернуться к поставленному вопросу.

О, какие вы умные! Я хотела поставить вас этим вопросом в тупик. Молодцы, все верно. Оказывается, ребята, чтобы построить изображение, например, фигуру, достаточно построить ключевые точки (слайд 2 (см. Приложение 1) – появляются точки, из которых состоит фигура), а затем определенным образом их соединить (слайд 2 – точки соединяются и получается фигура).

Вопрос: Значит, чтобы закодировать рисунок нужно в первую очередь закодировать что? (точки).

Вопрос: А как закодировать точки с помощью цифр? (наверное, существует какой-нибудь метод).

Совершенно верно. И в этом нам поможет метод координат (слайд 3 – тема урока).

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, “классная работа”, тему сегодняшнего урока.

Метод координат очень важен не только в информатике, но и в других науках, особенно в математике. Вы с ним будете работать и в 6, и 8, и в старших классах.

Ну, а, прежде чем мы приступим к знакомству с данным методом, давайте посмотрим вот на эту картинку (слайд 4 – многоквартирный дом). Мы с вами идем в гости к другу. Знаем, что Сережа живет в 25 квартире.

Вопрос: Как нам попасть в нужную квартиру? (Сначала найти нужный подъезд, а затем подняться на нужный этаж). Если дети не отвечают сразу правильно на поставленный вопрос, задать наводящие вопросы, например, “мы зайдем в первый подъезд и сразу найдем нужную квартиру?”

Аналогичным образом мы будем действовать и в методе координат.

Нам понадобиться система координат. Построим ее.

Вначале строим горизонтальный координатный луч (слайд 5 – горизонтальная ось).

Вопрос: Из математики мы знаем, как он называется? (Ось OX).

Затем строим вертикальный координатный луч. Он называется ось OY (слайд 5 – вертикальная ось). Точка пересечения этих двух лучей называется началом координат или началом отсчета. Затем каждая ось разбивается на единичные отрезки, которые нумеруются от начала отсчета. У нас получилась прямоугольная система координат, которая носит имя знаменитого французского математика Рене Декарта.

А теперь давайте посмотрим, как же закодировать точку, используя метод координат.

Нам дана прямоугольная система координат и точка А. Нужно закодировать ее цифровым способом. Для этого мы должны указать ее координату по оси ОХ (т.е. подъезд, в котором наша точка живет), а затем координату по оси ОY (т.е. этаж, на котором наша точка находится) (слайд 6).

Помогаем мне (с помощью детей записываем на доске и в тетради координаты точки А(4;6)).

А теперь давайте наоборот, по координатам точки построим её. Для этого воспользуемся той заготовкой, которую я вам раздала, и будем строить на ней. Может быть, мне кто-то поможет это сделать? (С помощью ребят строим точку С с координатами (10;3))(слайд 7).

3. Закрепление изученного материала

Давайте попробуем самостоятельно определить координаты точек К и 1 (ребята поднимают руку, говорят координаты точек, и за верный ответ получают звездочку) (слайд 8).

Далее давайте попробуем построить точки по координатам (ребята поднимают руку, на интерактивной доске строят точки, и за верный ответ получают звездочку) (слайд 9).

А сейчас мы поиграем и определим самых метких стрелков (слайд 10). Для этого вы разбиты на команды. Вам будет дано задание. Та команда, которая первая верно выполнит задание получает звездочки.

Итак, задание № 1. Оно дано у вас на заготовках. Нашли его? Вам нужно определить координаты точек и записать их сбоку (учащиеся выполняют задание, затем оно со всеми проверяется. Команда, первая выполнившая задание верно, получает звездочку) (слайд 11).

А теперь задание более сложное. Откроем учебник на странице 33 и прочитаем задание 5. Здесь вам не только нужно построить координаты точек и подписать их, но еще и определенным образом соединить их между собой (слайд 12). Посмотрите внимательно, как эти точки соединяются между собой (учащиеся выполняют задание, затем оно со всеми проверяется. Команда, первая выполнившая задание верно, получает звездочку) (слайд 13).

Молодцы, вы хорошо поработали! Теперь мы знаем, кто у нас самые меткие стрелки

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

4. Итоги урока. Домашнее задание

Ребята, давайте подведем итоги:

Какой мы новый метод изучили сегодня? (метод координат).

Как вы думаете, где используется в быту метод координат? (в географии – долгота, широта, в зрительном зале, шахматная доска, морской бой).

Вывод: “Рисунки, схемы, чертежи, графики – графические формы представления информации. Метод координат – это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.” [1] (слайд 14).

А теперь давайте подсчитаем, кто сколько звезд заработал и выставим отметки (посчитываем количество звезд и выставляем отметки самым активным).

Домашнее задание:

1) стр.30–32 §1.8 – пересказ;
2) Нарисовать фигуру и закодировать её с помощью метода координат.

5. Физкультминутка

Я думаю, все мы немножечко устали. Давайте проведем физкультминутку и в этом нам поможет один из вас (к доске выходит один из учеников и проводит физкультминутку).

6. Работа за компьютером

Ребята продолжают печатать текст, который они начали печатать на прошлом занятии (стр. 159 учебника).

7. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать мнения, понравился ли вам сегодняшний урок. И какие моменты особенно запомнились вам? (ребята высказывают мнения)

А теперь, ребята, давайте прощаться. Спасибо вам за урок!

Литература:

  1. Босова Л.Л. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 191 с., илл.
  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 320 с.: ил.
  3. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя/О.Б.Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.